Сегодня 14:00 29.03.2024

       За последние несколько недель в Элисте проходят какие-то заседания по родному языку, круглые столы и заседания, к которым, почему-то, не привлекаются научные сотрудники КНЦ РАН, КГУ и вообще специалисты по родному языку, языковеды, педагоги. Однако, все эти участники, говорившие на этих заседаниях-совещаниях правильные слова о сохранении родного языка, не рискнули прийти на митинг, посвященный этой важной теме. Ведь там, на площади Победа 14 июля собрались действительно неравнодушные люди, радеющие за сохранение и развитие родного калмыцкого языка. А так эти господа, просто поговорили за «круглыми столами», и довольные собой разошлись по домам и уютным кабинетам. А ведь еще В. В. Путин  перед выборами в президенты как-то говорил, что без языка нет нации. Лучше этого сказать невозможно.


      Трудно представить нас калмыков без родного языка, без героического эпоса «Джангар», без устного народного творчества, благодаря которым, по высокой оценке академика Б.Я.Владимирцова, калмыки занимают второе место в мире после миллиардной Индии.
      Поэтому калмыки всегда любили и любят свой родной язык. Даже когда он был на целых 13 лет запрещен. Рассеянные по северным регионам страны, часто по несколько семей на область, вернувшись в 1957 году на Родину, мы по не действовавшему родному языку, не изучая его, сдавали вступительные экзамены в ВУЗы. Только калмыки способны на такие подвиги, ибо они настоящие патриоты. Об этом должна знать наша молодежь и стремиться знать родной язык.
      Госдума, Министерство образования РФ поднимают вопрос: насколько необходимо изучение в школах Российских национальных языков.
      При этом нельзя забывать, что русский – это нация, русский язык – это национальный язык. Правда, это большая нация, большой национальный язык, а малые нации, малые языки, чем они хуже?  Главное – они есть. Все нации – равноправны, также и их языки.  Демократия, ведь! ХХ1 век! Все языки должны изучаться в школах в своих национальных округах, областях, республиках.
      Все языки, как и русский язык, являются школьными предметами и должны изучаться всеми учениками, наподобие химии, физики, математики. Вопрос желания, или нежелания, хочу – не хочу изучать национальный язык, должен быть полностью исключен. Все наши дети прекрасно владеют русским языком, может им нет необходимости его изучать в школе.
      В советское время вопрос о национальных языках также стоял в Министерстве образования РФ и в региональных Министерствах. В Москве даже имелся Институт национальных школ, который потом был переименован в ИНПО – Институт национальных проблем образования МО РФ, где я проработал тогда 18 лет, заведуя калмыцкой Лабораторией, а потом филиалом.
     Тогда в детских садах были созданы национальные группы, в школах – национальные классы, где воспитания и обучения стали проводиться на родном языке. До этого калмыцкий язык был просто, как второстепенный предмет и на него отводилось всего  2 часа – 1 час на родной язык и 1 час на урок калмыцкой литературы. От одного занятия до следующего проходила целая неделя. Потом нам пришлось переводить калмыцкие школы на учебный план национальных школ, как это было в Татарской и Башкирской республиках.
      Конечно, основным решающим органом является Минобразования РФ, в котором данный  вопрос решается символически, без большого желания изучать национальные языки. Региональные Министерства, зная настроения профильного министерства РФ, вопрос изучения национального языка ведут формально, без большого требования на освоение родным языком, которому начинают обучать с детских садов, плюс еще школьных 9-10 лет и никак не могут детей научить. Видя такое отношение к национальному языку в школах, в Министерстве образования, у учащихся, их родителей исчезает желание изучать родной язык. В КГУ нет кафедры методики калмыцкого языка, а вьетнамских рабочих почему-то работавших в Калмыкии учили русскому языку по интенсивному методу. Однако, когда Нана Санджиевна Бадмаева создала ЦИОЯ – центр интенсивного обучения языкам, но студентов калмыцкой национальности ни разу не приводили, а потом и вовсе постарались его закрыть. А ведь были среди слушателей Центра и те, которые вообще не знали калмыцкого языка, но через несколько месяцев свободно говорили на родном языке. Например, всем нам известный Вячеслав Илюмжинов.
      В противоположность калмыковедам есть русские педагоги по своей инициативе учившие детей русских классов прекрасно владеть калмыцким языком, знать наизусть главы из эпоса «Джангар». Эти дети на улицах Элисты, и просто в быту бойко говорят по-калмыцки. Однако, калмыцкие дети явно не отвечают таким же желанием.  Русские  же дети могут быстро научить нас родному языку, мы еще увидим, - они составят нам аудиторию.
      Иногда в процессе беседы с разными людьми, мне часто задают вопросы. Наиболее животрепещущий вопрос – это во всех ли  национальных областях, округах, республиках надо изучать национальные языки?
      Если речь идет о школьном образовании, конечно, во всех!  Ибо все нации равноправны. Например, в Дагестане имеются более 30 национальных языков, все должны одинаково изучаться, или как калмыцкий язык в Астраханской области. А местным представителям, живущим в той, или иной области, республике, изучать местный национальный язык надо обязательно. И всеми детьми и не должно быть деления классов на национальные и не национальные. Школа готовит будущих граждан, может будущего руководителя своего национального региона, а они должны знать язык своей республики. Даже взрослые должны знать местный язык, от этого они только выиграют, будут уважаемы. Вообще язык лишним не бывает. Количество часов на национальные языки по всей России должно быть   одинаковым. По крайней мере, не меньше 6 часов, как это было по учебном плану национальных школ. При этом часы на литературу  должны быть отдельными, как по русскому языку и литературе, ибо это два разных предмета.
      Национальные языки, как все языки мира, должны осваиваться, что называется, с пеленок, с молоком матери. Однако, этого не видно, но чтобы этого как-то добиться, обучение ребенка с пеленок родному национальному языку должно быть основным условием получения материнского капитала. Мало родить ребенка, научи его понимать родную речь, тогда малые российские народы будут спасены от гибели.   В целях увеличения часов на родной язык и практического применения,  необходимо даже уроки физкультуры вести на разговорном родном: су, бос, гү.  К тому же, существуют готовые разработки спортивных терминов. Просто их необходимо издать.
      Вот моё мнение по отдельным вопросам изучения  национальных языков нашей великой РОССИИ и чем выше  она будет поднимать малые народы и их родные языки, тем ярче будет сверкать наша  великая РОДИНА! Великое всегда смотрится в малом. Как  говорится    по-калмыцки – күн болхнь – баһасн, күлг болхнь - унһнасн (человека видно в ребенке, коня - в жеребенке).
                                                                        
Николай Убушаев
Отличник народного просвещения РФ,
Заслуженный деятель науки РК,
 Доктор филологических наук

Границы моего языка означают границы моего мира