Сегодня 22:57 23.04.2024

В Единый день голосования (9 сентября) прошли парламентские выборы в Калмыкии. Их итоги, впрочем, с точки зрения морали и этики, всё ещё не подведены. Мыслями на этот счёт с «ЭК» поделился ветеран следственных органов, заслуженный юрист РК Владимир ОНКУДАЕВ.

- Что побудило вас, Владимир Андреевич, выступить в нашей газете?
- Наказ Владимира Путина: «Мы должны, безусловно, оставаться исключительно в рамках закона, это я хочу подчеркнуть. Чтобы никаких сомнений не было в том, что выборы будут объективными и прозрачными. Никакой самодеятельности здесь допускать нельзя. И нужно обратиться к людям, общественным организациям, послушать их предложения». Сказано это было давно, но разве наказы главы государства могут терять свою актуальность?
Но в нашей республике все, кто их понимает именно так, подвергаются преследованиям и, как следствие, «объективность» и «прозрачность», о которых говорит наш президент, предаются забвению, а верх берут несправедливость и обман. То же самое и с позицией председателя ЦИК Эллы Памфиловой: обо всех нарушениях в ходе выборов она просит сообщать ей лично, обещает по каждому случаю жёсткий разбор, но на местах ничего не делается. Впрочем президент РФ и глава ЦИК Элла Памфилова от нас далеко, а Глава Республики Алексей Орлов рядом. Он часто призывает «конструктивно» критиковать власть, невзирая на чины и должности, а что мы имеем в итоге?
- Вы сказали о гонениях в адрес тех, кто указывает местной власти на отклонение от установок Путина. Что имеете в виду?
- Да хотя бы себя самого. Не так давно я покритиковал в «Известиях Калмыкии» (статья «История одного обмана») нашего министра ЖКХ по оплате населением теплоснабжения, и меня вынудили уйти из Общественной палаты РК.
- На хуральских выборах месяц назад вы были членом избиркома с правом совещательного голоса от «Справедливой России», и стали свидетелем нечестных действий коллег во время подсчёта голосов…
- Да, я был задействован на избирательном участке (ИУ) №15 (в здании медицинского колледжа), где также работали два наблюдателя от КПРФ и один от «Единой России». Готовясь к непростой миссии, я ещё раз изучил ФЗ-67 от 2002 года о выборах и референдумах, постановление ЦИК РФ от 2.10.2012 в части разъяснений о производстве видеозаписи на ИУ, видеоролики прошлых выборов, где фиксировались различные нарушения, то есть имел представление о том, чем должен заниматься в качестве наблюдателя во время выборов-2018. 
- Ну и какое самое главное наблюдение можете отметить?
- Явка избирателей. Она была низкой. В ходе голосования наблюдатели обнаружили мелкие нарушения: на столах у членов ИК с правом решающего голоса находились карандаши и мобильные телефоны, что запрещено, и на что мы указали в письменных жалобах.
Но это мелочь. Любопытное началось после закрытия ИУ в восемь вечера. Когда остались лишь члены комиссии, наблюдатели, сотрудники полиции и вахтер колледжа. Процесс подсчёта голосов мы, наблюдатели от «СР», записывали на мобильный телефон, о чём предупредили главу нашего избиркома. Грубейших процедурных нарушений, отмечу, было много.
- Говорят, что «посторонний глаз» во время подсчёта голосов исключён полностью. Сверхсекретность…
- Меня, например, не подпускали близко к столу, на который были высыпаны бюллетени из пяти урн. Тем не менее, я сумел занять удобную позицию и наблюдал, как протекал процесс подсчёта, почти в деталях.
Так как явка была низкой, считать пришлось всего 552 бюллетеня (из них недействительных было 26), погашенных - 628. Таким образом, финальная процедура для 8 членов ИК представлялась лёгкой прогулкой. Посчитав бюллетени, они должны были сложить их в стопки по избираемым партиям, сопроводить табличками с названиями, упаковать, опечатать их. При желании один член ИК мог бы пересчитать эти 552 бюллетеня за час времени, но всё затянулось до одиннадцати ночи. Итоги были такими: «ЕР» – 179 голосов, КПРФ – 121, «СР» - 115, ЛДПР – 39, «Патриоты России» - 34, «зелёные» – 15, «Родина» – 6, «Гражданская платформа» – 17.
