Сегодня 04:47 20.04.2024

Двадцать пять лет тому назад в России были учреждены Государственная Дума и Совет Федерации. По мнению лиц, занимающихся в их составе законотворчеством, а также чиновников, там работающих, деятельность этих двух палат для страны полезна и многогранна. Но хватает мнений и обратного свойства.

Постоянный автор «ЭК», бывший глава Элисты Николай Секенов, после недавних выборов в Народный Хурал, предлагает ввести в Калмыкии День депутата. Всех, как говорится, уровней и разной партийной принадлежности, и чтобы он не был нерабочим по календарю. Тем самым не чествовать народных избранников надо будет по такому случаю, а обязать их работать. С удесятерённой энергией, если, конечно, удастся.
А ещё желательно, чтобы «именины» лица, выбранного народом в органы власти, были не раз в году, как, скажем, День следования по течению (отмечается в мире 12 июля) или «положительных ответов» (3 декабря), а ежемесячно. Дабы законотворцы смогли узнать своих избирателей поближе  и докладывали им, как на духу, о сделанном. Или о несделанном. Но ни в коем разе о том, что они пока только думают сделать. «Думаю, что после такого резкого крена, - считает умеренный радикал Секенов, - жизненный уклад многих из депутатов станет менее гладким и от своих мандатов они откажутся. На радость людей, что за них свои голоса на выборах не отдавали».

***

И ведь верно мыслит экс-градоначальник. Созвучно лидеру партии «Справедливая Россия» Сергею Миронову. Будучи в ранге председателя Совета Федерации (2001-2011 гг.) он высказался примерно так: члены верхней палаты (сенаторы), которую он возглавлял, должны представлять жителей того или иного субъекта, а не его бесполезную армию чиновников и депутатов, как на самом деле.
По-другому говоря: хочешь кресла в Совфеде, пусть тебя изберёт народ. Через прямые выборы и как депутатов Госдумы, например. Хотя, признаться, честность такого прохождения во власть и, как следствие, легитимность, в РФ давно уже преданы забвению. Увы, пока мироновская «переворотная» идея витала в воздухе, её автор свой высокий пост покинул, и на том всё вмиг забылось.

***

Но это пример из прошлого. Есть факт более свежий. Так, два месяца тому назад депутаты Народного Хурала РК почти единогласно (за исключением, двух однопартийцев всё того же Миронова) делегировали в СФ страны Алексея Майорова. Во второй раз подряд, кстати, что для человека для республики пришлого необъяснимый феномен, если не сказать больше. А если представить, что на месте послушных хуральских депутатов оказались бы простые жители Калмыкии? Каким был бы итог их «прямого волеизъявления» и кому наперекор?
Почему упомянутые выше Дни следования по течению и положительных  ответов, и впрямь отмечаемые на Земле, приведены именно здесь? С намёком на кого? Ответ: с намёком, причём прямым, на депутатов НХ. Они ведь, если откровенно, следуют по течению. Словно вода Кубань-реки, которая, когда-то, текла туда, «куда велели большевики». Сейчас - то же самое. Только «вода» это местные хуральские парламентарии, а в роли «большевиков» - «единороссы».

***

Трудно не отметить и то, что за 25 лет Совфеда «не пришлых» своих посланцев в нём Калмыкия имела лишь в лице Кирсана Илюмжинова (как её главы), Владимира Бабичева, Бату Хасикова и Юрия Бирюкова. А вот «легионеров» было на два человека больше – Игорь Провкин, Левон Чахмахчян, Константин Цицин, Рустем Исхаков, Михаил Капура, Юрий Алпатов и Майоров.
Но если о квартете с Илюмжиновым впереди жители республики хоть что-то, но знали, то о секстете, состоявшем из персон сплошь «со стороны», не знали ничего. Тут бы кипучую деятельность Марины Мукабеновой и Батора Адучиева в ГД отследить! Хотя бы в общих чертах.

***

Вывод другой: наши земляки, как не имели, так и не имеют ни малейшего понятия о том, что же это за «фрукт» такой, Совет Федерации? И почему в его ряды от нашего региона рвутся и легко проникают (окольными путями, правда) люди, никакого отношения к нам не имеющие?
Тайна также в том, чем там они занимаются, и почему не балуют вниманием своих избирателей, а по истечении «членских» полномочий и вовсе куда-то исчезают, не попрощавшись? Как квартиросъёмщики, задолжавшие за проживание.
Разгадка, впрочем, тут проста, проще не бывает: граждане, как правило, чиновники непростого пошиба, рвутся в Совфед, главным образом, из-за мандата неприкосновенности. Ну, и, наверное, высокого статуса. Позволяющего перешагивать даже через самые непроходимые служебные барьеры.

