Сегодня 06:39 19.04.2024

Чем запомнится жителям Калмыкии политическая кампания под вывеской «Выборы-2018», финиш которой через три дня? Какие эмоции она породила, и что может быть через год, когда выбрать предстоит главу республики и новых депутатов Элистинского горсобрания?

 

ПРОЗРАЧНО И ПРОЗАИЧНО
«Сохраняя настоящее – укрепляем будущее!» - такой, с налётом апломба, слоган (чем-то похожий на советский лозунг «Не умеешь - научим! Не захочешь - заставим!») стал в этот раз «боевым кличем» калмыцких единороссов. Сами они его сварганили или же Москва надоумила, не столь уж и важно.
Насущнее другое: удастся ли им с помощью всего четырёх слов завоевать умы и сердца большинства электората и одолеть тем самым септет своих политконкурентов? Вопрос, можно сказать, прозрачен и прозаичен, а ответ на него тем более: удастся, ещё как удастся.
Но въедливый избиратель, не питающий к тому же к партии власти даже мизера симпатий, не мог не обратить взор на оба прилагательных в её билбордовских призывах - «настоящее» и «будущее». Означающих, очевидно, обещание происходящее сейчас сохранить, а то, что будет в «сухом остатке», то есть «после того, как», укрепить.
Закручено, как видим, с намёком. Но понять что-либо, причём без труда, можно. Так вот, если под «настоящим» подразумевать полную стагнацию республики, в условиях чего мы умудряемся жить, то неровен час, когда сохранять в «будущем» станет просто нечего. Если, конечно, «ЕР» всерьёз не задумается, куда эта их «кривая» ведёт.


***


Однако головы её членов, похоже, заняты не этой синусоидой, а чем-то другим. Иначе не ставили бы они перед собой новую «сверхзадачу»: на выборах 9 сентября довести свой контингент в НХ (П) чуть ли не до абсолютного. Такое бойкое намерение единороссов недавно озвучил, причём используя местоимение «мы», Алексей Орлов.
А не слабо калмыцким единороссам на достигнутом превосходстве в парламенте остановиться?  Или же «боевые действия» будет вестись до полного «истребления» всех оппонентов? И почему, кстати, об этом печётся глава республики, а не, скажем, Анатолий Козачко? Другой парадокс: глава РК в июльском праймериз «ЕР» не участвовал (не рискнул отпугнуть избирателей?), но затем её предвыборный список вдруг возглавил.
Но если всё-таки своих людей в Хурале партия власти заимеет 27 из 27, то ни о каком «укреплении будущего» жителям Калмыкии впору будет не мечтать. Ибо ситуация станет ещё более унылой, на грани полураспада, и вообще перестанет занимать чьи-либо умы.


ВОЙНА И СРАЖЕНИЕ


Но это, не дай бог, может случиться потом. Хотя очень хочется, чтобы депутатские корочки достались не только «ЕР» и их сателлитам из КПРФ, но и другим. Чтобы всё обошлось без привычных передряг в ходе подсчёта голосов вечером в воскресенье. Чтобы туман взаимных упрёков и даже оскорблений рассеялся уже наутро. Суть ведь не в том, чтобы в Хурале сразу несколько партий имели по равному количеству депутатов. Важно, чтобы ни одна из них не имела там пугающего большинства, бьющего под дых всему политическому процессу. 
Отсюда вывод: «ЕР», которая, так или иначе, выхватит больше всех мест в Хурале-2018, выиграет не войну, а всего лишь сражение. И через год должна быть готова к контрдействиям тех политических сил, что в этот раз успеха не имели. Не проиграли, подчёркиваю, а пока лишь уступили. Проявив посильное усердие и, что немаловажно, элементы политической прыти. Жаль вот только времени и фантазии на раскрутку своих партий у них не хватило. И, возможно, денег. Ещё – особого рода закалки. А в совокупности мускул, чтобы противостоять целой системе.
23, 9, 187
И вот накануне того, что пока ещё на горизонте, хотелось бы прикинуть. Что, например, можно будет взять с собой из выборных баталий нынешних в те, что грянут через год. А также то, чего бы брать не стоило. Речь, разумеется, не о персоналиях и партиях, в НХ (П) в этот раз не попавших. Речь о грузе выборов-2018, многими из его участников так и не осиленном.
Можно было бы, например, взять с собой в год будущий количество политических партий, участвовавших в этих выборах. Их, напомню, было не 23 (!), как в 2013-м, а всего 9, что на азарте борьбы не отразилось никак. Другой показатель: 187 человек попытались в составе этих самых партий мандат депутата заполучить. Немало как будто бы, но формат выборов по партспискам ставит на этой цифре жирный крест.


