Сегодня 19:22 28.03.2024

Прошлый четверг 14 марта стал фатальным для главы Калмыкии Алексея Орлова. В этот день бывший госсоветник РК Игорь Шалхаков дал убийственные показания в Элистинском городском суде по «делу Ланцанова», ставшие «контрольным выстрелом» в систему местной власти. Общественность, надо признать, к такому повороту морально была готова уже давно. Оставался последний штрих мастера.

До этого момента Орлов, спасаясь от «попадания в левый ад»,  балансировал «на мизинце правой ноги» словно богатырь из эпоса «Джангар». Отдадим ему должное, но он каким-то чудом смог продержаться на краю пропасти  последние пару лет. Но все вокруг, в том числе и в Кремле, прекрасно понимали, что в таком неловком и чудном положении до выборов дотянуть будет практически невозможно. Хотя сам Орлов и его ближайшее окружение слепо верили «в продолжение банкета». Поэтому яркие и эмоциональные слова Шалхакова, а на такой стиль изложения он большой мастак, застали господ из «белого дома» врасплох. Власть попала в тяжелейший нокаут, оказалась на полу и лишилось дара речи. В состояние «клинической смерти» она пребывала ровно четыре дня – с 15 по 19 марта. В нынешний вторник, если верить официальному сайту главы РК, Орлов принял участие в видеоконференции. И все. За это время скандал набрал запредельные обороты, а события приобрели необратимый характер. Как назло калмыцкая история совпала с намерением Владимира Путина посвятить нынешнюю неделю региональной политике. Следствием стала очередная порция губернаторских отставок.  

Убедительным доказательством сказанного станет хронология последних дней. Обратимся к официальным источникам. Еще 14 марта, в день Икс, ничего не подозревающий А. Орлов дал интервью федеральному изданию и провел в стенах «белого дома» ничего не значащую встречу. Все шло в безмятежном и обычном режиме. Гром грянул вечером, когда наш коллега Валерий Бадмаев, присутствовавший в этот день на судебном заседании,  разместил в интернете аудиозапись выступления И. Шалхакова. Если сказать, что это вызвало шквал откликов пользователей, значит, ничего не сказать. А общее настроение можно было выразить известной фразой – в воздухе отчетливо запахло керосином. Любой здравомыслящий человек уже тогда понял, что ситуация необратимо превратится в безжалостный степной пожар. Смогли ли это вовремя понять власти, когда на их глазах рутинный ход событий превращается в блокбастер? Ведь любое, даже микроскопическое  изменение в настроениях общества, эта самая власть должна чувствовать кожей, на клеточном уровне.

В нашем случае местные «вожди» по привычке сразу приняли любимую позу страуса и пропали с экранов радаров. Ни 15 марта, ни в последующие дни, когда ситуация была еще «горячей» и на нее все-таки можно было как-то повлиять, Орлов и его соратники хранили девственное молчание. А ведь, если следовать логике и делу чести, отвечать надо было сразу на следующий день. По мужски. Пусть в ход пошла бы информация, дескать, врет, правоту отстою в суде и верну честное имя! Сгодились бы и такие, типа, наивные слова. Но власть на «предъяву» не ответила. Совсем как в истории с Мергеном Цеденовым в горполиклинике. Как говорят в таких случаях городские пацаны из «серого дома», «зажевала и схавала». Уж они-то «сто пудово» знают, что в таком случае надо до конца «идти в отказ».

А спортивный интерес все же присутствовал. Кто-то из малого числа сторонников рассчитывал дождаться ответа на серьезное обвинение, надеялся на бой равных соперников. Образно говоря, учитывая всю сложность ситуации, власть должна была свернуться в упругий клубок, зашипеть и приготовиться к защите, демонстрируя опасность своих намерений. Но толи воли в очередной раз не хватило, толи стала понятна бессмысленность дальнейшего сопротивления. И продолжающееся по сей день молчание не что иное, как «белый флаг».

Говорят, что выступление Шалхакова с оптимизмом встретила сторона защиты Ланцанова. Особенно те слова, в которых Петр Петрович упоминается как исполнитель на уровне «принес-отнес». Среди людей авторитетных это то же самое, что и «стоять на атасе». Теперь появляется призрачная надежда на смену статуса главного подозреваемого на обычного подельника. Но учитывая 37-миллионый «общак», обнаруженный в ходе обыска в его квартире, в чудесное превращение вериться с трудом. Но главное теперь есть на кого валить, и тем более есть первый, кто это сказал. По мнению наблюдателей, закономерным видится расширение круга фигурантов «дела Ланцанов», существование которого так упорно отрицал А. Орлов. Похоже, судьба сыграла с ним злую шутку.

А вот кому не до шуток, так это ближайшему окружению, соратникам Орлова. Ведь сразу после его ухода со всей очевидностью и актуальностью встанет сложный философский вопрос: «Что дальше?» Если дать волю фантазиям, то вариантов будет огромное множество, включая и такой ответ: «Честно работать!» Но суть будет проста и лишена романтики. Скорее всего, правоохранительные и надзорные органы дадут ход целой серии громких уголовных дел, лежащих ныне под сукном в уютных кабинетах. Понятно, что нынешние представители власти, начиная от «вицина» и до «ботаников и специалистов по корнеплодам» из горадминистрации, сейчас лихорадочно уничтожают улики. Стирают файлы, рвут записные книжки, съедают листки с кодами, паролями и адресами явок. Все они прекрасно понимают – сейчас все будет гораздо глубже и гораздо больнее, чем при действующем патроне. Ведь не секрет, что его податливую спину многие приближенные с успехом использовали в качестве живого щита. Но теперь, лишившись «крыши» в виде региональной власти, отлежаться «на больничке», пусть даже и в Волгограде, не получится. Люди в мундирах давно наточили топоры и собрали объемистые папки. Они ждут команды «Фас!»

А в заключение несколько строк о набившей оскомину нефартовости местной власти. За день до разоблачительного выступления Шалхакова, то есть 13 марта, с подачи «белого дома» по всей республике гостеприимно распахнули двери так называемые «общественные приемные главы РК». Не будем вдаваться в суть этого маловразумительного явления с участием подставных и потешных персонажей, а обратим внимание на некоторые детали. Начнем с того, что для старта «проекта» по чьему-то злому умыслу было выбрано 13-е число, имеющее негативную репутацию. А если посмотреть лунный календарь,  то в двух его разных редакциях этот день обозначен как неблагоприятный. Теперь вспомним депутата Народного хурала Натальи Манжиковой, по словам которой «общественные приемные» являются ни чем иным как «предвыборными штабами А. Орлова». Но выборов со штабами точно не будет. Так сошлись звезды.

Алекс МАНГАТОВ   

Политик, который в четвертый раз заявляет, что не уходит в отставку, уходит в отставку.