Сегодня 16:24 21.02.2019

Тема городского общественного транспорта в Элисте – больная тема. Потому как, представителям городских властей наплевать на нужды простого народа. Им-то что переживать - ездят на служебных автомобилях, сжигая на бензин добрую долю бюджетных средств. Как говорится, сытый голодного не разумеет. Потому что к власти они рвутся не для того, чтобы служить на благо родной столицы и ее жителей, а урвать побольше в свой карман. Штаны-то не треснут?

Сколько сменилось у нас градоначальников за последнее время – и не счесть. И хоть бы один дорвавшийся до власти товарищ на том же служебном, не просто катал свою задницу от дома до мэрии и обратно (берем самый оптимистический расклад использования служебного транспорта), а проехался бы в часы пик по остановкам родной столицы. Неприглядная картина открылась бы взору неравнодушного градоначальства.
В часы пик маршруток не дождешься, а если повезет, то втискиваешься в переполненный транспорт, превращаясь в бочковую сельдь. И добро, если зима на улице, наши терпеливые горожане и в такой ситуации найдут свои «плюсы» - все теплее, чем на остановке, хоть согреешься. А вот летом уж как ни хочется лезть в эти душегубки! И пропускаешь одну банку с сельдью за другой… Но ехать-то надо – не дай Бог опоздаешь. Поэтому третью берешь уже штурмом, сетуя теперь уже на себя за то, что «вот надо было в предыдущую лезть, там людей вроде как поменьше было».

Кстати, сквозь незатонированные окна набитых элистинских маршруток, разве что только слепой не увидит приплюснутые к стеклам самые разные части тела многострадальных пассажиров. Уж если городские власти и другие более компетентные органы, долженствующие ратовать за безопасность на дорогах, смотрят на эти безобразия сквозь пальцы, то продолжаться это будет, надо полагать, до первого ЧП. Ведь шевелиться у нас любят только после того, как гром грянет. Просто представьте себе такую маршрутку, попавшую в аварию, сколько будет пострадавших! А ведь такое вполне себе может случиться, поскольку носятся наши ГАЗели похлеще гоночных болидов, устраивая на дорогах соревнования типа «Формулы-1». Причем лютуют на скорости как полупустые, так и переполненные. Первые – в погоне за пассажирами, всеми правдами и неправдами, пытаясь подать свой «болид» к следующей остановке раньше своего оппонента с другого маршрута. А вторые – наверное, с целью побыстрее разгрузить свой салон и развести «селедку» по местам следования, чтобы не нарваться в таком переполненном состоянии на инспектора ГИБДД.

Хотя мало верится, что боятся. Если бы боялись, не перегружали бы салоны. В пользу этого предположения говорит и следующий красноречивый факт. На очередной остановке в салоне не просто все места оказываются занятыми, а появляются еще и стоячие. Кассир, расспросив пассажиров, вещает водителю, что первый выход только через 3-4 остановки. Действия водителя, который боится нарваться на штраф от сотрудника ГИБДД, по логике должны быть следующими: доехать до указанной остановки, пропуская невостребованные, с целью быстрее начать разгрузку салона. Ан нет! Подавляющее большинство водителей будет останавливать свой автобус на каждой остановке, где хоть полунамеком засветилась потенциальная «селедка».

Об удобстве пассажиров в подобных ситуациях экипажи доморощенных болидов даже и не думают! Им лишь бы ни рубля мимо кассы своей не пропустить. Вот и гнутся, жмутся, теснятся в этой салонной невесомости даже не сами пассажиры, а части их тела, поскольку располагаются оные во время поездки, где придется. Едут растопыренные и распятые в разные стороны наши пассажиры, поскольку если не обопрешься или не вцепишься хоть во что-нибудь, пиши пропало - без ушибов, растяжек и других травм, увы, не обойтись. Как-то мысленно попыталась разложить пассажиров по отдельности, словно «вынув» каждого из этого салонного хаоса именно в тех положениях тела, в которых они замерли. Друзья, в такие позы не каждый подготовленный гимнаст встанет! Да уж - в гуттаперчевости наших элистинцев, пользующихся услугами городского транспорта, пожалуй, никому не обогнать. Всё это было бы очень смешно, когда бы не было так… даже не грустно, а больно за наших сограждан, которые в силу попустительства городских властей вынуждены смиряться с подобным сервисом.