СЛОВАМИ ЦОЯ


Получается как в футболе: играют в него миллионы, а побеждает всегда Германия. В 2013-м, в аналогичном мероприятии, у нас победила «ЕР» (51,3 процента голосов). Второй была КПРФ (11, 49), третьей - «Гражданская платформа» (9,33), четвёртыми - «Патриоты России» (5,93). А вот «Справедливой России», считающейся в этот раз одним из фаворитов, пять лет назад до заветного рубежа в 5 процентов не хватило лишь 0,38 балла.
Стоит также напомнить, что в Хурале до 2013 года заседали лишь единороссы и коммунисты-зюгановцы (20 и 7 мест соответственно). Ещё один нюанс из истории: «ЕР» пять лет назад меньше всего голосов получила в Элисте и Малодербетовском районе. Вряд ли что-то изменится и после 9 сентября. Разве что список депутатов, но это мелочи.
Но рук опускать тем, кто не наберёт 5 процентов в этот раз, не стоит. Несомненно, обкатка, полученная сегодня, многим пригодится завтра. Важно также помнить, что политикой разумнее заниматься, причём всерьёз, не в год выборов, а ежедневно. Если, конечно, не пропадёт желание сделать жизнь в республике лучше.
А вот насчёт того, брать с собой на выборы-2019 безмятежность местной «Единой Россия» или не брать, большущий вопрос. Ведь, если откровенно, предвыборную агитацию они провели без ожидаемого задора и изюминки. Особенно не воодушевили, напротив, вызвали отторжение, уже упомянутые билборды, с которых кандидаты от партии власти обещали «сохранить» и «укрепить». Кто-то - на фоне тучных стад овец и лошадей. Те, у кого их нет, - на фоне незатейливой абстракции. Третьи – на фоне российского триколора.
Пять лет назад, помнится, в разгар такой же бурной агитации, везде, где можно, красовались портреты Орлова, Анатолия Козачко и Бадмы Салаева, склонявших, как Виктор Цой, голосовать «За перемены!» (на снимке). И смотрелась та властная троица вовсе не как васнецовские «Три богатыря», а как персонажи из виртуальных миров. Партии власти и тогда, и сейчас следовало бы всё-таки запустить более зазывальные слова. Чтобы аллергия у их политических недругов слегка ослабла.


КАК БЫТЬ С КОЧУЮЩИМИ КАНДИДАТАМИ?


Не хотелось бы брать от нынешних хуральских выборов на выборы будущих гордепов целый пласт безразличия к ним народа Калмыкии. Набиралось его, народа этого, немало, и персоны будущих депутатов Хурала, который, кстати сказать, Народный, его не затронули никак.
Орлов, понятно, не мог быть любим «Коммунистами России», поскольку они, с какой стороны ни посмотри, оппозиционны ему и «ЕР». Потому он и смолчал, когда их с предвыборной гонки сняли.
А ещё я ни за что бы не взял на выборы-2019 безмятежность муниципальной власти, под управлением которой почти половина населения Калмыкии. Изящно увильнув от агитации даже в пользу «ЕР», коллеги из «Элистинской панорамы», как, кстати, и «Калмыкии сегодня», упустили, прежде всего, шанс подзаработать.
Видимо, в плане финансов у них всё в ажуре, однако все, кто эти газеты предпочитает читать, так и не поняли, какой партии надо симпатизировать и почему. Неужто к отказу от предвыборной агитации эти два издания подтолкнули их боссы? Чтобы тем самым отказать в публикации агитационных воззваний партиям-оппозиционерам?
Нет желания брать на выборы в ЭГС-2019 тех кандидатов в депутаты, что кочуют из одного избирательного списка в другой, с лёгкостью меняя свою парториентацию. Бегло изучив их данные, пришёл к выводу: большая их часть к заведомо несладкой участи законотворца не то, чтобы не готова, не её это жизненный удел в принципе – корпеть над законами, по которым должна строиться нормальная жизнь тысяч земляков.

Лев БУРГУКОВ


На выборах в Калмыкии неизменно побеждает партия «Кто бы сомневался».