Сегодня 11:41 28.03.2024

60 лет назад, 10 марта 1958 года, генерал-полковник в отставке Ока Городовиков был удостоен звания Героя Советского Союза. Другая круглая дата - через год: 1 октября 2019 года исполнится 140 лет со дня его рождения.

Наряду с племянником Басаном Бадьминовичем, он - самый титулованный на сегодня военачальник в героической летописи калмыцкого народа. Заместитель командующего кавалерией, генерал-полковник, кавалер трёх орденов Ленина, шести – Красного Знамени (до 1931 года – высшей награды СССР) и одного - Отечественной войны 1-й степени – регалии, говорящие о многом, причём все они заработаны исключительно за боевые заслуги.
Басан Бадьминович, кстати, по совокупности заслуженных им наград дядю превзошёл. В его послужном списке имелись по четыре ордена Ленина и Красного Знамени, а также Кутузова и Суворова II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции (1980). Вдобавок Героем Советского Союза он стал на 13 лет раньше (1945). Преодолев тернистый путь от майора до генерал-майора в промежуток времени с 1938 года по 1943-й. Но вот очередной генеральской звезды ему пришлось ждать долгих 16 лет.

***

В феврале 1971 года райцентр Башанта был преобразован из рабочего посёлка в город и стал называться Городовиковском. В то же самое время в центре тамошнего парка культуры и отдыха установили бюст Оки Ивановича, хотя, если быть щепетильными, какой-то особой привязанности к башантинской земле отважный генерал не имел. Разве что относился к бузавам, составлявшим заметное большинство среди калмыков, в те годы там проживавших.
Но по прошествии лет, родилось и укрепилось другое мнение. Дескать, логичнее бы было и справедливее назвать Городовиковским созданный в 1965 году Ики-Бурульский район. Новая территориальная единица на карте Калмыкии возникла, как известно, во многом благодаря усилиям Басана Бадьминовича. На тот момент действующего руководителя республики, и по этой причине идея присвоения тогда не имела права на жизнь.
В силу, главным образом, того, что прижизненные заслуги наших сограждан выдающегося значения могли быть отмеченными лишь, например, установкой бронзового бюста на родине дважды Героя Советского Союза или Социалистического Труда.
А вот Городовиковскому району (ранее – Западному улусу) не помешало бы вернуть его первоначальное (1920-1930 годы) название Большедербетовского. В честь грядущего векового юбилея и для «симметрии» ныне здравствующему Малодербетовскому. Да и князю Михаилу Гахаеву (в этом году исполнилось 160 лет со дня его рождения), основателю «большого брата», какая-никакая посмертная почесть будет оказана.

***

Недавно, в 101-ю годовщину Великого Октября, автор этих строк побывал на городской Аллее Героев. Поклонился скульптуре Городовикова, ещё раз всмотрелся в барельефы лиц доблестных фронтовиков и правофланговых мирного труда, размещённых там же.
И обнаружил одну аномалию. Вопиющую неувязку даже: выпуклое изображение Оки Ивановича странным образом очутилось в самом хвосте портретных барельефов Героев войны (на снимке). Это если, слева направо, как и положено, от медали «Золотая Звезда» считать. Неужели по той причине, что высокого звания он был удостоен спустя много лет после Дня Победы? Если так, то почему тогда в галерейном ряду с ним соседствует Эрдни Деликов – первый калмык-Герой Советского Союза, ставший им через 13 месяцев после начала войны?
Ничего не имею против Г. Пяткина, И. Ходырева и К. Спатаева, с чьих мужественных лиц теперь начинается барельефный ряд Героев. Они, безусловно, тоже заслуживают высоких почестей и человеческой памяти. Но ведь О. Городовиков и Деликов являются яркими представителями калмыцкого этноса. И до реконструкции Аллеи Героев их фотопортреты, как, кстати, и Басана Бадьминовича, находились в самом начале – это опять-таки, если слева направо отсчёт вести.
Вспоминается в этой связи президент Борис Ельцин. Как-то во время совещания с министрами он вдруг перестал говорить и начал осматривать сидящих за овальным столом. Потом произнёс: «Не так сели. Исправить!» Замечание это касалось Сергея Степашина, первого зампредседателя правительства Евгения Примакова: он должен был сидеть рядом с ним, а не подальше от него. На замечание Ельцина отреагировали быстро, попутно уяснив, что всему бывает своё место.

