Сегодня 15:45 29.03.2024

Весной текущего года, бывший мэр Элисты Радий Бурулов, подал в Элистинский городской суд исковое заявление против «ЭК», требуя от суда признать не соответствующими действительности и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию сведения, опубликованные в газете еще в 2017 году. Кроме того, он просил суд обязать редакцию принести ему публичные извинения и возместить убытки в виде компенсации морального вреда на общую сумму в 500 000 (пятьсот тысяч) рублей. Полмиллиона. 
В минувшую пятницу состоялось заключительное заседание суда, который в полном объеме отказал Бурулову в удовлетворении его иска. О том, как проходил судебный процесс, мы попросили рассказать нашего постоянного автора, юриста Семена Атеева, представлявшего в суде интересы нашей газеты.

Сам себе выстрелил в ногу

- Семен Николаевич, наш разговор я хотел бы начать с другого судебного процесса, который прошел четыре дня назад в Верховном суде Калмыкии.
- Вы имеете в виду дело по апелляционной жалобе партии «Яблоко»?
- Да, именно.
- Меня попросили подключиться к этому делу буквально за несколько часов до начала судебного заседания. Но, тем не менее, мне удалось доказать в Верховном суде, что суд первой инстанции, поддержав мэрию в её споре с «Яблоком», был неправ. А потому решение этого суда надо отменять.
- А в чем там было дело?
- Не секрет, что чиновники из мэрии Элисты, пользуясь тем, что организаторы публичного мероприятия должны согласовывать с ними время и место проведения публичного мероприятия, фактически всегда препятствуют гражданам в проведении митингов на площади Победы в парке «Дружба». И это при том, что это единственное место в городе, где разрешено проводить публичные мероприятия. Поступают они так, потому что наша власть, в том числе и городская, кроме прочих мерзостей, которые ей присущи, еще и патологически труслива. Она всякий раз испытывает животный страх, как только в администрацию города поступает уведомление от граждан о намерении провести там, например, митинг. И чтобы не допустить этого, городские чиновники объявляют организаторам митинга, что именно в этот день и в этот час, а, точнее, 24 часа в сутки, семь дней в неделю, круглый год, они будут петь и плясать на этой площади. И при этом говорят: мы же вам не запрещаем, просто время вы выбрали не то, у нас в это время свой карнавал. Вот под этим предлогом они фактически запрещают проведение митингов на площади Победы, прежде всего, оппозиционерам. Все их жалобы на незаконные действия горадминистрации, как правило, судами не удовлетворялись, как это было и с иском «Яблока». Теперь же мэрия эту свою незаконную, порочную практику «не пущать и запрещать» должна прекратить. 
- Сомневаюсь , что они прислушаются к Верховному суду республики. Но давайте обратимся к нашему делу, которое вчера благополучно завершилось для нас в городском суде. Почему так долго тянулся этот судебный процесс?
- Я бы не сказал, что процесс затянулся. Судите сами. С момента подачи иска в суд и до заключительного его заседания прошло всего чуть более пяти месяцев. Примерно два с половиной месяца назад процесс был прерван в связи с тем, что суд удовлетворил ходатайство представителя Бурулова о назначении по делу лингвистической экспертизы. Неделю назад, 21 сентября, процесс возобновился, но опять был отложен, теперь уже в связи с тем, что наша сторона заявила ходатайство об истребовании материалов уголовного дела, по которому 29 марта 2010 года Элистинский городской суд приговорил Бурулова, по факту коррупции, к четырём годам условно и лишил его права занимать различные должности и осуществлять определенную деятельность.
