Сегодня 21:45 19.04.2024

На 6 июня 2019 года назначена сессия Народного Хурала, на которой объявят о проведении этой осенью выборов главы нашей республики. Сегодня именно от Хурала и новой власти в лице ВРИО зависит, будет ли избирательная система у нас справедливой, а выборы честными. Именно от них зависит, какова в дальнейшем будет наша с вами жизнь и что у нас в Калмыкии является высшей ценностью: права и свободы человека и гражданина или «политическая целесообразность»?

Напомню, что Конституция РФ, имеющая прямое действие на всей территории страны, гарантирует всем гражданам право избирать и быть избранными. И в большинстве российских регионов, где осенью пройдут выборы губернаторов, предусмотрена такая демократическая возможность, как самовыдвижение кандидатов. В Калмыкии же на выборах главы выдвинуться самовыдвиженцы не смогут, так как это право кандидатов у нас по закону, установленному Народным Хуралом (читайте: партией «Единая Россия»), принадлежит только политическим партиям. Но в них состоят лишь 2% наших граждан, а подавляющее большинство (98%) – беспартийные.

Однако, как считает наша власть, с высокопоставленным представителем которой мне довелось недавно пообщаться, выборы всегда являются только вопросом «политической целесообразности». Соответственно, кроме ограничения способа выдвижения кандидатов «только от партий», существует еще один искусственный барьер, так называемый муниципальный фильтр.

Муниципальный фильтр обязывает всех кандидатов на пост главы региона собирать определенное количество подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований в свою поддержку, чтобы быть зарегистрированными на выборах. Порог фильтра варьируется в регионах от 5 до 10% от общего числа муниципальных депутатов. У нас в Калмыкии порог фильтра – один из самых высоких в стране и составляет почти максимально допустимую величину – 9%.

Между тем, как говорится в докладе экспертов Комитета гражданских инициатив (КГИ): «Сохранение муниципального фильтра обуславливает серьезное ограничение конкуренции на губернаторских выборах. Механизм «муниципального фильтра» в его нынешнем виде в совокупности с отсутствием в большинстве регионов права на самовыдвижение фактически делает невозможным проведение в абсолютном большинстве случаев реально альтернативных выборов».

Авторы доклада утверждают, что ни в одном регионе с момента введения муниципального фильтра ни одна оппозиционная партия (кроме КПРФ в отдельных регионах) не имела в своем составе необходимого для преодоления фильтра числа муниципальных депутатов и избираемых населением глав муниципалитетов. Среди подписей депутатов в поддержку почти всех зарегистрированных в 2012-2018 годах кандидатов в губернаторы присутствовали в том или ином количестве подписи единороссов, говорится в документе.

«По нашему убеждению, институт, который может нормально функционировать только при неформальных схемах, позволяющих его обходить, является политически непригодным и разрушающим правовую культуру как таковую», – подчеркивают эксперты КГИ.

По их данным, многие потенциальные кандидаты с высоким уровнем известности и большим электоральным опытом фактически не участвуют в избирательном процессе. В то же время «многие зарегистрированные кандидаты, якобы самостоятельно и успешно преодолевшие муниципальный фильтр, в реальности оказываются электорально несостоятельны и собирают крайне незначительный процент голосов на выборах». Так, на выборах главы Калмыкии в 2014 году коммунист Нуров набрал лишь 8,26%, Вышкварок (ЛДПР) – 3,14%, а Марилов («Зеленые») – 3,02% голосов избирателей». Из этого эксперты КГИ делают вывод, что «в нынешнем виде муниципальный фильтр не защищает выборы от «фейковых кандидатов», а ведет к тому, что региональные элиты часто способствуют регистрации только условных и малозаметных оппонентов действующих глав вместо реальных конкурентов».

Напомню, что механизм муниципального фильтра «использовал» в 2014 году А. Орлов как раз для того, чтобы не допустить на выборы единственного реального ему оппонента, известного предпринимателя Владимира Мацакова. Тогда А. Орлову трюк с муниципальным фильтром удался и в итоге В. Мацакова не зарегистрировали в качестве кандидата. А Орлов, как известно, тогда на безальтернативных выборах набрал 82,89% голосов и остался у власти на второй срок. Но в итоге настолько плохо себя проявил на посту в качестве главы, что В. Путин вынужден был досрочно отправить его в отставку и прислать на замену в качестве ВРИО Б. Хасикова.

Кандидатура Б. Хасикова, предложенная центром в качестве ВРИО главы, стала полной неожиданностью для многих. Хотя Б. Хасиков сам широко известен в республике как спортсмен и чемпион, он все-таки в Калмыкии давно не жил, не знает текущей обстановки, не знает людей, на руководящих должностях в республике не работал, опыта государственного и хозяйственного управления не имеет. Но тем не менее, президент РФ назначил его временно исполняющим обязанности главы РК.

