Сегодня 10:27 19.04.2024

На минувшей неделе жители Калмыкии неожиданно узнали, что в скором будущем пост сенатора от нашей республики в Совете Федерации РФ может занять известный экс-КВНщик Сангаджи Тарбаев. Впрочем, новость не стала сюрпризом, то, что шоумен получит какую-то высокую должность при правлении его близкого товарища врио Главы РК Бату Хасикова, было понятно с самого начала. Напрасно Сангаджи еще в марте этого года пытался опровергнуть появившиеся тогда слухи относительно его политического будущего.

Напомним, в своем официальном аккаунте в соцсети «Инстаграм» он заявил: «У меня нет намерений занимать в республике какую-либо должность или пост. И тем более я не принимаю, да и не могу принимать, никаких решений по кадровым вопросам». Также С. Тарбаев напомнил о том, что его занятость в Общественной палате Москвы мешает ему работать на госслужбе. Между тем, в том же заявлении телепродюсер и шоумен выказал готовность оказать всяческую помощь новому врио, и даже обозначил области знаний, в которых он, по собственному мнению, может выступить в качестве эксперта (авторская орфография сохранена): «Я считаю Бату своим другом, поэтому всегда готов поддержать его морально и психологически, а также оказать содействие в налаживании процессов в рамках моей компетенции и опыта, в таких направлениях как: Медиа, PR, Молодежная политика, Дипломатия и Политтехнология».

Что можно понять из данного заявления – то, что на первом месте у возможного будущего сенатора стоит работа в медиасфере и пиар. Вполне логично, учитывая богатый опыт и багаж знаний именно в этом направлении. Однако это ли жизненно необходимо Калмыкии сегодня?

Долгое время республика, точнее ее правительство, не способно было справиться с социально-экономическими проблемами региона. Трудности накапливались и накладывались друг на друга многие годы. В конечном итоге все это стало причиной череды политических и коррупционных скандалов, которые положили конец карьере предыдущего руководителя субъекта Федерации. Оный, между прочим, за восемь лет правления успел так преобразовать региональную структуру власти, что к 2019 году обнаружить на хоть сколько-нибудь значимом посту человека не аффилированного было задачей не из самых простых.

Теперь, вот уже несколько месяцев, в регионе происходит формирование условно новой управленческой элиты. Вроде как, это шаг в нужную сторону. Но меняется ли качество ответственных работников, или просто идет смена одной группы «избранных» - приближенных к экс-главе, на таких же «специалистов», только присягнувших на верность его сменщику?

Очевидно, что в идеальном мире не должно оставаться места для кумовства и клановости, а прежде всего в вопросах формирования управленческой элиты должны приниматься в расчет личные качества, профессионализм и таланты соискателей. К сожалению, наш мир и наша республика – бесконечно далеки от идеала. Собственно, минимум, последние три десятилетия в Калмыкии складывалась управленческая команда, которая, сознательно или нет, но вытесняла хоть сколько-нибудь яркие фигуры из региональной политики, которые могли бы эффективно заменить нынешнее руководство исполнительной власти.

Хасиков с самого начала на должности временного руководителя республики акцентирует внимание на необходимости создать условия для возвращения на малую родину всех тех сынов и дочерей республики, что ныне вынуждены искать счастья в иных регионах. «Возвращение Тарбаева», конечно, в эту схему укладывается. Если, конечно, не знать, что такое Совет Федерации РФ сегодня и то, что «наши» сенаторы совершают визит в республику пару раз в год.

Кстати, по замыслу Б. Хасикова шоумен на этом посту должен сменить Юрия Бирюкова. Калмыцкий обыватель, возможно, уже и не помнит, кто это такой. Хотя, фигура данного деятеля была в свое время весьма мощной не только в масштабах республики. Бирюков родился в 1948 г. В 1969 году окончил Донецкий политехнический техникум, в 1975 г. - Свердловский юридический институт (ныне - Уральский государственный юридический университет), где учились также Юрий Скуратов (генеральный прокурор РФ в 1995-1999 гг.) и Юрий Чайка (министр юстиции в 1999-2006 гг.; генпрокурор РФ с 2006 г.). Защитил кандидатскую. В 1980 г. он переехал в Калмыкию, был назначен заместителем начальника следственного отдела республиканской прокуратуры. После занял пост прокурора города Элисты.

В 1997-1999 гг. занимал должность заместителя начальника Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе, которым руководил Владимир Устинов. Возглавил управление в 1999 г., после назначения Устинова генпрокурором РФ.

