Сегодня 22:37 24.04.2024

НЕ ЗНАЕТ ДАЖЕ ПРЕЗИДЕНТ

Читатель «ЭК» на днях мне выдал комплимент. «Ваша газета умело расставила акценты, сравнивая главу нашей республики, который ещё на посту, и Владимирской области, которая пост не по своей воле оставила, - отметил он. – Так что ваш вывод справедлив: поручать женщине в сегодняшней России столь серьёзное дело, как руководство её субъектом, такое же недомыслие, что и доверять штурвал Калмыкии мужчине, её однофамильцу».


Но кто же тогда годится для роли первого лица в 85 регионах страны, в нашем степном, например? Чиновник какого масштаба и образа мыслей? А ещё, что весомо, какой половой принадлежности? Ответить с ходу не может никто. Даже, наверное, Владимир Путин.
Но для начала уточним, кто он, вообще, такой, этот российский губернатор? По определению в словаре, это госслужащий, стало быть, слуга государства. Уныло как-то звучит, поэтому понятие расширим, и до нас тут же дойдёт, что глава субъекта РФ, являясь слугой, имеет своих слуг, а все вместе они чинят или бесчинствуют! Живя за счёт простых смертных, ничего им не давая и лишь усложняя им жизнь. Одним словом, российские чиновники - российская же беда.
Но особенность момента не только в этом. Она, это все видят, ещё и в том, что Путин и федеральная власть в целом просто перестали думать, какие губернаторы им всё-таки нужнее. Именно «нужнее», а не «нужны». И если, например, переиначить слова Сергея Михалкова, то «все начальники важны, все начальники нужны» - чего не бывает в принципе. Но начальники-«нужники», тем не менее, бессмертны, а вот автора текстов к двум гимнам в живых уже нет.
А ещё вспоминается прибаутка Юрия Никулина: «Давайте выпьем за хороших людей – нас осталось так мало!» Применительно к теме разговора, мало осталось тех глав российских регионов, о которых с неприязнью почти не говорят.

МАРИНА-«РАЗБАВИТЕЛЬ»

Но есть и другая особенность всё того же момента с губернаторами. И кроется она отнюдь не в президенте и кремлёвской власти. Впечатление такое, что всё происходящее с нами или вокруг нас, носит характер случайности. То есть неожиданности и вопреки нашей воле. Как, например, первый снег для коммунальщиков. Он ведь, ёлки зелёные, выпадает, когда его никто не ждёт.
Марина Мукабенова, к примеру, депутатом ГД в 2007 году, по её признанию, стала случайно. Хотя на этот счёт у неё есть другая версия или точка зрения -  называйте как хотите. К тому времени она уже пять лет отдала телевидению Калмыкии, и её лицо, как она выразилась в интервью «ЭК», в определённых кругах «примелькалось». Иначе говоря, кому-то приглянулось - другого слова-синонима не подберёшь.
Но потом уже, на Охотном ряду, 1, Мукабеновой открыли тайну: Путин, вероятно, дал команду спикеру Борису Грызлову, чтобы он Госдуму омолаживал. Желательно девушками и, по возможности, с «примелькательной» внешностью. Дабы, как предположила Марина Алексеевна всё в том же интервью, мужской депутатский контингент «разбавить». Вот так она и стала, причём совершенно «случайно», «разбавительницей», в безобидном, замечу, смысле этого слова.
Уже в ранге заседателя ГД она стала кандидатом филологических наук (на базе КГУ). А тема её диссертации была сродни той, что значилась в цели этнографической экспедиции Шурика в «Кавказской пленнице»: «записывание старинных сказок, легенд и тостов».
Так вот депутат-Марина, в ходе научной работы, собирала, похоже, то же самое, но только на основе калмыцкого фольклора и мифов. Только вот красного вина, как Шурику в кинокомедии, ей никто не предлагал, и никакой птички она не жалела.

