Сегодня 19:02 28.03.2024

«Счастье всегда на стороне отважного».
             Багратион П.И.  (1765 – 1812).

ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА

Те, кто помнит Кетченеры конца 50-х начала 60-х  годов, наверняка помнят «висячий» мост через речку Сухотинку, соединявший центр села с его заречной частью. В 1959 году автор этих строк видел мост  ещё на сваях, но сначала 60-х годов ввиду ветхости оных, мост стал подвесным, получив народное название «висячий». Это был чисто пешеходный мост, и в сильный ветер пройти по нему было нелегким делом.
Для нас, мальчишек, выросшими рядом с эти мостом, это уникальное архитектурное сооружение было местом проверки  «пацанской» смелости: с высоты 2-х метров прыгали в воду (глубина дна примерно 3 метра) стилями «ласточка» или «сальто -мортале». Часто плавали наперегонки от моста до «леджинки» ( дикий пляж напротив дома Леджиновых), а это  расстояние по воде примерно 100 метров. В этих заплывах на открытой воде  всегда бессменным чемпионом становился Витя Басангов. Зимой «леджинка» становилась ареной хоккейных ристалищ. И здесь бесспорными лидерами были Гарик Нуракаев и Байнтуг Кюкеев, с которым в школе я сидел за одной партой. Летом наша футбольная команда, возглавляемая капитаном Сергеем Надбитовым (у него были настоящие китайские кеды!), громили команды  из других «краев» села, ибо «голеодоров» в команде было предостаточно: Шурик Бамбышев, Толик Шараев, братья Даваевы.
Но «висячий» мост был не только  местной достопримечательностью, но и неким сакральным  местом. Может быть потому, что рядом с ним жили удивительные люди, воины- фронтовики, наполнявшие это место особой энергетикой.

ОТВАЖНЫЙ ПАРТИЗАН

Недалеко от моста, по адресу «переулок Коммунистический,  дом №1» проживала семья Анджураевых. Глава семейства Тагир Анискеевич: высокий, статный мужчина, видимо занимал какие-то  руководящие посты. Его супруга, тетушка Цаган, строго следила за «дресс-кодом» мужа:  выглаженная белая рубашка, галстук, безукоризненно сидящий костюм, орденские планки на пиджаке. Его военную биографию мы знали наизусть.  А выглядела она так. В середине ноября 1942 года  группы выпускников Астраханской спецшколы № 005 по подготовке разведчиков и подрывников
были заброшены  в тыл противника. Всего  были отправлены сразу пять диверсионно-разведывательных групп. 4 ноября — группа № 71 «Манжи». Командир Батаев С.М, 13 бойцов. Место действий — район дороги, соединяющей хотоны Шатуновский — Уманцево — Садовое — Киселевка.
В тот же день — группа № 73 «Кетченеры». Командир  -Харцхаев Б.Х, В отряде 15 человек. Ему определили район действия на дороге, соединяющей хотоны Буру — Кетченеры — Шебенеры — Сараха.  По прибытию на место  командир отряда связался с секретарём  Кетченеровского райкома ВЛКСМ  Тагиром Анджураевым и тот стал комиссаром партизанского отряда, так как  хорошо знал местность и людей.  Тагир неоднократно участвовал в реальных боях против немецких захватчиков. Возможно, благодаря умелым действиям командира Харцхаева и комиссара Анджураева состав отряда полностью сохранился.  Не будем забывать о трагической судьбе отрядов № 71 «Манжи» (командир Батаев С) и  №72 «Павел» (командир Молоканов Г.), 16 человек, где сражалась Тамара Хахлынова. Эти отряды были полностью разгромлены войсками 16-й мотопехотной дивизии Вермахта, оккупировавшей Калмыкию. А некоторые партизаны попали в плен и подверглись пыткам в Гестапо. Как говорил Тагир Анискеевич: «Главная награда – это то что я остался жив!» Для автора этих строк удивительно то, что это один из немногих знакомых мне людей, кто воевал конкретно, в буквальном смысле за родную землю,  за свой хотон и улус, а не только «за Родину и Сталина».

