Сегодня 07:50 20.04.2024

Среди самого разного рода событий в политической жизни республики как-то совсем без внимания осталось завершение карьеры Хонгора Эльбикова на посту министра культуры республики. Куцые объяснения официальных структур и редкие комментарии, оправдывающие «свершившуюся справедливость», не в счет. 

А вопросов, кстати, осталось много. Ведь до сих пор до конца не ясно – министр «ушел» или его «ушли». Если судить по хронологии, то 20 апреля Х. Эльбиков «уволился по собственному». А появившаяся следом информация республиканской прокуратуры упрямо наводит на мысль, что от него все же избавились. Оказывается, буквально по горячим следам, представителями «ока государева» в Минкульте была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Как гласят официальные источники, «совместно с Управлением по противодействию коррупции при главе РК». Согласитесь, от таких грозных формулировок у любого калмыцкого чиновника в груди ёкнет и сердце в пятки уйдет. Что там говорить о чрезвычайно осторожном и богобоязненном Эльбикове. А простым обывателям сразу померещатся сотни миллионов бюджетных рублей, как из «дела Левокумки». В общем, прокуроры совместно с местными последователями комиссара Каттани жути нагнали!

Но при дальнейшем изучении деталей «дела Эльбикова», становится как-то неловко за борцов с коррупцией, провернувших «масштабную операцию». Оказывается «грех» экс-министра состоял в том, что он принял на работу в свое министерство родную племянницу. Всего-то! Сначала любящий дядя в ноябре 2018 года, будучи председателем комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, включил родственницу в кадровый резерв. В сентябре 2019 г. он принял ее на должность ведущего специалиста Минкульта. А в декабре того же года, спустя всего три месяца работы, баджа объявил племяннице благодарность Министерства культуры и туризма РК «за добросовестный и плодотворный труд». Вот, собственно, если кратко, и вся суть «дела».

И глядя на дальнейшие скрупулезные пояснения и объяснения борцов за чистоту чиновничьих рядов, так и хочется спросить: «Вы это серьезно?». Интересно, сколько агентов-сотрудников выводили на чистую воду Эльбикова? Сколько они потратили времени и сил на выяснение всех обстоятельств, наличие конфликта интересов на государственной службе и прочего злого умысла? Сколько бумаги было потрачено на положенную по такому случаю писанину? В итоге на одной чаше весов оказалось трудоустройство племянницы. Что здесь можно сказать? Если серьезно, то ничего. Все прекрасно знают, что с работой в республике полный завал, устроится пусть даже на самую скромную должность можно только по блату. И если кому-то из родственников удается запрыгнуть в высокое кресло, то он, естественно, будет брать на работу только своих. Это такая традиция, которая многих устраивает, и для большинства в этом ничего зазорного нет. Пусть в ответ обитатели «белого дома», серьезные люди в синих мундирах и представители Управления по противодействию коррупции при главе РК важно надувают щеки, но в уме они с этим полностью согласны. Ведь если своим не помогать, то родичи могут не понять. Одно дело племянницу устроить, и совсем другое, когда должность можно продать.

Так вот к чему мы все-таки вспомнили об Эльбикове, вернее, о его «деле»? Таким образом до него не раз грешили его коллеги, но им такие проделки в большинстве случаев сходили с рук. Возможно, Хонгору Бадмаевичу элементарно не повезло. Почему то нынешние власти не поленились и решили откопать этот факт, придать ему огласку и оформить «дело». Можно предположить, что в нынешних властных раскладах Эльбиков в число «своих» не входил и его уход был делом времени. Как показали события, повод для этого нашелся быстро вкупе с пристальным вниманием надзорных органов.

Но почему те же органы до сих пор молчат о более громких фактах? Духа не хватает? Напомним, что по итогам прошлогодних выборов в ЭГС депутатскими мандатами обзавелись родной братишка главы РК – Аюка Хасиков и его сват Николай Орзаев, ставший председателем горсобрания. Их присутствие в так называемой «команде Бату» уже на этапе предвыборной кампании вызвало массу кривотолков. И в придачу к ним целая «лаганская диаспора» во главе с бывшей учительницей Б. Хасикова – Софьей Анжировой. Разве в этом нет конфликта интересов? Или недавнее назначение на должность руководителя АО «Племзавод им. А. Чапчаева» Баты Каруева, сына джангарчи Владимира Каруева, в миру – советника главы РК. По итогам выборов в ЭГС однозначно высказался полпред президента в ЮФО Владимир Устинов, ткнувший калмыцкие власти носом в факт кумовства.

Продолжая городскую тему, отметим, что важность темы кумовства и «своих» в политическом плане так не была по достоинству оценена и просчитана нынешними властями. Анализ рисков и возможных последствий местными «политтехнологами» был полностью проигнорирован. Хотя еще летом прошлого года наблюдатели заостряли внимание на полном отсутствии в предвыборном списке «единороссов», известном как «команда Бату, представителей не титульной нации. К сожалению, абсолютно ошибочная и далеко не безобидная линия поведения в столь щекотливом вопросе продолжается. В качестве доказательства приведем явно не случайный уход с должности председателя контрольно-счетной комиссии г. Элисты Евгения Алексеева, покинувшего «серый дом» в январе этого года.

Но вернемся к Эльбикову. Этот и без того сложный год для бывшего министра явно не задался. Предположим, что к грядущему увольнению он все-таки был морально готов, потому что в последнее время часто становился объектом довольно колких комментариев и жесткой информационной атаки в калмыцком сегменте интернета. Но почему заинтересованные в его уходе лица только сейчас обратили внимание на огрехи в его работе, прикрываясь мнением профессионалов? Эльбиков работал в должности министра с 2015 года, наработав пять лет стажа на этой должности. Почему при заполнении анкеты никто не обратил внимание на то, что претендент на кресло министра культуры не имеет профильного образования? Судя по данным из открытых источников, руководитель отрасли культуры в свое время окончил Астраханский мединститут им. А. В. Луначарского, являясь дипломированным врачом анестезиологом-реаниматологом. Будь Эльбиков на тот момент безработным, то биржа труда направила его в какую-нибудь больницу, что было бы логичным и правильным решением. Но судьба распорядилась иначе. К тому же злые языки утверждали, что за «переквалификацию» врача похлопотали на самом высоком уровне. Что тут сказать – работал бы по специальности, беды бы не знал. Да, чуть не забыл. Наверное, и с должностью руководителя региональной Общественной приемной «Единой России» Х. Эльбикову тоже придется попрощаться.

Анатолий ДОРДЖИЕВ