Сегодня 14:39 25.04.2024

6 июня на 8-ой сессии НХ (Парламента) РК шестого созыва депутаты единодушно дали старт избирательной кампании по выборам Главы РК.

Бой с тенью

Жители республики хотят свободных выборов, надеясь использовать единственную (!) законную возможность как-то изменить свои жизни. Понимая, что другого шанса в ближайшем будущем не будет, а выбора для Выборов местная власть предоставлять не хочет, многие в отчаянии видят только два пути: на баррикады или голосование ногами. Калмыки – кочевники, по крови, выбирают второй вариант. Не хочется, но иной раз всерьез подумываешь о «Филадельфии, как нашей новой родине, куда может произойти третий массовый исход калмыков». Что таить, молодежь наша всеми правдами и неправдами перебирается за «бугор», тем более, наученное горьким опытом старшее поколение всячески её поощряет в этом и нацеливает.

Недавно товарищ на ухо шепнул мысль, что Сталин был дурак: выселял народы и столько проклятий на века получил в свой адрес, а надо было всего лишь как сейчас, создать людям невыносимые условия на родине. И люди в поисках лучшей доли сами переселились бы в Сибирь и на Крайний Север, что в общем-то многие уже и сделали.

Что требовалось от депутатов на 8-ой сессии? Достаточно было следовать рекомендациям ЦИК РФ, которые были официально направлены руководству законодательной власти (Народному Хуралу) по смягчению законодательства о выборах. Речь идет о четырех рекомендациях: во-первых, допустить самовыдвижение на выборах глав всех регионов, во-вторых, законодательно разрешить муниципальным депутатам ставить подписи за (!) любое число кандидатов на выборах, в-третьих, снизить число муниципальных районов и городских округов, в которых кандидаты в губернаторы должны собирать подписи муниципальных депутатов. И, в-четвертых, снизить до 1% число подписей избирателей, нужное для регистрации кандидата в одномандатном округе (сейчас необходимо собрать 3%).

Самовыдвижение, разрешенное, к примеру, в соседней Астраханской области – для Калмыкии пока остается чем-то из области фантастики. Председатель ЦИК Элла Памфилова направила в Парламент Калмыкии письмо с просьбой снизить муниципальный фильтр с 9% до 5%, не дожидаясь изменений федерального закона.

Как известно, Хурал письмо получил, даже подготовил законопроект, но председатель Анатолий Козачко, почему-то, бросился согласовывать документ с Бату Хасиковым, не являющимся ни депутатом Народного Хурала, ни выбранным главой. На повестке сессии этот вопрос не появился, что позволило наблюдателям сделать вывод: врио решил не допускать реальных соперников на ринг. «Бой с тенью» - охарактеризовал предстоящую кампанию Хасикова, главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.

В чем же здесь подвох?

В 1970-е годы был такой эстрадно-цирковой номер «борьба нанайских мальчиков». Два мальчика выходят в национальных костюмах и начинают бороться. Несмотря на кукольные лица, их движения естественны. Зритель думает, в чём же здесь подвох? А в том, что в костюме двух мальчиков прячется один человек! Руки и ноги артиста — это, соответственно, ноги первого и второго борца.

Представление с нанайской борьбой уже было продемонстрировано в Калмыкии в 2014 году, этот же номер в программе и на этот раз. У общественности была, конечно, маленькая надежда на народных избранников: ну, не все же едросы - бесстрастные «машины для голосования»?! Вдруг среди них есть люди, думающие о родине, о том, что будет после них: через 5, 10, 15 лет? Ведь снижение муниципального фильтра подстегнуло бы политическую конкуренцию в регионе. А конкуренция в свою очередь поспособствовала бы приходу к власти лучших управленцев, которые смогут адекватно отвечать на вызовы, стоящие перед республикой. Лучшие управленцы - это именно то, что сегодня необходимо депрессивной Калмыкии.

Была надежда и на врио, связанная в первую очередь с его молодостью, современностью, образом победителя и громкими заявлениями о давней мечте служить малой родине, жителям республики.
Именно региональные власти выступали и выступают приводным ремнем в механизме фальсификации выборов. За итоговые протоколы отвечают чиновники на местах Козачко, Дикалов, Бакинова и др. Даже Памфилова переложила с себя ответственность, спустив «вниз» письмо. Эти 9% в республиканском законе делают почти невозможным пройти регистрацию «несогласованным». Так как за местными депутатами оставили право подписываться лишь за одного, а не за любое число кандидатов. Хитрость в том, что большинство мандатов в региональных законодательных собраниях – у депутатов от Единой России. Как они туда попали, мы все прекрасно знаем. Большинство из них народ и не знал, потому думать о нем – им и дела нет.