НЕВЕЗУЧАЯ ВАСИЛЬЕВА

В общем, выходит, что в ГД наша землячка попала по воле Путина и по воле обстоятельств. Можно даже сказать, по нелепости, а через три года после её депутатского дебюта такой же казус приключился с Алексеем Орловым, продвинутым на пост главы РК Кирсаном Илюмжиновым.
Мукабенова, кстати, в интервью «ЭК» призналась, что вначале в госдумдепы метили Ларису Васильеву, тогдашнего министра образования и науки РК, и тот выбор случайным не был. Она, кстати, также имела «примелькательную» внешностью, но, самое главное, понимала все тонкости своей работы.
Понимала настолько, что дошла до цугундера. А вот доведись ей в 2010-м заиметь депутатскую «неприкосновенность», находилась бы она сейчас не там, где находится, а в зале заседаний ГД. И ни о чём мрачном, перевернувшем её жизнь, не думала. Но Васильевой не повезло.
Вернёмся, однако, к казусу, сделавшему счастливым Орлова на долгих восемь лет. Почему с ним всё так затянулось? Некорректная постановка вопроса, могут возразить его апологеты и будут правы: главе РК находиться на посту ещё, как минимум, 11 месяцев, так что имеет право тянуть лямку до последнего.
А настанет час «Х» - дата, пока неизвестная – тогда и казус разрешится. В чью вот только пользу и будет ли она вообще, польза эта? Случайность с Мукабеновой, например, получила новый вотум доверия и срок его окончания не близок. Потому как в России давно уже «Любые случайности не случайны».
Вчера, кстати, 24 октября, но 8 лет тому назад, Орлов, благодаря «чуду от Илюмжинова», заступил на первую свою вахту во главе Калмыкии. Как он её исполнил - эту «работу периодами»? Это когда какое-то время работаешь вне дома, потом - дома. Ибо по-другому главе российского субъекта нельзя.
Но руководитель нашего региона смог. И своих подчинённых тому с успехом научил. Ничегонеделанью и топтанию на месте. Как результат, денег нет не только на что-то вразумительное, но и вообще. И не предвидятся. Зато мы не просим их у федерального центра. Жаль вот только, что никто этого не ценит. И ордена или медали Орлову за это не вручают.

КАЖДЫЙ – САМ ПО СЕБЕ?

Когда череда случайностей в политической жизни республики стала проявляться особенно вопиюще? Кажется, очень давно. Но даже на этом гнетущем фоне в памяти сразу оживает экс-мэр Радий Бурулов. Он ведь достиг своего «рубикона», как и Мукабенова статуса «дамы Думы», тоже случайно. Поколотив и запугав, по слухам, прежнего градоначальника Вячеслава Шамаева, что в 90-е годы считалось явлением обычным. Заурядным даже.
После самозванца Бурулова корону городского головы поочерёдно примеривали ещё ряд «типажей». Все, как один, непрофессиональные и нигде ранее себя не проявившие. Нелепость их нахождения у власти, к счастью, обнаруживалась, но не так скоро, как того хотелось бы горожанам.
Но вот, что странно, лишившись, причём по делу, статуса сити-менеджера, эти же самые начальники волшебным, но не случайным, образом вселялись в кабинеты попросторнее, с секретаршами впридачу. И с новым «рвением» принимались являть всем всё ту же профнепригодность с элементами чванства и злоупотреблений.
Разве можно назвать «стечением обстоятельств» изгнание из градоначальников и приход почти тут же на должность «министра земли» Николая Андреева? То же самое и в истории с Артуром Дорджиевым: почему ЭГС он, как и Андреев, не приглянулся, а Орлову приглянулся? Может, потому, что жизнь у нас такая: город существует сам по себе, республика – сама по себе, все остальные – сами по себе?


Депутаты Госдумы верят в добро. В надёжно спрятанное добро.


P.S. Считать чужие деньги не прилично, но иногда приходится. Депутат Мукабенова всё в том же интервью «ЭК» сказала, что её самая первая зарплата (в 2003 году) равнялась 150 рублям, что не совсем правда. На тот момент МРОТ равнялся 400 рублям, но с разного рода доплатами достигал 600-800 рублей. Это первое.
На вопрос, правда ли, что депутаты ГД получают по 450 тысяч рублей (в 2016 году), она ответила крайне отрицательно. И привела свои контрдоводы. Например, то, что оклад думского народного избранника тогда равнялся 86 000 рублей. Далее идут всякие надбавки, и в чистом виде, «на руки», выходит почти около 300 000 рублей. Есть, между тем, информация, что жалованье депутатов ГД уже через год после избрания Мукабеновой выросло на 18 процентов и составило, не считая доплат и премий, 151 000 рублей.
Так что возмущением: «Никаких я никогда не получала 450 тысяч!» Марина Алексеевна напомнила свою коллегу по нелёгкому госдумовскому труду Веру Ганзю из КПРФ.

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