- А зачем вам понадобилось истребовать уголовное дело?
- Как вы знаете, в 2017 году в разных номерах «ЭК» были опубликованы две статьи, где упоминался г-н Бурулов. Некоторые сведения в этих статьях, а именно фрагменты в восьми предложениях, которые касались Бурулова, он счел не соответствующими действительности и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию. Одним из таковых, по его мнению, являются и сведения о том, что он был отстранен от должности мэра Элисты решением суда. Вот эти сведения категорически отрицала в суде и его представитель, утверждая, что журналисты «ЭК» все это выдумали, поскольку никакой суд и никогда Бурулова от должности не отстранял.
Более того, в подтверждение своих слов, она предъявила суду его трудовую книжку, в которой имеется запись, свидетельствующая о том, что 01.04.2010 года, распоряжением №129 от 01.04.2010 года, трудовые отношения с Буруловым были прекращены в связи с истечением срока его полномочий. Это же самое лично подтвердил Бурулов в зале суда, в ходе предыдущего судебного заседания 21 сентября.
Ну, что тут скажешь: бывает, что память людей иногда подводит, поэтому, чтобы освежить им память, мы и заявили ходатайство об истребовании материалов уголовного дела. Они и подтвердили приведенные в «ЭК» сведения о том что 29 марта 2008 года подозреваемый в преступлении Радий Бурулов все-таки был отстранен от должности мэра Элисты решением Элистинского горсуда.
- Люди, вообще-то, уже и забыли не только про это уголовное дело, но и про самого Бурулова, а теперь получается он сам, своими руками, разворошил дела давно минувших лет, о которых наверняка хотел бы забыть как о дурном сне. 
- Ну, раз он решил таким образом напомнить о себе, то это его личное дело. Но, с другой стороны, не зря ведь мудрая поговорка гласит: «Не буди лихо, пока оно тихо». Бурулов же решил разбудить лихо. А зря. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что чиновники, которые должны были, во исполнение постановления суда от 29 марта 2008 года, немедленно отстранить Бурулова от должности, не сделали этого, т. е. не издали соответствующий документ. Тем самым, по глупости, а, возможно, и намерено, желая порадеть за родного человека, они совершили уголовно-наказуемое деяние, за которое предусмотрена ответственность по ст. 294 УК РФ.
Эти же чиновники, уже после того, как суд приговорил Бурулова к четырём годам условно и лишил его права занимать определенные должности, внесли в его трудовую книжку, упомянутую выше, запись, свидетельствующую о том, что трудовые отношения с Буруловым прекращены в связи с истечением срока его полномочий. В то время как, по правилам, в приказ об увольнении и в его трудовую книжку должна была быть внесена запись о том, что он уволен в связи с осуждением к наказанию.
Как видите, это уже совсем другой коленкор. И кто бы знал об этой записи в его трудовой книжке, если бы он не решил судиться с «ЭК».
- Получается, Бурулов сам себе выстрелил в ногу?
- Можно и так сказать.
- Вы сказали, что Бурулов лично присутствовал в зале суда на предыдущем заседании 21 сентября. До вас мне люди тоже говорили, что видели Бурулова в здании городского суда в очень хорошем настроении и, тем самым, он как бы демонстрировал уверенность, что покинет судебное заседание победителем, с гордо поднятой головой. 
- Да, он присутствовал 21 сентября на заседании, но я не следил за его мимикой и жестами, поэтому ничего не могу сказать про его настроение. Но в суде каждая сторона надеется, что Фортуна – богиня счастья и удачи - будет с ними, а не с их противниками. Но стороны предполагают, а судья располагает.

