Сегодня 09:21 24.04.2024

В 2014 году Госдума приняла закон о реформе местного самоуправления, который позволил главам регионов решать, каким образом будут замещаться должности мэров городов – прямым голосованием жителей либо городским или муниципальным советом из своего состава. Была также закреплена модель с сити-менеджером, который может исполнять функции главы администрации города (у мэра в таком случае остаются в основном только формальные, представительские функции). Сегодня, спустя пять лет после запуска муниципальной реформы, прямые выборы мэров сохраняются в семи региональных столицах – Новосибирске, Анадыре, Улан-Удэ, Томске, Якутске, Абакане и Хабаровске.

Акция против Трапезникова у здания ООН

В 2015-м возник механизм избрания главы муниципального образования депутатами из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Именно этот способ, практически исключающий риск конфликта между главой муниципального образования и сити-менеджером, стал наиболее распространенным в РФ и применяется повсеместно у нас в республике.

26 сентября 2019 года Б. Хасиков «продавил» на должность врио главы города Элиста ранее никому не известного выходца из ДНР Д. Трапезникова.

Ответом на его назначение стали многочисленные митинги протеста жителей Элисты. Уже, 29 сентября и 1 октября в городе прошли две стихийные протестные акции, а 13-го и 27 октября в Элисте состоялись организованные массовые митинги, в которых приняли участие от трех до пяти тысяч человек. Для Элисты с населением всего в 100 тысяч – это просто огромное количество!

Постепенно повестка митингов стала расширяться, и теперь многие протестующие требуют не только отстранения от должности Д. Трапезникова, но и отзыва А. Орлова из Совета Федерации, куда его направил Б. Хасиков. На последнем митинге в речах выступающих стали звучать и требования отставки самого Б. Хасикова. В ответ власти посредством судов начали применять к лидерам митингующих репрессии – привлекать к административной ответственности и штрафам.

Но подобная тактика только лишь «разогнала» протест. В результате таких непродуманных действий властей к протестным акциям подключились многочисленные российские и зарубежные калмыцкие диаспоры. Акции проходят теперь не только в различных регионах РФ, но и во многих городах мира, в том числе, перед зданием ООН в Нью-Йорке.

И только сейчас, после целых полутора месяцев митингов, власть перестала бездействовать и, наконец, хоть как-то отреагировала на законное возмущение людей.

В главы – из депутатов

Так, 8 ноября т.г., состоялось третье внеочередное заседание Элистинского городского собрания, в ходе которого был рассмотрен проект решения «О законодательной инициативе по внесению изменения в ст.3 Закона Республики Калмыкия «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Республики Калмыкия и порядке формирования представительных органов муниципальных районов, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Республики Калмыкия», которой предлагает установить порядок избрания главы муниципального образования из состава депутатов представительного органа. Решение было принято депутатами единогласно.

Такое решение власти в целом похвально. Глава города – это важная политическая должность, которую должен занимать исключительно порядочный и всеми уважаемый человек, но по итогам всех вышеперечисленных событий у многих жителей города и республики уже возник вопрос о целесообразности применения самого порядка назначения руководителей муниципальных образований депутатами, а не избрания их на прямых выборах населением.
Как отмечают сторонники применения института сити-менеджера, основным его достоинством является якобы профессионально-управлен-ческий потенциал наемного руководителя, обусловленный наличием у него специальных администраторских компетенций, позволяющих организовать качественное, ориентированное на всесто¬роннее развитие муниципального образова¬ния, управление. Но практическая ценность профессиональ¬ных качеств наемного управленца может не соответствовать заявленным, да и сама его личность, как в случае с Трапезниковым, может быть неприемлемой для населения.

Кроме того, модель управления, предполагающая нали¬чие двух обладающих административным ресурсом субъектов – председателя собрания и главы администрации (сити-менеджера), хотя и преследует вроде бы вполне здравую цель – разграничение сфер деятельности указанных лиц и сопутствую¬щее этому разделение властных функций, но фактически председатель собрания, обладая статусом высшего должностного лица, наделен в основном формальными, организа-ционно и материально не обеспеченными полномочиями, которые несопоставимы с возможностями главы администрации (сити-менеджера) в силу концентрации в руках последнего значительных институциональных и финан¬сово-экономических ресурсов.
 
