Сегодня 07:42 24.04.2024

9 и 10 ноября 2019 года в столице Литвы в г. Вильнюс прошел восьмой по счету Форум «Свободная Россия». Количество участников было более 500 человек. География представителей была обширна и представляла 50 регионов Российской Федерации. Форум был основан в марте 2016 года Гарри Каспаровым и Иваном Тютриным — бывшим исполнительным директором российского демократического движения «Солидарность». Проводится два раза в год в г. Вильнюсе (Литва).

Форум ставит перед собой задачу формирования интеллектуальной альтернативы действующему в России политическому режиму. По заявлению организаторов, любой желающий, разделяющий ценности демократии и считающий Россию неотъемлемой частью цивилизованного международного сообщества, может стать участником, спонсором и организатором Форума. Всего за период с марта 2016 года прошло 8 конференций (форумов). Проекты ФСР включают «Кадровый резерв» (подготовка лидеров для демократических перемен), «Список Путина» (досье на деятелей нынешнего режима) и Мониторинг преследований религиозных меньшинств.

Особенностью Форума свободной России является широкий идеологический спектр участников. Это несистемные либералы, национал-демократы, социал-демократы, либертарианцы. В форуме принимают участие представители разных политических организаций и объединений: ПАРНАС, «Открытая Россия», движение «Солидарность», партия «Яблоко», «Партия перемен», штабы Алексея Навального.

К сожалению, в силу разных, в том числе политических и правовых обстоятельств, представители нашей Республики, которые являются участниками демократического движения с 1990-х годов, а некоторые – с конца 1980-х, не смогли прибыть на Форум. По просьбе Бадмаева Валерия Антоновича, коллективную позицию пришлось представлять мне, человеку, относительно недавно пришедшему в публичную политику.

Тем для обсуждения было несколько. Назову лишь несколько из них. Тема «Динамика общественных настроений в России». Спикером выступил А. Илларионов и другие общественные деятели. Еще один пункт повестки дня необходимо подчеркнуть. Это так называемый «список Путина», куда вошли и еще войдут чиновники, полицейские, следователи, сотрудники спецслужб, судьи и другие люди, так или иначе причастные к репрессиям против мирных людей. Список будет представлен в Международные органы и правительствам стран для принятия санкций в отношении этих лиц.

Был проведен также круглый стол региональных активистов на тему: «нужен ли России новый федеративный договор?», где попросили выступить меня по ситуации в Республике Калмыкия. Многие факты наших протестов участникам Форума были известны, но тем не менее я чувствовал искренний интерес людей к событиям в Элисте. Этот круглый стол был еще интересен тем, что в нем принимали участие представители малочисленных народов, как из Российской Федерации, так и из эмиграции. В какой-то момент площадка этого круглого стола стала чуть ли не главной повесткой дня, хотя проводилась она в зале, гораздо меньшей, чем основной зал. Всех интересовал послепутинский период и как надо строить отношения между регионами и федеральным центром. Было отмечено, что существующие отношения регионов и Москвы носят откровенно неравноправный характер и это необходимо менять.

Если вкратце охарактеризовать повестку прошедшего Форума и то, что говорилось вне его поля и касающиеся напрямую нашего народа, то можно определить ее следующим образом: «Нынешняя путинская Россия – это централизованное, репрессивное и деградирующее государство. Это государство с несвободным сословным обществом и ограниченными в правах и свободах гражданами.

Следует отметить, что нынешний автократический режим агрессивен и продолжает целенаправленное движение в сторону полноценной диктатуры. Огромный репрессивный аппарат активен и включает в себя, не только государственные и правовые институты, но и часть населения, имея всевозможные обоснования и оформленный в законе мандат на насилие, хотя право на насилие пока в полной мере не реализован.

Вторым важным обстоятельством является то, что многие ошибочно рассматривают только национальные регионы – Республики, не принимая во внимание наличия важнейшей составляющей российской государственности – нерусских народов РФ. Международное законодательство регулирует жизнедеятельность и права коренных народов, этно-национальных меньшинств, чего не скажешь о дискриминационном российском законодательстве. Представители нерусских коренных народов РФ являются не только налогоплательщиками, избирателями, военнообязанными, пенсионерами и т.д., но и носителями определённой, исторически обусловленной, отличной от большинства культуры, языка, ментальности, религии и т.д. 

Дискриминационным является в отношении коренных народов и этно-национальных меньшинств не только российское законодательство, но и вся политика российской власти сверху донизу: от федеральных органов до местного самоуправления, которое де-факто включено в кремлёвскую пирамиду. Система распределения полномочий между федеральным центром и национальными регионами, зафиксированная в Конституции РФ, не соответствует нынешнему мировому уровню развития общества. Совершенно возмутительна и вредна для регионов система распределения налогов, которая концентрирует фискальные сборы на федеральном уровне, не оставляя необходимых средств для большинства регионов и местного самоуправления. Кремлёвская власть самым несправедливым образом распределяет ренту с эксплуатации недр и торговли полезными ископаемыми. Данный ресурс приватизирован небольшой группой людей, и эта ситуация стала обычной и привычной для большинства российского населения. В условиях такого государства необходимые средства недополучают, как русские регионы, так и национальные регионы, и нерусские народы для своей жизнедеятельности.

Еще одним важным моментом является то, что Россия старается не нести никаких обязательств по отношению как к самой государствообразующей нации, так и к коренным народам России или эти обязательства предельно минимальны. Например, финансирование культуры и искусства коренных народов производится, в соответствии с федеральным законодательством, из региональных и местных бюджетов.

Власть в России через свои карательные органы препятствует или впрямую запрещает определённые практики, не запрещённые российским законодательством. Это тема Депортаций и Геноцида репрессированных народов. Калмыкии и Ингушетии запрещено на официальном уровне поднимать вопрос о завершении процесса реабилитации народов и возвращения, например, довоенных территорий соседними регионами, которые на момент депортаций находились в составе этих республик. В национальных регионах и местах проживания нерусских народов разрешено поддерживать только искусство.
Даже языковая политика России в отношении коренных народов РФ – ограничительная и дискриминационная. Право нерусских народов на другие аспекты политики (самоопределение и суверенитет народов, степень свободы и полномочия регионов и т.д.) не просто нарушается, а находится под жёстким запретом. Хотя именно политика определяет в первую очередь судьбу (выживание, сохранение и развитие) коренных народов Российской Федерации, а не просто отдельные меры по сохранению национальных языков, традиций и искусства.

В конце второго дня Форума были представлены к рассмотрению шесть основных принципов политико-правовой системы свободного общества в России.
1). Свобода. Приоритет естественных прав и свобод человека и гражданина.
2). Право. Верховенство права в жизни общества и государства.
3). Республика. Республиканский характер государственного устройства.
4). Демократия. Демократический характер формирования органов государственной власти.
5). Секуляризм. Секулярный (светский) характер государства.
6). Антиимпериализм. Отказ от имперской идеологии и имперской политики.

К сожалению, сюда не вошел ещё один пункт – Федерализм, подразумевающий заключение равноправного договора между регионами России и федеральным центром. Его решили включить в повестку на следующий Форум.

Владимир Довданов