Сегодня 10:16 29.03.2024

Россия постепенно отказывается от печатных СМИ в пользу интернет-изданий. Последнее десятилетие вместе с развитием электронных медиаресурсов поставило на грань выживания традиционную журналистику. С праздником, коллеги!

В понедельник в нашей стране буднично отпраздновался День российской печати. Традиционная журналистика существует лет двести пятьдесят. Хотя, считается, что первой печатной газетой в мире стало китайское издание аж в VIII веке н.э., но только в конце XVIII века медиа стали не только важнейшим инструментом влияния на жизнь общества, но и средством зарабатывания денег. Позже, в XX столетии, газетам пришлось соперничать за внимание аудитории с радио и телевидением. Однако сегодня ясно, что те, новые форматы подачи информации, скорее, дополняли печать, но не вытесняли ее. Никто всерьез не считал, что ТВ и радио способны дать настоящую альтернативу газетам и журналам.

Сегодня такая альтернатива существует. На рубеже XX и XXI веков появилось и стало бурно развиваться новое средство передачи информации – интернет. Без всякого преувеличения это можно назвать не только технологической, но и культурной революцией в обществе. Цифровой формат и мировая сеть изменили привычные представления об обмене информацией, с развитием и распространением «паутины» скорость и объем передачи данных все увеличивались. Несомненное благо для общества, вместе с тем, породило новые серьезные вызовы для устоявшейся сферы печатных СМИ.

России в этом смысле повезло еще меньше, чем странам «развитого капитализма». На условном Западе и сегодня сохраняется преемственность привычки читать газеты, которые воспитывают поколения читателей, так сохраняется традиции потребления печатной прессы. Их не обошел стороной кризис традиционного формата газетной журналистики, но в России такого рода преемственность прервалась в девяностые годы прошлого века – ввиду очевидных причин, множество газет или журналов советского типа не смогли перестроиться под новые реалии, старшее поколение отказывалось от своей привычки читать прессу, молодое в полной мере данную традицию не переняло.

С другой стороны, новое время породило множество новых изданий, даже у нас в Калмыкии за последние три десятилетия только общереспубликанских газет появилось (и кануло в Лету) столько, что только диву даешься. Тем не менее, «невидимая рука рынка» душила и душит издания, как котят. Без поддержки со стороны государства и власти большинство газет и журналов существовать не может. Но если у власти и ее представителей имеется возможность влиять на печать экономическим путем – то газета сразу становится карманным изданием. Появляется самоцензура и давление государства в том или ином ракурсе. Так что журналист-печатник сегодня, в большинстве случаев – категорически не свободен.

В то же время, развитие интернета и соцсетей привело к тому, что в различных блогах образовалось сонма авторов, которые хоть и не выражаются профессионально, но зато высказываются абсолютно свободно, привлекая к себе читательскую и зрительскую аудиторию. Так, сегодня блогеры уже стали популярнее и важнее журналистов.

Кроме того, оперативность подачи информации у интернет-ресурсов многократно выше, мировая паутина реагирует моментально. Например, в ходе протестных митингов в Элисте, фото- и видеоматериалы, а также текстовые новостные сообщения повалялись в социальных сетях в режиме онлайн. У традиционной печати нет никакой возможности предложить что-либо подобное. Новости сегодня устаревают за несколько минут. «Сегодняшняя» газета на самом деле оказывается вчерашней. По нынешним меркам это позапрошлый век.

Также в прошлое уходят и большие тексты. В современной парадигме преподнесения информации ценится срочность, краткость, новости подаются практически тезисно. К примеру, до этого места статьи добралось менее половины людей, начавших её читать, остальные переключили внимание на что-то другое. Во всяком случае, исследования на эту тему говорят, что, если текст состоит из более чем тысячи слов – до середины в лучшем случае добирается 50% потребителей. Так среда формирует пресловутое клиповое мышление, прививает нежелание долго удерживать внимание и даже функциональную неграмотность – серьезное затруднение или даже невозможность усваивания большого печатного текста. Однако люди не стали читать меньше по, так сказать, «удельному объему», скорее наоборот, потребляют сегодня как никогда много контента, вот только в форме малых текстов. И даже большой материал сегодня обычно оформляется, как ряд связанных между собой сообщений, вперемешку с картинками и инфографикой («лонгрид» - на профессиональном жаргоне), а иначе удержать внимание читателя не получается.

Со всеми этими вызовами сегодня сталкивается любая пресса, калмыцкая в том числе. Уязвимость изданий очевидна для любого человека «в теме». Потребитель же о творящемся в сфере может узнать только по наиболее ярким симптомам.

Например, в январе 2020 после шести с половиной лет существования перестало выходить в свет правительственное издание «Калмыкия Сегодня». То есть даже мнимая поддержка региональной власти не дает гарантию безопасности. В относительной сохранности у нас могут быть уверены разве что «Хальмг Унн», и то, только из-за статуса самой старой и единственной калмыцкоязыной газеты региона. Закрыть ее – политическое самоубийство для любого чиновника.

Как выживать в условиях обострившейся конкуренции и веяний нового времени? Особенно остро стоит проблема перед малыми региональными редакциями. На этот вопрос есть дежурный ответ – необходимо каким-то образом генерировать уникальный продукт, который будет настолько интересен людям, что они станут предпочитать старый газетный формат интернет-сёрфингу. Но это утопия. Уникальное содержание невозможно без сложно организованной сети авторов и источников информации, что само собой предполагает огромные траты для редакции. А деньги инвесторов уходят в другие категории СМИ. Таким образом, при непрерывном росте технической сложности медиа содержательно они деградируют и уступают соцсетям и блогерам.

Даже та газета, что прямо сейчас находится в ваших руках решает вопрос экономического выживания, наверное, единственным возможным простым способом – отдав серьезную долю печатной площади под рекламу. Только так остается хоть какой-то шанс сохранить возможность публикаций на общественно-политическую тематику.

Стоить заметить еще один даже несколько парадоксальный момент, журналисты почти всегда – профессионально консервативные люди. Однажды научившись ремеслу, они (мы) потом долгие годы придерживаются полученных лекал производства контента. При этом, в подавляющем большинстве случаев передача профессии молодому поколению происходит «у станка» - непосредственно в редакциях, где старшие коллеги делятся во многом устаревшим опытом. Этот консерватизм мешает многим объективно взглянуть на изменения, которые происходят вокруг. Так журналисты, игнорируя изменения, оказываются в положении динозавров в мире млекопитающих.

Традиционная журналистика уже много лет находится в условиях кризиса. Печатной прессе давно предвещают вымирание. Конечно, полного ее исчезновения не произойдет, как сохранялись до последнего времени письма, написанные от руки. Она гарантировано останется в сфере рекламы, в каких-то узких сегментах. Например, шанс на выживание имеют красочно оформленные журналы по направлениям, где важны не содержание, а иллюстрации. Разумеется, профессионализм никто не отменял, и бизнес, связанный с распространением информации, будет развиваться. Но вопрос о том, какие формы он приобретет в итоге, какими инструментами будет пользоваться и какими способами станут зарабатываться деньги в эпоху интернета, остается открытым.

Георгий Санджи-Горяев

Журналистика – это организованное злословие
Оскар Уайльд