Как «отмыть биографию»

Таким образом, вопреки своей основной цели — рационализации управления городом посредством рас¬пределения функциональных обязанностей в политико-правовой и административно¬-хозяйственной сферах – институт сити-менеджера де-факто используется в целях подчинения местного самоуправле¬ния региональной власти. В результате у нас сегодня сити-менеджер (глава района) фактически напрямую назначается главой республики. К чему это приводит, мы все можем наблюдать на примере скандального назначения никому не известного человека Д. Трапезникова – исполняющим обязанности главы нашей столицы.

Такое плохо продуманное и неожиданное появление Трапезникова на посту главы города – главы администрации было воспринято элистинцами в штыки по причине, кажущейся экспертам, на первый взгляд, не совсем рациональной. Но если судить по выступлениям на митингах и эфирам активистов протеста в социальных сетях, жителей Элисты возмутил не столько сам факт назначения чужака (как правило, на пост председателя правительства республики и при Орлове, и при Хасикове назначаются неместные, и это не вызывает массовых протестов), сколько ощущение того, что к жителям Калмыкии отнеслись как к людям второго сорта, поскольку «отмывать биографии» непонятным деятелям-варягам решили начать почему-то именно с нашей  республики. На митингах неоднократно повторялось, что «Элиста – не помойка» и «не полигон для испытаний».

Перспектива подмочить коллективную репутацию именно в таком плане – стать тем, кого прилюдно унижают – оказалась страшнее, чем возможность репрессий или страха потерять работу. Протестные акции объединили людей самых разных возрастов и социальных групп. Вопрос национального и коллективного достоинства резко актуализировался, поскольку ни Б. Хасиков, ни его кураторы из Москвы даже не попытались создать видимость уважения к горожанам, за которых они приняли решение. Людей просто поставили перед фактом.

В результате такого пренебрежения доверия к недавно «избранным» городским депутатам, да и к самой новой республиканской власти у народа уже нет. Люди хотят управлять своим городом сами, хотят сами избирать себе власть, от которой непосредственно зависит их жизнь, а не доверять свое благополучие не известному и навязанному им кем-то со стороны сити-менеджеру.

Наше общее дело

«Если при виде несправедливости мы спрашиваем себя: «А что будет со мной, если я выскажусь? Вдруг ко мне станут плохо относиться?» – это может быть неэтичным, потому что мы пренебрегаем более широкими следствиями собственного молчания. Также это неприемлемо и бесполезно с точки зрения равного права всех на счастье и отсутствие страдания. Это верно даже тогда (а возможно, в особенности в таком случае), когда, например, правительство или некие учреждения заявляют: «Это наше дело», или: «Это наше внутреннее дело». При таких обстоятельствах наше высказывание становится не просто обязанностью; важнее, что оно послужит на пользу другим.

Мы должны оценивать собственные нужды во взаимосвязи с потребностями других людей и рассматривать, как наше действие и бездействие могут повлиять на них в будущем. Трудно порицать тех, кто боится за своих любимых.

Но иногда бывает необходимо рискнуть ради пользы большего числа людей».

ЕС Далай Лама XIV, «Этика для нового тысячелетия».

Замечания некоторых экспертов на то обстоятельство, что прямых выборов глав администраций городов в РФ почти не осталось, считаю несостоятельными, если обратить внимание на то, где именно прямые выборы остались. Новосибирск и Томск – научные столицы РФ, а Анадырь, Улан-Удэ, Якутск и Абакан – столицы национальных государственных образований.  

Таким образом, наши протестующие не просят чего-то уникального или невозможного, они требуют того, на что имеют безусловное право. Конечно, добиться прямых выборов главы администрации города (и районов) будет трудно, но достаточно реально. Сделать это возможно только постоянными совместными усилиями, продолжая протестные акции до тех пор, пока власть не уступит, отправив в отставку Д. Трапезникова, или добившись от власти проведения референдума о прямых выборах главы администрации города.

Считаю, что только когда глава администрации города (района) будет сам его жителем и станет избираться всем населением на прямых и честных выборах, мы сможем быть уверены, что управление муниципалитетом находится в надежных и достойных руках.
  
Юрий АБУШИНОВ,
председатель совета
Общественного движения «Наша Калмыкия»

# ЭТОНАШГОРОД!#БУДЬКАКЖИТЕЛЬЭЛИСТЫ!#