Другой любопытный момент: так как представитель от «СР» с правом решающего голоса в комиссии отсутствовал, подсчёт стопки с её бюллетенями осуществил председатель избиркома. Наблюдатели от «СР» это зафиксировали, но были и другие грубые процедурные нарушения со стороны членов ИК во время подсчёта бюллетеней: погашенные из их числа не упаковывались, не опечатывались и не подписывались в нашем присутствии.
Аналогично было и с подсчитанными бюллетенями: их, например, не помещали в бумажный мешок или картонную коробку. В увеличенную форму итогового протокола, вывешенного на стене, непосредственно после каждого подсчёта, не вносились цифры – итоги голосования. Это можно легко установить по времени фотоснимка на мобильном телефоне. С 23 часов до 05:15 мне не удалось получить от главы ИК копии итогового протокола выборов по причине якобы «зависания программы».
Но неприятности этим не ограничились. На другой день узнал, что в ГАС «Выборы» внесены цифры, вызвавшие возмущение: «СР», например, на участке №15 набрала всего 15 (!) голосов, а ЛДПР, «Патриоты», «зелёные» и «Родина» и вовсе по нулю. Кроме того, 10 бюллетеней от КПРФ были переброшены в пользу «ЕР», и она в итоге набрала больше 300. «Шито-крыто». Об этих странностях я известил региональный штаб «СР», а по «электронке» и Памфилову. 
Считаю, что действия членов ИК на 15-м участке подрывают конституционные устои государства и грубо попирают права наших избирателей. Помимо того, в действиях членов комиссии усматриваются признаки преступления, предусмотренные статьей 142.1 УК РФ. В этой связи, 21 сентября с. г., я направил заявление в Следственный Комитет по РК о совершённом преступлении.
- Реакция последовала?
- Если это можно назвать «реакцией»: моё заявление без проверки направили в наш Избирком, меня, по сути, не опросив и не истребовав видеозаписи подсчёта голосов. Права была  Памфилова, когда критиковала правоохранителей на местах, где проходили выборы.
Но важнее всего здесь моральная сторона содеянного. Кое-кого из числа членов ИК я видел на молебнах в нашем Хуруле, наверняка, есть у них дома алтари с танками и буддами. Но вот, находясь на работе, они откровенно грешат, зарабатывая себе плохую карму, а потом замаливая грехи. Это развращает наш народ, приучает его жить в обмане и лжи. Как сочетать их с верой в Бога? Никогда не смогу понять, что сподвигло пожилого человека пойти на грубый обман, ведь он как председатель комиссии знал об уголовной ответственности за этот проступок? 
Непонятна и позиция партий, у которых, по сути, отняли голоса. Почему они с этим смирились? Почему не требуют разбирательств по этому и другим скандалам? Или же им ближе роль партий-спойлеров?
Вывод тут напрашивается один: честность, открытость и прозрачность выборов в Калмыкии это нечто эфемерное. Что-то могут изменить наблюдатели, но их нужно скрупулёзно готовить, желательно, с помощью юристов. Лично сам готов искать справедливость, вплоть до обращения к Путину. Хочу также предупредить нездоровые головы, что в случае провокаций в мой адрес и членов моей семьи,  буду обращаться в компетентные органы.
- Как бы там ни было, хуральские «Выборы-2018» стали историей. Хорошей или плохой, вскоре забудется, потому как это главная беда нашей российской действительности – безразличие ко всему, и с годами оно лишь усиливается. Как быть?
- Ответа на этот вопрос я не знаю, есть лишь мысли, которые, увы, никого не волнуют. Ведь посмотрите на реакцию местной власти на «Выборы-2018» в Хурал: руководство республики так и не удосужилось дать им объективную оценку. Хотя было чему. Зато без устали говорится о победе калмыцких единороссов, имеющих теперь в Хурале не 18 мест, а 21. Как Глава РК А.М. Орлов и его окружение собирается претворять в жизнь призывы Путина о честности, открытости и прозрачности на выборах-2019?
Ваша газета неспроста уважаема элистинцами за публичное вскрытие фактов коррупции, несправедливости и обмана. А вот ваши коллеги из так других местных СМИ вещают о чём угодно, но только не об этом. А ведь пресса – это «четвёртая» власть, которая по глубине предпринимаемых усилий обязана быть не слабее законодательной, исполнительной и судебной властей.


Вопросы задавал Эренцен БАСАНОВ


P.S. Когда верстался номер, стало известно, что уволен с должности председателя избирательного участка №15 г. Элисты Пётр Бадмаев.
В отличие от США, в выборы в России никому не вмешаться. Даже народу.