Сегодня 01:15 26.04.2024

Время от времени в международном геополитическом дискурсе возвращаются к теме Второй мировой войны. Вспоминают её чаще в ознаменование памятных дат, и все реже такие реминисценции проходят в позитивном ключе. Особенно для России

Вот и в этот раз мемориальные мероприятия по случаю 80-летия начала самого масштабного конфликта в истории человечества были наполнены оскорбительными политическими жестами. Начиная с того, что Россия не получила приглашение на официальные памятные мероприятия в Польше (как известно, с нападения гитлеровской Германии на эту страну первого сентября 1939 года принято вести отсчет начала Второй мировой войны).
Более того, отказ был обоснован прямой аналогией проведенной между нынешней внешней политикой нашей страны и нацистской линией руководства НСДАП. А президент Эстонии Керсти Кальюлайд в минувшее воскресенье в Варшаве заявила, что Вторая мировая война для ее страны закончилась только 25 лет назад – после того, как «оккупационные войска» в 1994 году покинули территорию республики.

Между тем, именно всю последнюю четверть века наше российское общество искало и остро нуждалось в сильном общенародном символе, некой масштабной концепции, которая смогла бы объединить народ. Особый запрос на такую глобальную миссию у нас был всегда, учитывая масштабы страны, ничто менее важное, чем спасение всего человечества, на такую миссию претендовать не могло. Если ранее, как пелось в песне, «казахов-латышей сплотила Русь» вокруг идеи мировой революции и светлого будущего – коммунизма, то с распадом СССР российский народ резко утратил ориентиры и смысл, получив на свою голову в добавок еще и «лихие 90-е».
Память, между тем, никуда не делась. Народ помнит, что жил в одном из полюсов мира – мощнейшем государстве, которое должно было стать предтечей золотой эры человечества под сенью коммунизма. Помнит и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Да и Россия сразу после развала Советского Союза объявила себя правопреемником и государством-продолжателем СССР. То есть, можно сказать, декларировала свое право на Победу.

Сегодня мы живем в неспокойном мире, складывается ощущение, что геополитическая обстановка, обостряясь с каждым днем, уже готова взорваться масштабным международным кризисом. Можно даже не останавливаться на конкретных поражениях нашей страны на мировой политической арене, но нельзя отрицать того факта, что уже пять лет Россия существует в атмосфере постоянного усиления давления на нашу страну.
Нужно учитывать, что уже к началу этого десятилетия в стране успел образоваться культ празднования Дня Победы, хоть и подкрепляемый запросом общества, но активно используемый властью, которая, не имея иных сильных идеологических инструментов, продолжает эксплуатировать достижения славного советского прошлого. Однако в ряду оных Победа имеет особый статус. И если раньше это был просто один из главных праздников страны, то в последнее десятилетие совместными усилиями власти и народа значение его увеличилось до масштаба национальной идеи. И теперь уже 9 мая – это не просто день памяти и скорби, он стал точкой сборки всего гражданского общества. В такой ситуации все, что связано с победой над гитлеровской Германией становится особенно дорого для российского обывателя.

В советскую эпоху все мы привыкли ощущать себя частью великого государства, которое стремится к выполнению глобальной задачи. А после, представ перед необходимостью вновь найти собственную национальную идентичность, был выбран самый простой путь решения – не развитие проектов, направленных в будущее, но переосмысливание и смакование прошлого. Во многом, такой же процесс происходит и в соседней Украине, и в государствах Прибалтики, только их политика направлена на то, чтобы направить переосмысление в негативное русло, гадя на все советское, в том числе и Победу.

Между тем, ревизионистские потуги – вовсе не изобретение стран – бывших наших соотечественниц. В холодную войну антисоветская пропаганда как раз выстраивалась таким образом, чтобы привить гражданам мысль о том, что коммунистический «режим» - по сути равен фашистскому. Такая абсолютно абсурдная мысль многократно повторялась и на уровне политического дискурса, и на более массовом, но и более тонком уровне популярной культуры.
Как известно, идеологическую борьбу Советский Союз проиграл вместе с холодной войной, развалившись. Однако антисоветизм никуда не делся, лишь слегка сместив акценты. Мы видим сегодня, как система воспроизводит сама себя: даже в отсутствии главной причины существования (СССР) антисоветская пропаганда продолжает наличествовать и активно применяться, но уже против современной глубоко некоммунистической России.

Впрочем, наивно было бы полагать, что наше капиталистическое правительство намного лучше западных властных буржуев. О том, насколько российским чиновникам дорога память и непосредственные герои военных лет, может свидетельствовать соотношение затрачиваемых средств на поддержку ветеранов и непосредственно на «праздник». Из государственной казны на рекламу и пиар праздника каждый год выделяются миллиарды рублей, военные парады на Красной площади, которые раньше проводились раз в десятилетие, в наше время проходят с размахом и ежегодно (а в минувшем году их было аж два – на 9 мая и Парад в честь Парада 7 ноября 1941 г.).

Так, по состоянию на первое апреля 2019 года в России проживало 75 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны – данные Министерства труда. Также, по информации ведомства, пенсия ветеранов ВОВ составляет до 43,5 тыс. рублей в месяц (среднестатистический максимум), но это если считать вместе с прочими социальными выплатами и обычной трудовой пенсией, при этом Минтруд гордо заявляет, что, мол, показатель «в пять раз выше прожиточного минимума пенсионера». В это же время, на мероприятия по случаю 74-й годовщины Победы в одной только Москве было потрачено 452 млн. руб. Затраты по стране превышают данную сумму многократно, а ведь это только один день в году, пиар же длится постоянно.

Можно подумать, что старики, средний возраст которых уже перевалил за 90, для нашего государства не так важны, как политический антураж. И все это сопровождается лицемерно-показным патриотизмом со стороны высоких чиновников, директивными указаниями об обязательном использовании соответствующих атрибутов празднования. При этом, в наши дни, когда геополитическая линия руководства страны завела Россию в едва ли не тупик, сверху то и дело звучат недвусмысленные намеки и аналогии противостояния сегодняшнего с подвигом дедов и прадедов в ходе Второй мировой войны. Такой цинизм унизителен в той же степени, как и прямое уравнивание Советской России и нацистской Германии, просто данное оскорбление лучше спрятано за популизмом внутриполитической полемики.

Как бы то ни было, День Победы – был и остается важнейшим праздником в нашей стране. Стоит ли игнорировать или даже приветствовать ревизионизм прошлого? Естественно, нет. Трагические уроки истории не должны проходить бесследно, иначе учить их придется заново. Но критичность мышления и трезвый взгляд необходим по отношению ко всем аспектам жизни общества. В идеале память о войне должна быть памятью о жертвах, о несчастных погибших, искалеченных, о мужестве людей, которые сражались в чудовищных условиях. А взаимные обвинения в фашизме, как и манипулирование обществом – это путь в прошлое. То есть мы действительно «можем повторить» трагедию, вот только не стоит.

Георгий Санджи-Горяев

Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством
Джон Кеннеди