***

На деле, в принципе, так и получается: ряд членов СФ от Калмыкии, пользуясь высоким положением, успели и дел кривых наворотить, и репутацию такую же себе заработать. За одним из них в Татарстане числилось несколько уголовных дел. Другой схлопотал, подумать только, условный срок за изнасилование. Третьего поймали на получении взятки в размере $300 000. Четвёртый что-то «нахимичил» с миллионами рублей в «Фонде содействия реформированию ЖКХ».
Но закавыка, повторяю, в том, что мы за них не голосовали, и они вправе ответить нам взаимностью. Дескать, уважаемые братья-калмыки, мы, если кому-то и чем-то обязаны, то исключительно вашему главе Илюмжинову. Он за нас, правда, тоже не голосовал, но замолвил словечко, которое тысячи ваших голосов перевесит. Вот с ним-то мы готовы «сотрудничать» хоть всю жизнь.
Так что заблуждение это – ждать какого-то отчёта и, тем более, отдачи от наших членов Совфеда, которые и в самом деле, в отличие от Мукабеновой и Адучиева, народу Калмыкии ничего не обещали и вообще здесь постоянно не живут. Хотя, согласно ФЗ, обязаны были, причём в течение пяти лет (?) до выдвижения в сенаторы.

***

Что касается Илюмжинова, да и Алексея Орлова тоже, и их «сотрудничества» с этими самыми членами СФ от Калмыкии, то строилось оно не только и не столько на основе банального взаимоуважения. Наверняка ведь имел место и какой-то форсмажор, глазу обывателя не видимый и потому широкой огласке не подлежащий.
Ещё один парадокс: 25 регионов России представлены в СФ людьми, безвылазно живущими в Москве, а более половины из них там прописаны. Цифра другая поражает не меньше: около 30 их коллег являются валютными миллиардерами. И чтобы сохранить состояние в целости, и чтобы на него могли спокойно жить потомки, нужна та самая неприкосновенность. Добыть которую можно за счёт, например, Калмыкии.
Мало кто сейчас помнит, как новым сенатором от нашей республики стал некто Юрий Алпатов. Но прежде чем им стать, он триумфально стал цаган-уснским сельским депутатом, что в Яшкульском районе, набрав более …80 процентов голосов! При том, что в Калмыкии он не жил не то, чтобы пять лет, даже пять дней, и в Совфед проник по прихоти Орлова.
Но довольно скоро Алпатов от сенаторства открестился. Якобы «по собственному желанию и по состоянию здоровья», что, безусловно, забавит. Он, что, красная девица, что-ли? Сегодня замуж «пойду», а завтра – «не пойду»? Глава Калмыкии же поведал о его чудачестве так: «Он сообщил, что у него инфаркт, и попросил освободить его».
Кстати, дезертирство Алпатова расстроило Орлова весьма. «Я принимал решение (о его выдвижении в сенаторы. – Прим. А. Е.) долго, консультировался, - сказал глава РК. - Предполагал, что рывок, который он сделал в должности первого вице-премьера, будет продолжен в рамках сенатора, но жизнь есть жизнь».

***

Сейчас «дело» Алпатова в верхней палате парламента РФ продолжают, как уже сказано, Майоров и Бирюков. Но на третий (с 2011 года) круг пребывания там первый из них зашёл уже далеко не бодрым шагом, как ранее. На сессии Народного Хурала 24 сентября, по вопросу наделения или ненаделениями его новым сроком совфедовских полномочий, прозвучал первый за 7 лет тревожный звонок.
Инициировал его депутат от «СР» Намсыр Манджиев, подвергший сомнению высказывание спикера Анатолия Козачко о Майорове, который «…в полном объеме исполнял свои полномочия как сенатор, активно участвовал в законотворческой деятельности по формированию современной и эффективной законодательной базы, способствующей устойчивому развитию социально-экономического развития региона и страны».
Но выражаться в общем и ни о чём, как известно, давнее кредо главы НХ РК. То же самое, кстати, и в том же ключе, прозвучало и из уст самого сенатора, потому-то депутат Манджиев потребовал от Козачко и Майорова конкретики. Не услышав в ответ ничего внятного, однопартиец Миронова пообещал Хуралу в обозримом будущем более беспокойную жизнь. Отчасти словесно, отчасти своим напористым поведением.

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ

Депутаты — это люди, которые за наши с вами деньги воруют наши с вами деньги.