***

Ещё один парадокс из этой же плоскости. Лет пятьдесят назад, на восточной окраине города была открыта улица Городовикова. Несомненно, в честь Оки Ивановича - малогабаритная и потому уютная. Но годы спустя её не стало, на что, впрочем, мало кто внимание обратил.
Исчезла она, вероятно, после открытия неподалёку памятника герою-кавалеристу. В 1976 году, и тогда же прилегающая к могучей конной статуе площадь получила одноимённое с генерал-полковником название. А ряд домов 4-го микрорайона, удаляющихся в сторону железнодорожного и автовокзала, образовали проспект Городовикова.
Но у элистинцев, в этих домах живущих, в графе паспорта о прописке указан 4-й микрорайон. И ни о какой своей принадлежности к улице, названной в честь прославленного генерала, многие из них попросту не знают. Особенно живущие на «проспекте» в данное время.
Но аномально, как и в истории с Аллеей Героев, не это. Или - не только это. А, например, то, кому из городского начальства пришло в голову 40 лет назад переиначить улицу, долго носившую имя легендарного земляка-военачальника, в «переулок Кирпичный»? Только лишь потому, что где-то рядом выдавал продукцию кирпичный завод? Но получилось, согласитесь, как-то коряво?
Кстати, памятник Городовикову на лихом боевом коне долгое время был элистинцами любим и уважаем. Посмотреть на него приводили высоких гостей, считалось доброй традицией возложить к его подножию цветы молодожёнами. В наши дни дорога к сооружению, как напоминанию о славном прошлом, по сути, заросла травой забвения. Об Оке Ивановиче почти забыли, та же самая участь, увы, может ожидать и его не менее знаменитого племянника. Которому сегодня исполняется 108 лет со дня рождения.

***

И именем которого вдруг решили именовать улицу Пионерскую в центре Элисты. Что плохого сделала этой власти красногалстучная детвора, ответить сложно. Но вот то, что её искренне любил и в неё верил Басан Бадьминович, сомнению не подлежит. В противном случае, не отправлял бы он пионеров Калмыкии ежегодно 22 апреля в Москву, чтобы возложить тюльпаны к Мавзолею Ленина.
Но властные мудрецы (или усердные льстецы?), долго не думая, пришли к выводу, что Городовикова в Элисте «мало». И отправили, ради «исправления ошибки», в небытие целую улицу, на которой, кстати, многолетний лидер республики жил. Те же самые умники, за последние 25 лет беспутства и вседозволенности, присвоили улицам нашего города и целому ряду его культмассовых учреждений имена людей, которые до такой чести никак не доросли.
Как результат, в калмыцкой столице по несколько улиц и переулков Бадмаева, Очирова и Манджиева – но кто они, в каком качестве себя хорошо проявили, известно лишь тем, кто эти бездумные ребрендинги провернул. В связи с чем идея: размещать в начале этих самых, ни о чём не говорящих, улиц и переулков таблички с информацией о том, в честь какого именно, к примеру, Манджиева, улица названа или переименована. Громоздко и примитивно будет смотреться, но как иначе? А кто даст, наконец, ответ в честь какого Серова названа улица в Элисте и за какие заслуги перед калмыцким народом?

***

Но разумнее будет и даже человечнее, если прежние названия улиц и переулков Элисты реанимировать. Ведь от того, что кто-то из горожан, снова будет жить по улицам Пионерской, Виноградова, Белинского, Розы Люксембург, Революционной, Куйбышева, Ленинградской и так далее, ничего, ровным счётом, не изменится. А вот наследие прошлого, пусть и со «сдвигами по фазе», всё-таки на место будет возвращено. Будем, пусть и с натяжкой, великими людьми, оставляющими наследие. А просто наследить, ни о чём не думая, пусть будет уделом людей мелких.

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ
 
Это забавно, но «до дураков доходит долго» и «до дураков не доходит долго» - одно и то же.