Долгожданная отставка Орлова и назначение Хасикова были восприняты большинством населения республики в целом положительно. Многие люди были воодушевлены, им казалось, что, наконец, нашей республике повезло с назначением. Но вот уже прошло более двух месяцев, а правительство до сих пор полностью не сформировано, председателем правительства назначен никому не знакомый в республике и даже самому ВРИО главы Б. Хасикову человек. Администрация главы уже несколько раз оказалась втянутой привлеченными со стороны кадрами (варягами) в глупейшие скандалы, что даже ВРИО главы сам вынужден был объясняться по ним и успокаивать население посредством социальных сетей.  Политическая работа в преддверии выборов тоже неоправданно затянулась, контроль над ключевыми политическими позициями в республике до сих пор не установлен. Необходимые и ожидаемые населением демократические изменения, которые позволили бы провести свободные и честные выборы, в республиканское избирательное законодательство тоже не внесены. 

К сожалению, в итоге получается, что в Калмыкии история проведения безальтернативных и грязных выборов главы республики и депутатов ЭГС снова может повториться. Наш ВРИО главы порог муниципального фильтра не снижает, самовыдвижение не допускает и так же, как и Орлов, идет на выборы кандидатом от партии «Единая Россия». Решение скажу сразу не однозначное. Рейтинги партии «Единая Россия» в Калмыкии после «пенсионной реформы» и провального 9-тилетнего правления А. Орлова достигли исторического минимума. Даже в целом по стране рейтинги «Единой России» падают второй год подряд. У нас же после неожиданного и откровенно непонятного награждения А. Орлова орденом Дружбы Народов, население совсем разуверилось во власти, и желающих голосовать за ЕР, по моему мнению, практически не осталось…

К тому же, у многих наших избирателей на выборах в сентябре может возникнуть и такого рода дилемма: надо вроде бы проголосовать за Бату – как за своего парня, но он представляет ЕР и, значит, голосуя за Бату, проголосуешь за ЕР, проголосуешь за Орлова и за всех орловских ставленников, которые все еще сидят в теплых креслах и составляют подавляющее большинство во всех депутатских собраниях и чиновничьих кабинетах.

Такую позицию Б. Хасикова о выдвижении кандидатом на выборах от партии «Единая Россия» различные политологи и чиновники пытаются объяснить нам некоей «политической целесообразностью». В том смысле, что для достижения победы можно использовать и людей из старой «орловской» команды. При этом никто из тех, кто действительно все эти годы противостоял «орловщине» (В. Бадмаев, Б. Боромангнаев и др.) и требовал от власти соблюдения законов и справедливости, не удостоился даже ответа от ВРИО, а не то что личной встречи с ним. Ради этой же «политической целесообразности» власть продолжает использовать и те же, давно известные нам методы давления на бюджетников, депутатов, глав районов, а теперь еще и на возможных будущих кандидатов (ноу-хау), как недавно это произошло в случае с С. Хоняевым.

Напомню читателям, что С. Хоняев еще с марта 2019 года начал консультации с различными политическими силами в республике о своем возможном выдвижении на выборах главы республики в сентябре 2019 года. Но уже в мае, когда С. Хоняев сам находился в республике, и консультации о создании коалиции достигли своего апогея, что-то неожиданно резко изменилось и он срочно покинул республику, оставив в недоумении многих доверившихся ему людей. Увы, можно констатировать, что нас всех в очередной раз «разводят, как кроликов», и даже проекты по их разведению в республике уже представлены...

Спрашивается, насколько же должна быть больна наша политическая система и чиновники ее представляющие, если ради «политической целесообразности» они готовы «давить» своих людей и пренебрегать правами 98% граждан своей республики? Очевидно ведь, что чем чаще «политическая целесообразность» используется в качестве главного мотива поведения чиновников, чем чаще к ней прибегают в ущерб праву, тем меньше места остается для самого права. «Политическая целесообразность», необузданная правом, открывает путь к вседозволенности и в итоге приводит к упадку всю систему…

P.S. Особо удручает, что о «политической целесообразности» говорят люди, еще вчера сами возмущавшиеся подобным беззаконием.

Юрий Абушинов,
депутат ЭГС
    
От редакции: Нам стало известно, 30 апреля 2019 года Председатель ЦИКа России Элла Панфилова  направила во все законодательные (представительные) органы  субъектов Российской Федерации  (в том числе и в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкии)  письмо-обращение, где предложила срочно рассмотреть вопрос о снижении муниципального фильтра к предстоящим выборам губернаторов и глав национальных республик. К сожалению, по всей видимости ,  калмыцкий парламент во главе с главным  единороссом А.Козачко и на этот раз проигнорирует  эти крайне актуальные и политически необходимые  для нашей республики, для наших избирателей    рекомендации ЦИК России, направленные на проведение честных, открытых, прозрачных и демократических выборов Главы Республики Калмыкия.

Пока в стаде хватает послушных баранов, у пастуха будут шерсть и шашлык.