Сегодня 18:05 24.04.2024

Восьмого мая газета «Коммерсантъ» сообщила, что правоохранительные органы задержали главу администрации Элисты Окона Нохашкиева. Чуть позже появилась информация, что основанием для встречи чиновника со следователями стало расследование дела о махинациях в организации деятельности и финансового обеспечения «Элистинского дома-интерната для умственно отсталых детей»

Новость о том, что глава калмыцкой столицы был вызван на встречу со следователями управления СКР по Северо-Кавказскому округу, была не то, чтобы шокирующей для общественности города. Во всяком случае, для тех, кто помнит, что после проверки специалистов аппарата Уполномоченного по правам ребенка фамилия Нохашкиева фигурировала в обращении детского омбудсмена Анны Кузнецовой в Генпрокуратуру. Напомним, ситуация в элистинском доме-интернате привлекала внимание правозащитников еще в марте.

В частности, в обращении Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка было отмечено, что при изучении сберегательных книжек несовершеннолетних было установлено, что с их личных счетов систематически снимались денежные средства. Деньги расходовались на приобретение одежды, обуви, средств личной гигиены, подгузников, полотенец, лекарственных средств и пр. При том, что все это обеспечивать должно было государство. А в 2016 году, ко всему прочему, денежные средства несовершеннолетних были потрачены на проведение медицинского обследования, в 2018 году – на приобретение медицинских кроватей для лежачих больных, прикроватных столиков, электроподъемника для ванны и пр. Таким образом, в общей сложности за последние несколько лет с личных счетов несовершеннолетних воспитанников было снято около двух млн. руб. «При этом Главой администрации г. Элисты систематически выдавались разрешения на снятие и расходование личных денежных средств воспитанников детского дома-интерната, без указания на их целевое назначение», - резюмировала омбудсмен.

Между тем, о том, действительно ли О. Нохашкиев задержан и находится под стражей достоверной информации нет, подтверждено только возбуждение уголовного дела. Впрочем, с большой долей вероятности можно утверждать, что уже на этом политическая карьера молодого и перспективного управленца закончена.

Напомним, на пост главы городской администрации (сначала с приставкой «исполняющий обязанности») Нохашкиев пришел летом 2016 года. На тот момент ему был всего 31 год, и какого-то опыта в публичной политике он не имел. Собственно, широким массам имя нового управленца было совершенно неизвестно. Споры и взаимные оскорбления в обществе по поводу этого назначения тогда не утихали вплоть до самого утверждения Нохашкиева в должности градоначальника без всяких «и.о.».

Не погружаясь в тему эйджизма (суждения и дискриминация на основе стереотипного восприятия по возрастному признаку), необходимо все же отметить, что для того, чтобы эффективно управлять большой и сложной системой (коей несмотря на скромные размеры все же можно назвать Элисту) нужно иметь серьезный опыт. Успешно руководить хоть сколько-нибудь крупной организацией в свои 30 – задача не из легких, с оной зачастую не справляются куда более светлые и зрелые умы.

Вот тут можно вспомнить, каким опытом обладал Нохашкиев, когда он так внезапно оказался в рядах крупных руководителей. Даже согласно открытым данным, опыт его был, скажем прямо, скромным. Юный «сити-менеджер» успел поработать специалистом в республиканском отделении Фонда социального страхования РФ, а также в частной сфере. Затем, с мая по сентябрь 2012 года, он занимал должность главного специалиста сектора муниципального заказа мэрии Элисты; а с сентября 2012 года по сентябрь 2014-го работал завсектором муниципального заказа администрации калмыцкой столицы. О том, что он не обладает практическим стажем в области муниципальной службы, в частности, наша газета обращала внимание еще два с половиной года назад.

Впрочем, тогда никого особо не заинтересовал тот факт, что по требованиям конкурса на должность главы горадминистрации кандидат Нохашкиева банально не проходит по стажу (нужно было проработать минимум три года на государственной или муниципальной службе). Наверное, ему все же зачли полтора года в ФОМСе, который он покинул еще в 2008 году.

Кстати, для чего российскому чиновнику нужен стаж? Ну, как минимум для того, чтобы не попадаться на глупости.

У Калмыкии вообще довольно интересная история, связанная с молодыми управленцами. Достаточно хотя бы вспомнить первого президента республики Кирсана Илюмжинова, который, кстати, получил поддержку народа, когда ему также был всего 31 год от роду. Впрочем, очарование, популизм и флёр успешного бизнесмена, который он в то время смог так успешно создать вокруг себя, в «дикие 90-е» легко вскружили голову жителям республики. Однако, по сути, ничем, кроме возраста, два этих управленца и не схожи.

А чем запомнится Окон Нохашкиев? Одним (даже не самым громким в череде последних лет) скандалом, который наверняка вскоре утихнет и забудется, либо, что более вероятно, будет заглушен другими более резонансными преступлениями. В том, что нас ожидает обнародование все большего числа фактов коррупции и мздоимства в республике, сомневаться не приходится – время самое подходящее.

Георгий Санджи-Горяев

Каждый из нас должен быть достоин должности, которую он занимает
Жан де Лабрюйер