ВОЕВАЛ ДО ПОБЕДЫ

Через дорогу, по четной стороне переулка, располагался дом семьи Бамбышевых.  Глава семьи Церен Зулаевич был из «волгоградских», родился в 1916 году в селе Червлёное Сталинградской  области. В 1936 году окончил в Элисте рабфак и получил среднее образование. В 1938 году окончил Сталинградский пединститут, работал учителем и завучем Ергенинской НСШ, а в августе 1940 года его назначили заведующим Кетченеровского РОНО. В марте 1942 года был призван в ряды Красной Армии и направлен на курсы политсостава, по окончании которых был комиссаром батареи 407-го  истребительного противотанкового полка 20-й гвардейской противотанковой бригады, заместителем командира батареи. Участвовал в ожесточенных сражениях под  Сталинградом.
После окончания офицерских курсов Подольского военно-пехотного училища  (с 25 –го октября 1943 года по  19 сентября 1944 года) был назначен командиром стрелковой роты  741 –го стрелкового полка 128 -й стрелковой дивизии в звании лейтенанта. Отметим, что в это время всех калмыков –воинов по национальному признаку снимали с фронтов и отправляли то в Широклаг, то  в Сибирь или в Киргизию.  Лишь немногим калмыкам  удалось  избежать этой участи. Церен Зулаевич участвовал в боях на 1-ом Украинском фронте командиром стрелковой роты, был ранен. Войну завершил  в мае 1945 года,  освобождая Прагу. За свой ратный труд награжден двумя орденами Отечественной войны I и II степени, орденом "Красной Звезды", медалями "За оборону Сталинграда", "За боевые заслуги", "За победу над Германией",
Несмотря на внешнюю строгость, Церен Зулаевич был очень хлебосольным человеком. Летом по вечерам двор Бамбышевых порой гудел как  пчелиный улей. Старшие сыновья Аркадий, Виктор и Шурик увлекались гиревым спортом, и парни с нашего края приходили к ним побаловаться «железом».  Младший сын Слава был заядлым шахматистом и зачастую устраивал среди нас  различные турниры. Их сестра Тамара училась в школе  вместе с моей сестрой Замирой и они были подружками. Младшую сестрёнку Нату я запомнил как тихую девочку, испуганно созерцающую  наши
«мужские забавы»

ЧЕЛОВЕК ЧЕСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

По четной стороне переулка «Коммунистический» рядом с красивыми и стройными тополями располагался дом Басанговых. Глава семейства Артем Доляевич родился в  поселке Шин – Мер в 1921 году. В 1940 году был призван в армию.  Финскую войну встретил в Карелии. И даже участвовал в прорыве оборонительной линии Маннергейма. Войну против фашистских захватчиков встретил  в Карелии на Березовских островах в составе 162 –го  артиллерийского полка в должности командира взвода. Однако потом пришлось повоевать  пехотинцем под городом Тихвином.
Мы, мальчишки, знали, что он  не только участник финской кампании, но и  участник обороны Ленинграда, с оружием в руках прорывал 900-дневную блокаду города на Неве. А ещё знали, что он
почетный гражданин города Новороссийска. В боях за освобождение этого города он проявил мужество и отвагу. За что был награждён орденом Красной Звезды.  В сентябре 1943 года в одном из боёв получил  тяжелое ранение и пять месяцев лечился в госпитале в Кисловодске. После госпиталя до лета 1944 года учился на курсах усовершенствования командного состава. А затем  до февраля 1945 года был командиром разведывательного дивизиона 3-ей гвардейской дивизии 12-ой гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. Участник наступательной операции «Багратион».  Впрочем в его военной биографии есть один досадный эпизод. В ходе  этой самой наступательной операции  тяжелый танк  ИС-2, в котором находился Артем Басангов в качестве корректировщика  артиллерийского огня  с боями форсировал реку Шешупа , тем  самым  экипаж первым  пересёк государственную границу СССР и Восточной Пруссии. Весь экипаж танка был представлен к званию Героя Советского Союза…кроме нашего земляка! По всей видимости здесь опять сыграл пресловутый этнический принцип. Оказалось, что  «у подвига  есть национальность»! И эта позорная практика  в Красной Армии случалась повсеместно, где калмыки - воины  за свои подвиги  в 1944 --45 гг. не награждались вообще!
Воин, офицер, проливавший кровь за Родину  и прошедший все тяготы войны, закончил ее в качестве командира разведки артдивизиона в августе 1945 года.  В сентябре победного  года был демобилизован и отправлен в Сибирь. За ратный труд награжден
орденом  «Красной звезды»  и медалью «За оборону Кавказа»  В Сибири  работал зоотехником в Алтайском крае. В 1957 году приехал на родину в п.Кетченеры и до ухода на пенсию работал в аппарате райисполкома и других организациях.
 

( Окончание следует)


Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц.
Герберт Спенсер