Например, в 2014 году только с помощью админресурса Петр Вышкварок прошел фильтр – ему к пяти представителям ЛДПР в районных собраниях накинули добрую сотню голосов (проходная цифра колеблется на уровне 105-110 голосов). Депутатов от «Единой России» просто принуждали ставить подписи порой по три (!) раза за кандидатов от других партий. Это вызывало большие возмущения, но партийная дисциплина не оставляла шансов на сопротивление. Так произвели на свет еще двоих «технических» кандидатов - Хонгора Марилова из партии «Зеленых» и Евгения Ункурова, выдвинутого партией «Народ против коррупции».

Таким образом, местное руководство ЕР создавали видимость демократичности выборов. Спрашивается, к чему это представление? Деньгам, отпущенным на нанайскую борьбу, можно было найти более эффективное применение. 

9 лет – коту под хвост!

Надо честно признать, свободных выборов в Калмыкии не было давно. Все бы ладно, если что-то решалось по уму, ведь орловские 9 лет правления можно считать пущенными коту под хвост. Цена ошибки Москвы – непозволительная роскошь для исчезающего калмыцкого народа, очень боящегося потерять свою государственность. Мы ждем Мацакова, Музраева, Дорждеева, Леджинова, Манджиева, а нам присылают Орлова, Хасикова, Зайцева, Попова, Шварцман. Создается впечатление, что делается это явно не в интересах населения республики.

Почему такое происходит? Этот вопрос надо адресовать, прежде всего, кремлевским кураторам внутренней политики. Старая песня о муниципальном фильтре, как защите власти от радикалов и криминалитета – давно не аргумент. В 2014 году на выборах губернатора Петербурга радикалом, получается, сделали Оксану Дмитриеву. В 2019 году ряд «неугодных» могут пополнить Олег Шеин в Астраханской области, заставивший Кремль за годназначить двух врио, и крупный предприниматель Намсыр Манджиев в Калмыкии.

Причина здесь, думается, совершенно другая – вовсе не политическая. Муниципальный фильтр давно стал инструментом тех группировок, которые уже оседлали экономические ресурсы того или иного региона, против любого, кто может их с ними разлучить. Таким образом, возникает опасение, что ликвидация данного барьера может привести к тому, что ей в ручном режиме придется разруливать даже мельчайшие конфликты. Ибо за самовыдвиженцами, за кандидатами любой оппозиционной партии могут стоять те, кому достаются крохи с барского пирога, то есть мы - простые люди.

Иными словами, муниципальный фильтр в Калмыкии, все еще стоит на страже интересов тех, кто давно между собой поделили республику за прошедшие 25 лет, желая продолжать оставаться при своих интересах. Ради них депутаты Народного Хурала РК из Единой России 6 июня присягнули на лояльность врио главы РК Бату Хасикову, что может поспособствовать тому, что 8 сентября может произойти тяжелейшее моральное преступление – очередной «захват» региональной власти узкой группой лиц. Среди потенциальных преступников - депутаты, главы местного самоуправления и главы муниципальных образований всех уровней, университетские преподаватели, сотрудники студенческих общежитий, главврачи больниц, директора предприятий, школ и т.д.

В сложившейся крайне сложной ситуации в Калмыкии, мы – ее жители, кто еще остался в ней, можем сделать только одно. Не игнорировать предстоящие выборы главы республики, уповая на то, что «без нас все сделают как надо». Сегодня, как никогда раньше, нельзя занижать свою значимость, как избирателя и гражданина, в дальнейшей судьбе Калмыкии. Только веря и действуя, можно иметь право спрашивать у судьбы: почему в нашей жизни что-то хорошо или плохо. Не будьте безучастны – интересуйтесь, узнавайте, формируйте свое мнение и будьте готовы сделать свой сознательный выбор САМИ, чтобы нашу судьбу вновь не решили без нас.

Сергей Бадма-Гаряев

А мы еще спорим, проверять их на психику или нет. Проверять всех! В. Черномырдин