Сегодня 14:32 28.03.2024

В очередной раз практически незамеченной проходит годовщина одного из важнейших событий в новейшей истории калмыцкого народа.

А уже через год нас ожидает крупный юбилей – столетие обретения автономии. К таким датам, обычно, готовятся заранее. Однако, сегодня есть опасения, что вековой юбилей возрождения калмыцкой государственности постигнет печальная судьба – уж больно тихо по этому поводу у нас в республике. Видимо, предстоящие в сентябре выборы главы республики важнее. Правда и экс-глава республики Алексей Орлов этой дате тоже не уделял должного внимания, в отличие от других глав национальных регионов, которые активно готовятся к предстоящим 100-летним юбилеям. В Башкирии и Татарстане возводятся юбилейные объекты. У нас же – тишина!

А ровно 99 лет назад, второго июля 1920 года начал свою работу первый Общекалмыцкий съезд Советов – данное событие считается одним из основополагающих в современной калмыцкой истории. Поскольку результатом именно этого съезда стало принятие Декларации прав трудового калмыцкого народа, которая провозглашала создание Калмыцкой автономной области в составе РСФСР. Таким образом, были заложены основы современной национальной государственности в нашем регионе, а калмыки, как народ, стали равноправными членами многонациональной семьи в молодой Советской России. Съезд продлился неделю – до девятого июля 1920 года, события разворачивались в самом сердце Калмыкии (как минимум, с географической точки зрения) – поселке Чилгир.

Нужно отметить, что до этого момента калмыки долгое время были разобщены в административном плане. Еще при Екатерине II было ликвидировано калмыцкое ханство, и в течение всего XIX века права степняков постоянно ущемлялись, территория и население большей частью управлялись извне, а в конечном итоге, в 1860 году, бывшее ханство было поделено между соседними губерниями – Астраханской и Ставропольской.

Следствием такого положения стало то, что в начале XX века в регионе сложилась острая нехватка управленческих кадров, а территория была экономически слабо развита, поэтому из всех форм национально-государственного устройства проще всего было перейти к областной автономии, с тем, чтобы в будущем «дорасти» до автономной республики.

Съезд открылся второго июля 1920 года и получил название Общекалмыцкого (или Всекалмыцкого), поскольку на него были приглашены представители всех групп калмыков, проживающих в разных областях и губерниях России. Местом для этого исторического события был избран небольшой поселок Чилгир в Икицохуровском улусе – географический центр Калмыкии – чтобы всем участникам съезда было максимально удобно сюда добираться.
Однако для того, чтобы съезд смог состояться, необходимо было приложить уйму усилий. Тогда, на заре становления советской власти, при неразвитой инфраструктуре, было необходимо практически в условиях глухой степи организовать работу Всекалмыцкого съезда. Нужно было каким-то образом разместить и накормить делегатов, а также обеспечить их охрану, поскольку время все еще было весьма неспокойным. Так, рядом с Чилгиром возник целый городок из кибиток, где разместились участники съезда. Заседания проходили в деревянном срубе, который раньше принадлежал местному православному священнику. Безопасность мероприятия обеспечивали конники калмыцкого кавалерийского эскадрона, а также всадники из Яндыко-Мочажного и Икицохуровского улусов.

За время съезда состоялось 17 заседаний, они проходили под председательством Араши Чапчаевича Чапчаева – одного из руководителей Калмыцкой секции при Астраханском губисполкоме, председателя Калмыцкого уездного исполкома, а после первого Общекалмыцкого съезда Советов Араши Чапчаев стал председателем Калмыцкого ЦИКа, ответственным секретарем Калмыцкого обкома РКП (б) – фактически первым руководителем. История становления калмыцкой автономии неразрывно связана с трагической и, одновременно, славной судьбой этого незаурядного человека.

Между тем, сразу после первого торжественного заседания, которое открыло съезд, на главной площади Чилгира состоялся военный парад. Дабы подчеркнуть особый исторический момент. Бойцы калмыцкого кавалерийского эскадрона даже исполнили гимн молодой Советской республики – Интернационал – на калмыцком языке.

