Сегодня 12:05 29.03.2024

«Лучше поздно, чем никогда», - заявил Б. Хасиков и присоединился к флешмобу «75 упражнений Победы» в начале минувшей недели. Многократный чемпион мира одновременно показал, что все еще находится в прекрасной физической форме, и что его вызовы мало кому интересны.

На первый взгляд, малозначительное событие можно рассмотреть комплексно. В культурном и политическом плане Калмыкия, как часть России, неразрывно связана с теми процессами, что протекают в стране в целом. И даже такая «мелочь», как атлетический флешмоб главы республики – лишь отзвук развития общей ситуации.

Без малого тридцать лет единственным по-настоящему «народным» праздником гражданского самосознания остаётся День Победы. Великая Отечественная война на протяжении всей постсоветской истории России сохраняет статус нашего самого важного исторического события. Об этом, в частности, неизменно говорили и говорят опросы общественного мнения, начиная с проведенного в 1990-м для ЦК КПСС исследования «исторического сознания населения РСФСР». А в 2010-х значимость Дня Победы стала активно расти. По данным уже ВЦИОМ, она выросла настолько значительно, что пару лет назад опередила по важности Новый год.

И ведь нельзя сказать, что такое развитие ситуации полностью зависит от внутренней государственной политики. Это, строго говоря, естественный запрос общества, которому нужен яркий ориентир. Существует ряд критериев, которым должны соответствовать символы прошлого, чтобы их можно было использовать для строительства национальной идентичности. Забегая вперед, можно сказать, что Победа соответствует всем критериям.

Например, узнаваемость. Память о Великой Отечественной войне — это, безусловно, узнаваемый символ, формирование которого происходит по разным каналам, как публичным, так и приватным – война затронула каждую семью. Второй критерий — способность представлять нас в положительном свете, то есть соответствовать культурно заданным шаблонам воображения политических сообществ. И с этой позиции память о войне ― уникальный ресурс, поскольку одновременно остается символом героического прошлого, великих жертв, страданий и спасения. И это очень пластичный символ, который можно встраивать в разные линии культурного повествования.

Третий критерий — неоспариваемость. Как ни взгляни на величайшую трагедию в истории человечества, но даже при всем обилии самых разных интерпретаций и трактовок, никто всерьез не подвергает сомнению значение войны, значение Победы. И именно поэтому оказалось, что это символ, универсально пригодный для политического использования. Более того, любого, кто сочтет возможным рефлексировать на тему, например, популистского использования Дня Победы, легко можно обвинить в кощунстве, попытке очернить или как-то оскорбить память предков.

С другой стороны, объективно, кроме как на Великую Отечественную войну, российским властям сложно найти более устойчивую идеологическую опору. Но этот символический ресурс не бесконечен, и гиперэксплуатация может ускорить его исчерпание. Не в этом ли причина инициации законов о защите исторической памяти? Кстати, удивительно, как наряду с ними в нашей стране соседствует официальный перенос даты окончания Второй Мировой войны, или как в общественном сознании постепенно, но неумолимо замещается настоящий символ – Знамя Победы на разного рода новоделы.

Тревожным звонком стал, например, запрет использования Знамени в ходе акции «Бессмертный полк» в Перми два года назад. В Управлении МВД России по городу тогда заявили, что запрет был утвержден протоколом заседания рабочей группы администрации города. И ведь даже Георгиевская лента, которую соотносят с гвардейской в Красной армии, или называют составной частью одного из наиболее почитаемых Орденов Славы, в годы войны георгиевской не называлась, тем более оттенок и дизайн были несколько иными.

Вместе с тем, для новой России акции такого рода получили огромную популярность в народе. Скорее всего, ввиду того, что раньше граждане, которые хотели выразить свое отношение к празднику, в значительной степени просто не знали, как они могли бы это сделать. Раньше 9 мая была понятная роль у главы государства, у военных, у телевидения, у артистов. А вот у граждан была скорее роль пассивных слушателей и зрителей. Или, если выражаться точнее, единственная категория граждан, за которой все признавали право быть активным и главным участником праздника, — это ветераны войны и люди ветеранского поколения. Но с годами эта категория уменьшается по естественным причинам, а праздник не теряет важности, скорее наоборот приобретает все большую весомость даже в политическом ключе.

Теперь наклейки на машину «На Берлин!», георгиевские ленточки, военная форма, — это все способы почувствовать себя более активным и сознательным гражданином. Самый одобряемый формат, судя по опросам, - акция «Бессмертный полк» - действительно, одно из важнейших событий, получивших широкую народную поддержку.

Но этим дело не ограничивается. Каждый год появляются новые акции и флешмобы, зачастую довольно абсурдные. Так, в этом году мэр Красноярска Сергей Еремин запустил движение «Гири Победы». Ввиду современной конъюнктуры все действо проходило онлайн, но участвующие могли заказать себе сертификаты и медали по интернету. «Никакие обстоятельства и ограничения не смогут помешать поздравить наших ветеранов. Мы будем делать это часто, много, но бережно и аккуратно, чтобы не навредить их здоровью. Есть простой способ — присоединиться к акции «Гири Победы» и поднять ее 75 раз. Каждый подъем — это любовь к нашим дорогим ветеранам», - сказал чиновник.

Нужно отметить, что вся нелепость ситуации была очевидна горожанам, большая часть которых в официальном сообществе города в соцсетях высказалась в негативном ключе. Мэру напомнили о проблемах в хозяйстве города, бессмысленности всей затеи, а также то, что ветераны в силу возраста, как правило, не пользуются благами интернета, и данное поздравление точно пройдет мимо адресата.

Что возвращает нас к очередному флешмобу, в котором принял участие Бату Сергеевич - «75 упражнений Победы». Молодецкая удаль, как и прежде, в спортивном прошлом, не перестает восхищать земляков. Однако насколько рады ветераны такому подарку – вопрос риторический. Опять же, настоящая суть этой и подобной акции – почувствовать и показать себя активным гражданином, а для закрепления результата положено передавать «вызов» друзьям.

Что глава республики и сделал: «Я, в свою очередь, передаю эстафету дальше, своим друзьям и коллегам, которые уважают историю нашей страны и ЗОЖ: Губернатору Калининградской области Антону Алиханову; Президенту и Партнеру Marathon Group Александру Винокурову; Руководителю администрации Главы Республики Калмыкия Чингису Берикову», - завершил своё видеопослание Хасиков.

Однако никто из перечисленных людей на «вызов» не ответил. Даже подчиненный Бериков не поддержал своего начальника в этом атлетическом начинании. Небезынтересно также то, что все крупные республиканские СМИ на прошлой неделе как-то обошли вниманием инициативу Б. Хасикова. Учитывая постоянный информационный голод, это довольно показательно.

Георгий Санджи-Горяев