Сегодня 16:26 20.04.2024

На минувшей неделе спикер Совета Федерации России Валентина Матвиенко выступила с ценной инициативой – распространить налог на самозанятых на всю страну. В течение 2019 года он действует в «экспериментальном режиме» в четырех регионах – Москве, Московской и Калужкой областях, а также в Республике Татарстан. Несколько месяцев назад к этому списку присоединилась соседняя с нами Ростовская область.

Между тем, стоит вспомнить, что всего чуть более года назад Минтруд России разместил на федеральном портале нормативных правовых актов уведомление о разработке поправок в Трудовой кодекс, регулирующих деятельность этой категории работников. В считанные месяцы они были приняты и «эксперимент» начался. Позиция государства была и остается простой – работа физических лиц, которые оказывают услуги, например, помогают вести хозяйство, ухаживать за детьми или пожилыми, занимаются репетиторством — это вполне себе предмет регулирования трудового законодательства. Однако такие трудовые отношения крайне редко оформляются официально, мол, нет контроля за соблюдением трудового законодательства в отношении самозанятых, а главное – они не платят налоги.

Главным образом для решения этого вопроса ведомство и решило ввести в правовое поле статус «самозанятый гражданин». В поисках денег государство российское давно присматривалось к тем, кто несчастен настолько, что вынужден искать подработку на «серой» стороне экономики – людей, которые трудятся в неформальном секторе страны. Между тем, таких работников, кстати, по официальным данным, около пяти миллионов человек. Но это только те, кто вообще не трудоустроен официально. А есть граждане, которые имеют постоянное место работы, но вынуждены время от времени прибегать к подработкам на стороне, и таких, по оценкам Минтруда, может насчитываться до 33 миллионов человек.

Вообще, по данным правительства РФ, трудоспособный контингент россиян насчитывает 86 млн человек. При этом лишь 48 млн работают в секторах, которые «видны и понятны». Что касается остальных 38 млн, то, по словам вице-премьера РФ Ольги Голодец, «мы не понимаем, где они заняты, чем заняты и как заняты». А заняты они, по большей части, выживанием, часть которого – попытки найти хоть какой-то приработок.

Вся эта многомиллионная орава самозанятых, естественно, о собственном статусе заявлять не спешит. Да и с чего бы? Их заработки по большей части завидными не назовешь. Ну, конечно, есть и исключения – вроде фрилансеров в сфере IT, эти вполне могут иметь доходы в десятки тысяч рублей, но они же, как правило, трудовые отношения легализуют активнее прочих. Однако подавляющее большинство в этой категории наемных тружеников – люди подрабатывающие. К данной категории можно отнести, например, репетиторов, нянь, сиделок, домашних кондитеров, водителей, новый налоговый режим касается арендодателей жилья и даже уборщиц помещений, если они не оформлены официально.

Если у человека есть нормальная основная работа, станет ли он надрываться в свободное время? Нет. Подработку граждане ищут только в том случае, когда официальные трудовые отношения элементарно не приносят достаточно денег. Тоже самое касается и тех, кто сознательно ушел «на вольные хлеба», лишившись стабильности, определенного статуса. Рост самозанятости грозит государству порочным кругом: чем больше рынков охвачены самозанятостью, тем труднее обкладывать субъекты этого рынка налогами, а чем меньше государству будет поступать налогов, тем сложнее будет финансировать механизмы социальной защиты. Социальной защиты, которая, в свою очередь, является главным побуждающим мотивом для официального трудоустройства. Кстати, в нормальных социально-экономических условиях население, наоборот, стремится обзавестись стабильной работой с «белой» зарплатой.

В последние годы Россия все активнее ищет дополнительные средства, на фоне резко сократившихся поступлений в бюджет от продажи нефти и газа. Так что мысль государева неизменно возвращается к тому, чтобы добывать деньги уже из кармана собственного населения. В этом плане прошлый год был особенно «урожайным» на такого рода идеи: тут и повышение НДС, и увеличение пенсионного возраста, и давление на прозябающих в «серой» зоне экономики. И пусть зарабатывают они немного, зато количество вовлеченных компенсирует ничтожность получаемых отдельным гражданином денег. А в оправдание вводимого налога для самозанятых, естественно, озвучивается необходимость защитить всех этих людей экономически и социально.

Впрочем, вывести теневые доходы на «светлую сторону» экономики – задача, которую государство не может решить уже долгие годы. По официальным заявлениям, порядка 15 миллионов незарегистрированных самозанятыхзанимаются коммерческой деятельностью. Между тем, из-за формулировки «коммерческая деятельность» может сложиться впечатление, что человек гребет деньги лопатой и не желает делиться с государством от жадности. Однако в российских реалиях гражданин, решивший пойти по такому пути, часто не имеет устойчивого дохода. При этом, продажа продуктов из подсобного хозяйства, например, - тоже вполне себе коммерческая деятельность. И, по большому счету, у страны есть два простых решения такого вопроса: начать «прижимать» таких вот коммерсантов и самозанятых, чтобы извлечь деньги — тогда бюджет немного поправится, а самозанятость и, вообще экономическая активность спадет; если же на самозанятых не давить, тогда люди смогут почувствовать себя лучше — однако ценой неизбежного падения общественных расходов. Россия, очевидно, выбрала первый путь – «с паршивой овцы хоть шерсти клок».

Интересно и то, что сам этот «эксперимент» в обозначенных регионах должен был продлиться десять лет – до 31 декабря 2028 года. Однако, видимо, нужда заставляет государственных мужей не ждать целую декаду, а форсировать события уже теперь – раз заявления о необходимости распространить налог на всю Россию начали появляться еще до истечения даже первого года. И не стоит питать иллюзий относительно утверждений власть имущих об успехе «эксперимента». К этому месяцу зарегистрировалось порядка 200 тысяч самозанятых. При том, что в пяти регионах, в которых был введен этот новый налог, на данный момент проживает порядка 30 миллионов человек. Это, примерно, 20 процентов всех людей, имеющихся ныне в нашей стране.

Так что, если принять в расчет численность населения субъектов, а также то, что в его структуре доля экономически активных намного выше, чем в среднем по России, успехом можно было бы назвать миллион зарегистрировавшихся – минимум. А, по самым грубым прикидкам, в охваченных экспериментом регионах количество в той или иной степени самозанятых должно превышать шесть с половиной миллионов человек. То есть «эксперимент» идет со скрипом, но даже те крохи, что он приносит вместо желаемых бурных финансовых потоков, не оставляют государство равнодушным. Вполне возможно, что и шаги по распространению нового налога на всю страну не заставят себя ждать. Как показывает история, такие дела у нас решаются очень быстро.

Георгий Санджи-Горяев

Концы с концами можно сводить без конца.