Кстати, в юридическом смысле Съезд не мог состояться на пустом месте. Еще 17 апреля 1919 года калмыцкие коммунисты А. Чапчаев и Антон Амур-Санан выдвинули перед Народным комиссариатом по делам национальностей вопрос о необходимости объединения разделенного калмыцкого народа в единой автономии. Уже десятого мая того же года А. Чапчаев поставил перед Калмыцким Исполкомом вопрос о созыве в Яшкуле Первого Общекалмыцкого Съезда Советов. В планах было провести историческое мероприятие в конце мая-начале июня 1919 года, однако в это время территорию, которой суждено было стать Калмыкией занимают войска белогвардейцев во главе с Деникиным.

22 июля 1919 года Ленин подписывает Воззвание совнаркома РСФСР, в котором было сказано: «Стоящее на защите интересов трудящихся масс всех народов Рабоче-Крестьянское правительство сим заявляет Вам, братья калмыки, что судьба Вашего народа лежит в Ваших собственных руках». Сам этот документ – воззвание – гарантировал созыв первого Всекалмыцкого съезда, а также право съезда на решение политических, экономических и культурных вопросов развития народа. Задача же объединения калмыцких земель и провозглашении автономии само воззвание не предрешало. Более того, принципиальная позиция молодой советской республики заключалась в том, чтобы у народа было право на самоопределение. Собственно, одним из первых шагов Советской власти было опубликование «Декларации прав народов России», где всем народам были обещаны равенство, право самим определять свои судьбы.

В частности, такая позиция позволила заручиться поддержкой значительной части населения нашего края. Поскольку, лишившись своей государственности в последней четверти XVIII в., калмыки на более чем полтора столетия оказались в положении «инородцев» на южной окраине государства. Таким образом, Первый Всекалмыцкий съезд был призван исправить историческую несправедливость. Самый главный документ – Декларация прав трудового калмыцкого народа – провозгласил образование автономной области в составе восьми улусов и поселка Калмыцкий Базар Астраханской губернии, Большедербетовского улуса Ставропольской губернии, 13 станиц Сальского округа Донской области и Кумского аймака Терской губернии. Конечно, Декларация наметила лишь основные контуры автономии Калмыкии, оставив на потом многие важные вопросы, однако, это, без всякого сомнения, один из наиважнейших документов в истории современной Калмыкии.

Кстати, в ходе работы Съезда, в самый последний день, было принято постановление – во все времена считать девятое июля праздником для калмыцкого народа. Теперь-то мы понимаем, что наши предки, возможно, были слишком оптимистичны на этот счет. Поскольку потомкам праздник калмыцкой государственности оказался, в целом, не нужен. Не проходят в эти дни какие-то особые торжества, а власть игнорировала годовщины и раньше.

Вячеслав УБУШИЕВ

Справка
Араши Чапчаев окончил четырехгодичную Малодербетовскую улусную школу, а затем Калмыцкое училище в Астрахани. В 1913 году Чапчаев окончил Казанскую учительскую семинарию. С 1913 по1915 годы работал учителем аймачной начальной школы в Манычском улусе, затем учительствовал в начальной школе Абганеровского аймака Малодербетовского улуса. В 1918 году Араши Чапчаев в числе других был направлен на I Астраханский губернский съезд Советов, где его избрали членом Калмыцкой секции при Астраханском губисполкоме, а вскоре стал его председателем. Будучи руководителем ЦИКа, Чапчаев провел большую работу по укреплению Советской власти в калмыцких степях. В 1920 году, на первом Общекалмыцком съезде Советов была принята Декларация прав трудового калмыцкого народа, провозгласившая областную автономию.
В 1924 году Араши Чапчаев стал слушателем курсов марксизма-ленинизма при коммунистической академии в Москве, в 1926-1928 годах работал советником правительства СССР в Монголии. Работа Чапчаева была высоко оценена Советским государством – 19 сентября 1928 года Президиум ЦИК СССР наградил его орденом Красного Знамени. В 1936 году был арестован, а в 1938-ом расстрелян, как враг народа. И только в 1956 году суд СССР  реабилитировал Араши Чапчаева.

Массы обладают политической мудростью, потому что жизнь народа и есть жизнь государства.