И ведь это далеко не единственный минус наших пассажироперевозок! Таковых, увы, очень много. Попробуем коротенько обозначить и несколько других из числа злободневных. К примеру, ни для кого не секрет, что не всегда маршрутка остановится там, где попросит пассажир. Причем в большинстве случаев зависит это от настроения водителя. Если градус этого настроения на нуле, то ответ просящему будет короток и лаконичен: «Не положено!». И ведь не проймешь его ничем в этот момент, ничего не докажешь. Бесполезно говорить ему о том, что есть здесь и кармашек удобный, и что другие тут всегда останавливают. Любые ваши доводы этот «властелин колёс» оставит без внимания. И ведь самое обидное то, что вот едешь в следующий раз с этим же «принципиальным» водителем, а на том самом месте, где тебе когда-то не остановили, стоит голосующий пассажир – всё! Самым волшебным образом все запреты мгновенно улетучиваются. Невольно думаешь, что мы для водителя не пассажиры, а дюжина целковых – стоим на остановках этакие «червончики с двумя рублями».

А ведь изначально первые маршрутные такси были запущены по городским линиям в пику большим автобусам. Если последние останавливались строго на остановках, то маршрутные такси имели право посадки и высадки не только на остановках, но и по требованию пассажиров «в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте». И несмотря на то, что проезд в таком транспорте стоил гораздо дороже – надо сказать, что таким видом городского транспорта народ пользовался не менее охотно. Потому что это было удобно!

Конечно, чтобы сейчас нам из одной крайности не удариться в другую и не наблюдать на дорогах останавливающиеся через каждые 10 метров маршрутки, просто задекларировать это в договорах с перевозчиками – внести в них пункт, оговаривающий хотя бы минимальное обустройство мест, где пассажиры чаще всего просят остановиться. Для выявления таковых можно провести общественный опрос, в распоряжении мэрии для этого есть и пресс-служба, и целая газета. Вот увидите - люди откликнутся! Потому что почувствуют, что этот шаг предпринимается для них. Пусть пишут, звонят, голосуют в интернете за такие промежуточные остановки на разных маршрутах. Выбрать из них самые востребованные, отсеять те, где остановка транспорта невозможна из-за тех же ПДД и задекларировать перечень возможных остановок за каждым маршрутом. Затем, конечно, надо обязательно опубликовать эту информацию во всех СМИ и развесить в автобусах. Маршрутов в городе не так уж много, и, если немного потрудиться транспортному отделу городской администрации, то навести порядок можно. Было бы желание! Здесь и пассажиры будут знать, где помимо основной остановки может остановиться маршрутка, и у водителя не будет права беспричинно отказать пассажиру.

А сейчас эти и многие другие вопросы отданы на откуп частным извозчикам, которые давно, видимо, забыли, что прежде всего их «бизнес» - это сервис ДЛЯ ПАССАЖИРОВ, а не только средство их личной наживы. Такие перекосы и приводят к тому, что ведут себя они, как барчуки: «где хочу, там и останавливаю», «когда захочу, тогда и выйду на линию».

Кстати, вот вам и еще одна проблема! Выше мы писали о том, что в часы пик маршрутки редки и сплошь переполнены. А после восьми вечера вероятность сесть в автобус практически сводится к нулю. Маршруток на линиях раз-два и обчелся, а то и вовсе уже нет. А ведь у большинства именно в это время рабочий день только заканчивается или начинается. Вот и приходится прибегать к услугам такси, а ведь это по карману далеко не каждому. Самый оптимальный выход из этой ситуации как для маршрутников, так и для пассажиров - сменные графики работы городского автотранспорта. А это значит, что городу потребуется большее количество автобусов, чтобы выпускать одну смену с раннего утра, но до обеда, а другую – с обеда и до позднего вечера, что опять же невыгодно нашим частникам. Ведь при таком раскладе они теряют в деньгах. Извините, а ежедневно работать с шести-семи утра до восьми-девяти вечера не то, что не каждый выдержит – это знаете ли, не шутка – каждый день пахать по 14 часов причем на работе, требующей повышенного внимания. Вот они и не работают. А часов в восемь почти всем составом съезжают с маршрутов.