Бывали хуже времена, но не было подлее

- Ладно, давайте поговорим о других, не менее важных, событиях, я имею в виду прошедшие недавно выборы в Хурал, и почему вы не стали выдвигаться? 
- Вы знаете, что мои товарищи предложили мне дать согласие на включение в список кандидатов от одной партии, которую я не буду называть по этическим соображениям, но я отказался по двум основным причинам. Во-первых, последние два года я был вынужден часто и надолго выезжать за пределы республики, а участие в выборной кампании в качестве кандидата предполагает постоянное присутствие на месте. Во-вторых, я человек твердых политических убеждений, поэтому быть кандидатом от партии, которая мне идеологически чужда, считаю для себя неприемлемым. А другого способа стать депутатом Хурала наше региональное законодательство не предусматривает. И это неправильно. Закон надо менять.
- А что вы думаете о депутатском корпусе новоизбранного Хурала?
- Со списком депутатов ознакомился, большинство фамилий мне ни о чем не говорит, но, судя по первому, организационному заседанию Хурала, на котором были избраны все те же руководители, это будет, то же самое «гнилое болото». Это, очевидно, потому что, по сложившейся дурной традиции, кандидаты в депутаты Хурала подбирались властью не для парламентской работы, а на роль статистов, которые должны единодушно голосовать за решения партии и правительства. Складывается ощущение, что с 1993 года, с момента прихода к власти Илюмжинова, как будто специально, чтобы унизить и опорочить честь и достоинство нашего народа, власть в республике формируется только из каких-то мутных, бесхребетных личностей, лизоблюдов, воров, глупцов и предателей интересов калмыцкого народа. И они хотят править нами вечно, поэтому идут на все, чтобы удержаться у власти. Прошедшие выборы тому доказательство.
Думаю, что итоги этих выборов, как и итоги всех предыдущих выборов в Калмыкии, сфальсифицированы, а это значит, что все депутаты Народного Хурала, прежде всего, от партии «Единая Россия», являются нелегитимными. А те два депутата от партии «Справедливая Россия», это исключение из правил, случившиеся вследствие того, что именно наблюдатель от этой партии зафиксировала на камеру вброс бюллетеней в поселке Приманыч, и этот инцидент перерос в грандиозный скандал всероссийского масштаба. Если бы он не получил столь широкой огласки, то не было бы в Хурале и депутатов от «Справедливой России». Это отступная плата за то, чтобы все закончилось лишь осуждением «стрелочников». К тому же, я убежден, что кандидаты от «СР», в действительности, набрали больше голосов чем «Единая Россия» и коммунисты. Народ голосовал за справороссов не из любви к ним, а из-за ненависти к партии власти. Это был вынужденный выбор. Для них, едросы и справороссы – это блюдо из одного кремлевского котла, только под разными названиями. Калмыцкий избиратель голосовал за список «СР» лишь потому, что там были такие достойные кандидаты, не состоящие в этой партии, как Валерий Бадмаев, но его вполне ожидаемо не допустили в калмыцкий парламент. Умные, честные, бесстрашные, настоящие патриоты родной земли – там не нужны.
- А если эти начальники и депутаты оскорбятся и подадут на вас иск в суд о защите чести и достоинства?
- Пускай подают. Повторю еще раз: нашему народу, последнюю четверть века, очень сильно не везет с властью, поэтому, Калмыкия сдает позиции по всем фронтам. Фактически уже сегодня, Калмыкия перестала быть полноценным национально-территориальным образованием (государством) в составе  Федерации и вполне возможно, что вскоре все это закрепят формально. Печально это осознавать, но это не исключено.
- Я не думаю, что до этого дойдет. У нас ведь, кроме чиновников и депутатов, есть еще и народ, который не допустит упразднения республики.  
- Это так, но, чтобы не допустить этого, народ должен встать с дивана, открыть настежь окна и двери в своем доме под названием Калмыкия. С тем, чтобы свежий воздух вытеснил из нашей республики этот ужасный смрад застоя и гнили. А потом приступить к генеральной уборке. Начать можно с решения локальных задач. Во-первых, потребовать от Орлова добровольно сложить с себя полномочия главы Калмыкии, поскольку он несет прямую ответственность за все эти нехорошие дела, которые творятся в республике. Да и вообще он надоел народу до отвращения, как и вся нынешняя российская власть. Во-вторых, предложить новоиспеченным депутатам Народного Хурала распуститься, поскольку от них пользы будет не больше, чем от драной козы молока.
Но, правда, для того, чтобы эти товарищи вняли голосу народа, они должны быть такими людьми, для которых честь, достоинство и долг, не пустой звук. Но, к сожалению, такие люди в современной России во власть не попадают. Как говорил Некрасов: «Бывали хуже времена, но не было подлей».    
- Ханжанав. Удачи вам! 
- Удачи всем нам.
 
Вячеслав Убушиев

Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступника.
И. Гёте