Сегодня 20:25 25.04.2024

20-21 сентября 2004 года несколько тысяч граждан Калмыкии из всех районов Республики вышли на мирный митинг против разрушительной, воровской и репрессивной политики прежней власти. А в минувшую субботу, 21 сентября, в Элисте прошли пикеты в напоминание о трагических событиях 15-летней давности. Организатором пикетов выступил Исполком Чуулhн-Съезда ойрат-калмыцкого народа. Пикеты проводили главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев, Аркадий Горяев и председатель калмыцкого отделения партии «ЯБЛОКО» Батыр Боромангнаев.

Тогда, в 2004 году, митингующие собрались на площади Ленина, перед «Белым домом». Памятник Ленину ещё стоял посреди площади, а сама она была покрыта аэродромными плитами, которые были установлены ещё при Б.Б. Городовикове, а после разогнанного митинга – перенесены на площадь Победы.

Проведение митинга было обусловлено плачевной социально-экономической и политической ситуацией в Калмыкии и сознательной реакцией на неё ответственной и небезразличной части общества. Повальная коррупция, казнокрадство, неэффективность управления на всех уровнях, регулярные фальсификации выборов, деградация экономики и нравственности, уже начавшаяся миграция населения за пределы Калмыкии, массовое преследование инакомыслящих и оппозиционеров с применением угроз, насилия и убийств – это неполный перечень событий и процессов, происходивших по вине и умыслу республиканских властей.

Возмущение в среде как активных участников политических процессов, так и широких масс населения росло много лет с 1993-94 гг. Первым выступлением и катализатором начала формирования «анти-илюмжиновской» оппозиции явились действия в рамках подготовки и принятия новой конституции Калмыкии. Тогдашней властью была предпринята попытка упразднить Республику, переформатировав её в губернию, а также убрано из проекта Степного Уложение упоминание о государственности Республике. Готовившееся упразднение Республики удалось не допустить. Люди, выступившие в тот момент против разрушительных инициатив, стали ядром будущей оппозиции.
Все последующие годы возмущение политикой власти и неприязнь к ней только росло.

7 декабря 2003 г. в Калмыкии прошли выборы в Госдуму РФ и Народный Хурал РК. Власть по привычке нагло использовала откровенные и многочисленные подтасовки и фальсификации, которые совершенно изменили истинные результаты прошедших выборов. Республиканские отделения партий «Яблока», КПРФ и СПС, а также общественные движения «Родной край» и «Генерал Городовиков» потребовали пересмотра итогов этих «выборов». Декабрьский сход граждан, который одни называли митингом, другие – пикетом, ничего не дал. Власть наобещала с три короба, но никаких решений принято не было. Более того: в офисы протестовавших вламывались милиционеры, проходили незаконные обыски, несколько человек было задержано. Народ Калмыкии был в очередной раз обманут!

Учитывая произошедшее, Исполком Чрезвычайного съезда народа Калмыкии – тогдашний орган объединённой оппозиции – приступил к организации массовой общереспубликанской акции протеста
Москва и представитель Президента России по Южному федеральному округу Дмитрий Козак отдали приказ на отправку в Калмыкию «экспедиционного корпуса»: был сформирован сводный отряд из ОМОН-ов, СОБР-ов и внутренних войск из нескольких регионов юга России. Командовать боевой контр-террористической операцией по силовому разгону мирного митинга в Элисте был поставлен генерал Александр Сысоев. До боевой операции в Калмыкии он проходил службу на различных должностях в Ставропольского края, в 1998–2002 гг. был заместителем начальника ГУВД Ставропольского края. С 2002-го – первый заместитель начальника Главного управления МВД России по ЮФО в Ростове-на-Дону. В прошлом году он был отправлен в отставку с поста начальника воронежского управления МВД в звании генерал-лейтенанта полиции. За успешно проведённую боевую операцию по разгону мирных демонстрантов в Калмыкии Сысоев получил награду – орден "За заслуги перед Отечеством".

Митинг протеста начался 20 сентября. В нём участвовало, по разным оценкам, и в разные моменты – от 3 до 4 тысяч жителей Калмыкии.

Мэр Элисты Радий Бурулов запретил проведение митинга на площади Ленина под надуманным предлогом – «угрозой террористического акта». Весь центр города был оцеплен многочисленными силами спецназа и местной милиции. Приезжий спецназ, прошедший кровавую подготовку в Чечне, жаждал крови. Население Калмыкии было для его бойцов не более, чем туземцами, которых надо было втоптать в пыль, подавит волю и растоптать всякое достоинство. Очевидцы свидетельствовали, что отряды были оснащены автоматическим оружием и полным боекомплектом (боеприпасами). Задание по усмирению мирных протестующих рассматривалось, как боевое. Надо понимать, что, если бы был дан огонь на поражение, приказ был бы безоговорочно выполнен.