Но больше всего в таких ситуациях раздражает неопределенность. Иной раз и в девять вечера запросто можно уехать, а в другой – и стоишь вроде с восьми, но без толку. Ведь если бы наши элистинцы владели бы достоверной информацией о том, что маршрутки и автобусы в городе работают, к примеру, только до восьми вечера, то согласитесь, тут не то что пассажиры начнут подстраиваться под эту данность. Сами работодатели причем любых форм собственности встанут перед необходимостью либо пересмотреть рабочие графики своих сотрудников, либо обеспечить их служебным автобусом. А у нас даже примерного расписания автобусов нет, не то что постоянного, которого частные извозчики, хочешь - не хочешь, но обязаны были бы придерживаться.

Можно, конечно, поразмышлять над тем, почему такое вообще возможно? Неужели у города нет никаких рычагов воздействия на владельцев маршруток?  Не знаю, как сейчас, но лет 10-15 назад в одной из газет было публиковано интервью с главой транспортного отдела мэрии. В конце статьи тот призывал горожан, столкнувшихся с нарушениями правил извоза или с хамством водителей и кассиров, обращаться к ним в отдел по опубликованному тут же номеру телефона, предварительно запомнив данные маршрута. Было отмечено, что при наличии трех жалоб на одного предпринимателя, мэрия оставляла за собой право расторгнуть договор с нарушителем в одностороннем порядке. Неужели сейчас трудно прописать эти и другие пункты в самом договоре с частниками, которые заставят их соблюдать права пассажиров? И знакомить с ним каждого претендента надо перед тендером, чтобы отсеивать несогласных на начальном этапе. Ничего! На их место найдутся другие. Как говорится, свято место пусто не бывает.

Допустим даже, что, возможно, такие пункты и имеются, тогда почему они не работают? Не потому ли, что наши горожане о них и не знают?
Но пора резюмировать, иначе никаких газетных полос не хватит отразить все проблемы, связанные с этой больной темой. Итак, пассажироперевозки в Элисте отданы на откуп частным извозчикам. Городской общественный транспорт только для отмазки, да и понатыкали эти большие автобусы только туда, куда опять же властям позволили это сделать частники. Почему администрация города позволяет им совать свой нос туда, куда им не следует? А вот здесь уже пахнет коррупцией. Ведь если захотеть, можно и маршруты контролировать, и регулировать другие вопросы, волнующие горожан. Вот только у нас проще получить «на лапу», чтобы потом ничего не видеть и не слышать. И правильно люди сетуют по поводу общественного транспорта - он у нас на уровне иллюзии, то есть задекларирован, но пользоваться им мало реально. Уехать можно только на частных ГАЗелях… и то - по их правилам и желаниям.

Неужели есть необходимость напомнить вам, господа градоначальники, для чего вы посажены в ваши кресла? Уж, простите, явно не для того, чтоб отъедать свои пятые точки. В первую очередь вы призваны блюсти интересы простых горожан!

Кстати говоря, нигде не смогла найти текста присяги вступающего в должность элистинского градоначальника. Причем перебрала массу вариантов сначала в названии должности, ведь с течением времени как они только не обзывали себя – и мэрами, и главами городской администрации, и сити-менеджерами. Потом пробовала вбивать конкретные фамилии, от Шамакова до Нохашкиева, в надежде, что хоть один, вступая на эту должность, приносил присягу на верность городу и горожанам. Но, увы… Выходит, ни один таковой народу и не приносил? Либо эта информация, по понятным причинам, не для всеобщего пользования. В других городах, пусть даже сделано это было в рабочем порядке на еженедельном совещании в администрации, об этом пишут во всех СМИ. В этой связи возникает вопрос, тогда какую ответственность несут органы местного самоуправления: сити-менеджер и конкретно каждый депутат городского собрания перед нами – жителями Элисты? А никакой! Нет самого обязательства выполнять принятые на себя обязанности только в интересах города и горожан, а в случае нарушения, нести за это ответственность. Вот и творят они, что хотят. Причем делают это только в собственных интересах.

Саглара МАМАЕВА

- Водитель, стойте! У вас задняя дверь открылась и вывалились два пассажира.
- Ну и бог с ними, подумаешь – 24 рубля…