Имя Юрия Бирюкова упоминалось в СМИ в связи с убийством в июне 1998 г. в Элисте Ларисы Юдиной, главного редактора газеты «Советская Калмыкия», сопредседателя местного отделения партии «Яблоко». По словам коллег Юдиной, она неоднократно обращалась к прокурору города с заявлениями о преследованиях «со стороны республиканских властей», однако никаких мер по ее защите предпринято не было. Это не помешало ему занять место первого заместителя генерального прокурора РФ Владимира Устинова (2000-2006 гг.).

Вообще, СМИ неоднократно обвиняли Бирюкова в «давлении на следствие», в частности, в деле о хищении из МАПО «МиГ», где в числе подозреваемых проходил бывший замминистра финансов Андрей Вавилов. Самый большой резонанс в СМИ получило решение прокуратуры прекратить расследование дела о реализации контрабандной мебели через торговые центры «Три кита» и «Гранд», возбужденного в 2000 г. 7 июля 2006 г., вскоре после назначения новым генпрокурором РФ Юрия Чайки и возобновления расследования по т. н. «делу о «Трех китах», Бирюков вышел на пенсию.

На этом яркая и насыщенная часть биографии прокурора закончилась, и он, как полагается успешным властным мужам на пенсии, ушел в чиновничью Вальхаллу – с 2006 года стал членом Совета Федерации РФ, был наделен полномочиями сенатора, представителя администрации Ненецкого автономного округа до сентября 2014 г. После – член Совета Федерации РФ, но от администрации Калмыкии.

Верхняя палата парламента России, по изначальной задумке, должна была выполнять роль надежного фильтра на пути спорных, а зачастую откровенно вредных законотворческих инициатив, исходящих из более популистской Государственной Думы РФ, инструментом, способным эти преобразования затормозить, а то и вовсе развернуть вспять. А также согласовывать общефедеральные интересы с интересами конкретных республик, краев, областей и автономных округов, из которых состоит Федерация.

Впрочем, очень скоро СФ превратился в «спящий институт», место тихой и почетной «ссылки», которая уже не выполняет своего изначального предназначения, но весьма дорого обходится государственной казне – на одни только зарплаты сенаторам ежегодно уходит около 1,3 млрд. рублей. А есть еще сопоставимый по размеру зарплатный фонд для сотрудников аппарата, гигантские командировочные и транспортные расходы. Также планируется построить новый корпус для Совета Федерации – это еще 2,85 млрд. рублей.

Такое вот теплое место для «своих». Хасиков и сам работал сенатором некоторое время, и он хорошо понимает специфику назначения. Это должность, на которой особо ничего делать не надо, зато есть возможность набрать политического капитала.

Собственно, что мы видим сегодня? Команда врио Главы РК подбирается по двум критериям – либо это фигуры, откровенно навязанные федеральным центром – как, например, назначение Юрия Зайцева – человека, ранее в Калмыкии не жившего и не работавшего – на должность премьера РК. Либо подбор кадров на основе персональной лояльности – в эту категорию логично отнести фигуру Тарбаева.

Выстраивание команды, руководствуясь принципами приближенности, и на условиях личной лояльности – то, с чем Калмыкия жила десятилетия. Такой подход дорого стоит республике – это обескровливание экономики субъекта, вытеснение наиболее активных и талантливых представителей народонаселения. И если уж новый врио придерживается старого пути, то люди, отчаявшиеся найти применение своим талантам дома и покинувшие республику в поисках лучшей доли, вряд ли решат одномоментно вернуться. Для них будет очевидно, что без личного знакомства и присяги на верность, дома надеяться не на что.

Так и призывы вернуться на родину останутся без ответа. Ибо для коренных изменений в экономике, в развитии региона и народного хозяйства республики нужно менять и принципы кадровой политики, выводить в первый ряд людей, у которых есть знания, опыт и нужные человеческие качества: честность, принципиальность, целеустремленность. Никак не просто чьих-то детей, друзей и однокурсников.

Мы, конечно, надеемся и даже верим в то, что Тарбаев обладает рядом подобных достоинств и добродетелей. Однако при всем уважении к его заслугам на поприще медиасферы, телепродюсирования и шоу-бизнеса, личная популярность не может заменить опыт публичной политики, а победы в высшей лиге КВН не приравниваются к багажу знаний и навыкам работы в социально-экономической сфере.

Георгий Санджи-Горяев

Отдайте мне кадровую политику, и я поставлю под свой контроль всю политику