Сегодня 15:51 20.04.2024

Петр Леонтьев был призван в Красную Армию весной 1943 года в возрасте семнадцати с половиной лет из глухой чувашской деревушки. К этому времени на фронтах Великой Отечественной погибли его два старших брата – Степан и Николай. Теперь защищать родину предстояло Пете. В дорогу его снаряжала мать: напекла пирогов, сунула в дорожный мешок вареную картошку и прочую нехитрую деревенскую снедь. После этого Петр Леонтьев отправился на призывной пункт, который находился по тогдашним меркам не очень далеко, в каких-то полутора десятках километров от его села. Но, оказалось, что Петр опоздал, и команду увезли полчаса назад.

- В общем, так, парень, если ты свою команду не нагонишь, я тебя объявлю дезертиром и тогда тебе штрафбата не миновать! - пригрозил военком.  Делать нечего, Леонтьев опять вернулся в деревню. Вместе с матерью отправились к председателю колхоза просить лошадь с телегой, что бы на ней доехать до узловой станции, а оттуда можно было нагнать команду. Председатель, поняв, в чем дело, подводу выделил, и Петя с мамой поехали на узловую. Там он с помощью начальника станции сел на товарняк и благополучно добрался до Чебоксар, где молодой призывник настиг свою команду. А потом были месяцы учебы в школе, где Петр Леонтьев получил специальность минометчика, а потом начались фронтовые будни.
Петр Леонтьевич вспоминает, что солдаты гибли не только от пуль и снарядов врага, но и случалось, что смерть настигала их и от рук отцов-командиров.

- В Литве это было, – вспоминает Петр Леонтьевич, - стояли трескучие морозы, мы, по приказу комбата, должны были окопаться. Срок был до утра. Однако, земля промерзла настолько, что мы своими саперными лопатами долбили землю до утра и смогли углубиться в землю, всего лишь, на сантиметров двадцать, кто-то еще меньше. Наступило утро. Явился наш капитан, грузин по национальности, фамилии, к сожалению, не помню. Явно не в духе. Увидев, что приказ его не выполнен, нахмурился еще больше:

- Что ж, я вас предупреждал, что по законам военного времени, я имею право, за невыполнение приказа, вас расстрелять.
И тут же, вытащил пистолет и застрелил одного солдата, потом подошел ко второму – раздался выстрел и молоденький солдатик повалился на снег. Я, ожидая выстрела, зажмурился, но комбат, прошел мимо меня и расстрелял еще одного солдата. На этом все закончилось. А окопы копать не пришлось, поскольку наш полк перешел на другой участок. Это было в 1944 году на Прибалтийском фронте. Война для Петра Леонтьева закончилась в семнадцати километрах от Берлина. Он до 1950 года служил в Германии, после чего демобилизовался.

В Калмыкию Петр Леонтьевич приехал в 1958 году, узнав, что республике нужны строители. Думал, что временно, но ему было интересно самому видеть, как растет и ширится степная столица, а республика возрождается из послевоенной разрухи. Потом он близко познакомился с первым секретарем калмыцкого Обкома Басаном Городовиковым, обзавелся семьей. Так и доработал до самой пенсии. 1970 году семья Леонтьевых получила двухкомнатную квартиру. Правда, Петру Леонтьевичу предлагал квартиру побольше, но ветеран отказался, поскольку считал, что ему с женой хватит и двушки, а дети сами должны заработать себе жилье. С тех пор прошло много времени, квартира обветшала: требовалось заменить полностью сантехнику, сделать капитальный ремонт. С такой просьбой ветеран войны обратился в начале нулевых в мэрию, но там попросили повременить с ремонтом, мол, пока нет средств, а потом когда появятся, то тогда, пожалуйста…

Но прошли еще около десяти лет, жилье Леонтьевых пришло в полную негодность. Мэрия, куда обратился Петр Леонтьевич, на этот раз отказало ветерану в ремонте, мол, квартира приватизирована, а поэтому хозяева сами должны ее проблемы, в том числе и ремонт. А то, что ветеран, когда-то строил Элисту и имеет за трудовые подвиги награды, городские чиновники, почему-то, в расчет не взяли. Ничем не смогли помочь ветерану и в Совете ветеранов РК, который, как известно, давно возглавляет господин Овечкин. Однако, чиновники Элисты не забывают ветеранов в дни праздников, приглашают на разные мероприятия, чествуют, вручают какие-то грамоты и прочую дребедень. Уделяют, так сказать, внимание. «Мы, как новогодние елки. Нас, раз в год достают с антресолей, сдувают пыль и водят хороводы вокруг нас. А потом забывают до следующего года» - горько шутит Петр Леонтьевич.
О беде Леонтьева узнал известный предприниматель Виктор Куюкинов. Виктор Степанович сам лично сходил на квартиру ветерана и убедился, что действительно жилье находится в аварийном состоянии, а средства на его ремонт нужны немалые и что самостоятельно с этим трудоемким делом Петр Леонтьевич не справится. Поэтому предприниматель выделил деньги, и в течение месяца в квартире были вставлены стеклопакеты, полностью заменены обои и сантехника, отремонтирован потолок. Словом, в квартире Леонтьевых был произведен евроремонт. Старики остались довольны.

Доволен остался и Виктор Степанович. Поскольку он считает, что мы все, родившиеся после той страшной войны, живем, строим планы на будущее, учимся или работаем благодаря тому, что в мае 1945 года миллионами Леонтьевых была завоевана Победа в Великой Отечественной войне. К счастью, нам еще есть возможность сказать спасибо за эту Победу и помочь тем, кто является настоящим хранителем памяти о войне – ветеранам. И Виктор Степанович пользуется любым случаем, чтобы лично пообщаться с Петром Леонтьевичем, узнать от него малоизвестные факты о войне, и выразить ему благодарность за возможность жить под мирным небом. Вот и на этот раз Виктор Куюкинов накануне Дня Победы пришел в гости к Леонтьевым в гости, что бы вручить им подарок и десять тысяч рублей на необходимые нужды.  С Днем Победы Вас, дорогой Петр Леонтьевич!

Дольган Чонаев

«Спасибо деду за победу!» — наклеил каждый второй, а вот действительно сказали «спасибо» единицы.