21 сентября примерно в 23.15 – 23.30. митинг был закрыт. Люди стали медленно расходиться, поэтому никакого разумного смысла в насильственном разгоне митинга не было. Люди расходились медленно и только по улице Пушкина, т.к. по остальным направлениям проход был закрыт: вокруг всё было оцеплено.

Той ночью к митингующим вышел прокурор Калмыкии Сергей Хлопушин, который попытался приказывать митинговавшим: разойтись, с угрозой применения силы. На этом Хлопушин не остановился. Он обвинил протестовавших в терроризме, стремлении создать халифат и заключение пообещал калмыкам упразднения Республики и повторения 1943 года, т.е. Депортации. Спустя некоторое время боевая операция против населения Калмыкии началась. Видя наступление спецназа и милиции, остававшиеся на площади мужчины попросили женщин и людей пожилого возраста зайти за их спины. А потом началось массовое избиение людей. Участники митинга практически не оказывали силового сопротивления, только прикрываясь руками от града ударов дубинками, руками стальными щитами, и пинков. Бежать было некуда. Зверское избиение было хорошо продуманным беззаконным, полным садизма милицейским действом.

Избивали не только мужчин, но и женщин, стариков и даже подростков, которые оказались на площади вместе со своими родителями. Пострадали и врачи, которые оказывали первую помощь пострадавшим, а также корреспонденты телеканалов и других СМИ, в том числе центральных. Ту часть людей, которая уже успела отойти довольно далеко от площади, погнали по улице Пушкина со стороны автодорожного техникума обратно – к площади. Активна участвовала в избиении своего народа часть калмыцкой милиции под командованием Героя России полковника Батра Гиндеева. На следующий день у гостиницы Элиста снова стали собираться люди, которые были полны решимости продолжить митинг. Но доблестная антинародная милиция снова отличилась, воспрепятствовав этому, применила насилие, опять десятки людей были избиты и задержаны.

Одна женщина-калмычка, когда её задерживали милиционеры, выкрикнула совсем рядом безучастно стоявшему Гиндееву: тебе после всего произошедшего никогда не получить генеральского звания. И это «предсказание» сбылось.

В командовании карательными действиями калмыцкой милиции, кроме Батра Гиндеева, принимали участие ещё и подполковники-полковники Владимир Надбитов, Владимир Эрдниев, Вячеслав Чудутов и др.

В результате трагических событий множество людей пострадало, а один человек погиб. Около полутора сотен людей были задержаны.  Против нескольких человек возбудили уголовные дела.

В этот период власть неимоверно укреплялась в стране. Режиму нужны были жертвы, любые проявления гуманизма и, тем более, удовлетворение требований справедливости и соблюдения законности рассматривались властями в Кремле, как недопустимая слабость. Именно поэтому власть услышала мольбы Илюмжинова-Козачко и выбрала сценарий силового разгона митинга для устрашения населения Калмыкии и недопущения любого протеста в дальнейшем.

Именно после митинга власти «переформатировали» площадь Ленина, чтобы максимально затруднить оппозиции возможность проведения публичных акций протеста: памятник Ленина перенесли в сторону, возвели культовое и несколько архитектурный сооружений, большую часть площади обнесли металлической оградой.

Акция устрашения населения Калмыкии оказалась в определённом смысле успешной. Многие из активных участников митинга потеряли работу, уехали за пределы Калмыкии, «разочаровались» в любых формах отстаивания своих прав и интересов. Многие в Республике действительно испугались, спрятавшись в раковины своих мирков, надолго замолчали, смирились с новыми правилами, утверждёнными в стране.

Прошло 15 лет, но пока никто из виновных и ответственных за избиение мирных жителей Калмыкии не получил по заслугам. Народ, в основном, продолжает молчать, разочаровавшись во всём: во власти, в выборах, в возможностях защиты своих законных прав, в законе и законности…

Да, ещё раз следует сказать, что произошедшее в Элисте – было первым случаем насильственного разгона мирного митинга народа в России! Разгоны в Москве, Питере и других городах были потом. Можно сказать, что насилие в отношении протестующих прошло испытание в Калмыкии, и было поставлено российской властью на конвейер. Похоже, что Россия окончательно превратилась в государство с репрессивной, воровской, антиконституционной властью.

Батыр Боромангнаев

Пока мы боремся локально, уничтожают нас глобально