Сегодня 04:54 29.03.2024

Гость «ЭК» Валерий Дьяконов покинул Элисту более 30 лет назад. И ни разу после того здесь не был. Недавно всё-таки, проездом, до боли знакомые места навестил. Увиденное его поразило. И с плохой, и с хорошей стороны.

«Родной город не узнал меня, а я его, - говорит он. - По улицам ходят сплошь незнакомые люди – не с кем даже поздороваться за руку. А вот раньше было иначе: шаг сделаешь, обязательно кого-то встретишь. Одноклассника, однокурсника, соседа, коллегу по работе. Мир меняется и мы вместе с ним.
Многое в Элисте изменилось, очень многое. Площадь Ленина теперь Площадь красивейшей Пагоды Семи Дней. Молодцы, что сам памятник вождю революции сохранили, это вам, земляки, большой плюс. Потрясающе смотрится буддийский хурул на месте завода ЖБИ-12, где я проработал более 5 лет арматурщиком. Мой бывший город приобрёл черты Востока, ощущаешь, что это не какая-то там захудалая столица субъекта России.
Огромное впечатление на меня произвела реконструированная Аллея Героев. Особенно – памятник Б. Б. Городовикову. Он был настоящим лидером республики, его любили и почитали все – от мала до велика. Однажды, в начале 70-х годов, я в составе делегации пионеров Калмыкии летал в Москву, чтобы возложить тюльпаны к Мавзолею В. И. Ленина. В аэропорту нас провожал Басан Бадьминович. Помню, почти каждого из нас погладил по голове и сказал: «Об этой поездке вы будете вспоминать всю свою жизнь!» И дал каждому по горсти конфет.
А какую колоритную скульптуру возвели в честь народного джангарчи (Ээлян Овла. – Прим. «ЭК») при спуске в парк «Дружба»! При виде его в моих ушах сразу зазвенели неповторимые калмыцкие мелодии под домбру и гармошку, которые я помню до сих пор. А разве можно забыть искромётные танцы под возгласы «Хадрис!» Слезы наворачиваются, ей богу.
Но затем, через каких-то 150 метров наступило первое разочарование. Между Вечным огнём и дорогой по улице Ленина, когда я был школьником, очень видные люди, гостившие в Элисте, помнится, сажали деревья. Рядом устанавливали плиты, что это дерево посадил, например, лётчик-космонавт Горбатко, маршал Крылов или министр связи СССР Псурцев и другие.
Хочу заметить, эти люди приезжали к нам не просто побалдеть и водки попить. Они помогали республике делом, потому что уважали Басана Бадьминовича. И если что обещали, то обязательно доводили дело до конца. Но новая власть на моей малой родине, по всей вероятности, эти прописные истины предала забвению.
Где деревья, посаженные соратниками Городовикова? Их ведь было не пять и не десять, а гораздо больше, и я с одноклассниками участвовал в их ежедневном поливе. А воду таскали из родников, которых было много в районе кафе «Дружба», носящего сейчас «импортное» название – не выговоришь.
Иду дальше, прохожу новую арку с названием парка. Под ногами шершавый асфальт, сбоку незамысловатые скамейки, на которых долго не посидишь. Во-первых, они под палящим солнцем. Во-вторых, не слишком удобные, зато, наверное, полезные для тех, у кого болит спина или поясница. Неподалёку отстроили чудесное футбольное поле, где бегали пацаны. Меня это обрадовало, в пору моего детства такого не было.
Незаметно добрёл до каруселей, на которых мы готовы были пропадать круглые сутки, лишь бы деньги были. Признаться в этом месте я испытал шок: я обнаружил те самые аттракционы, что были и 30, и 40 лет назад. Разумеется, устаревшие морально и проржавевшие. Меня-то они и узнали, потому как издали такой скрипучий и тоскливый звук, что захотелось всплакнуть.
Что я ещё увидел в старой любимой «Дружбе»? Какие-то заброшенные киоски, перекошенные лачужки, разбросанные автопокрышки, и всё это на фоне буйно растущего камыша. Такое впечатление, что если не принять мер, он скоро будет расти и в балке вблизи бывшей улицы Пионерской. И тогда эту улицу нужно будет переименовать в Камышовую. Кстати, кому вообще пришло в голову дать ей имя улицы Городовикова? Убеждён, Басану Бадьминову это бы не понравилось.
Понравилась концертная площадка, построенная на месте танцевальной ещё времён СССР. На ней, кстати, я познакомился со своей будущей женой и каждую субботу, воскресенье мы там встречались, где было очень уютно.
Теперь танцульки уже не в моде, но вот новая концертная площадка очень уж неудачна. Кто, трудно сказать, захочет смотреть выступления артистов на жутком солнцепёке, при том, что рядом нет ни одного дерева. Все со спиленными кронами, а навесы делать, видимо, дорого. Или отцам города всё равно?
Склоняюсь к мысли, что всё равно. Иначе не довели бы они до такого ужасного состояния скульптурное изображение каменного кувшина «Бортха». Когда-то он был символом парка, вкусную, холодную воду из него, без боязни отравиться, пил весь город. Ныне это – жалкое и убогое зрелище.
Что самое вопиющее: пить воду из кувшина ни в коем случае нельзя! Об этом предупреждает специальная табличка. Мозаичная некогда стена вся облупилась, вокруг разбросаны обломки плит, разрытые для стока вод канавы засорены и загажены до состояния кошмара (на снимке).
Светлой памяти учёный-краевед Иван Борисенко писал, что на месте «Бортхи» когда-то была «копань». То есть небольшой водоём, из которого вода самотёком спешила к деревьям, чтобы полить их и продлить жизнь. Другая «копань» была неподалёку и выполняла всю ту же благородную миссию. А за порядком следил безымянный лесник – никто, даже старики, не помнят кто он был такой.
А вот какую миссию выполняет огороженный решёткой ресторан с не менее странным для нашей местности заморским названием и находящийся на востоке парка? Ради него прикрыли кинотеатр «Дружба», хотя сейчас бы он был весьма кстати. После прогулок по парку, катания на каруселях детям было бы так приятно посмотреть какой-либо кинофильм.
Не меньшее огорчение испытал, увидев нашу знаменитую «потёмкинкую лестницу». По ней раньше можно было спуститься с улицы Ленина к кинотеатру и окунуться в прохладу, настоящий рай для отдыха. Нынче эта лестница, по сути, никому не нужна, потому как ведёт в никуда.
Потом направился в этнохотон. Почти наощупь, ибо никаких указателей не увидел. И снова пережил неприятное. Культурное, казалось бы, заведение, туристов принимает со всей округи, но снова ни одного деревца, ни одного укрытия от летнего зноя. Бедные экскурсоводы, они напомнили мне восточных невольниц из «Белого солнца пустыни». А чуть выше за этнохотоном с суровой жалостью наблюдали 100-летние дубы-колдуны и думали: «Это ж как надо не любить людей, чтобы срезать столько деревьев!»
В общем, с печальным настроением возвращался я в центр города. Думал: посадить дерево и довести его «до ума», конечно, архисложно. Но ведь сохранить то, что есть гораздо проще. Надо просто любить свой город, своих земляков и добиваться, чтобы они жили тем же самым. Иначе природа на нас обозлится и повернётся спиной – тогда уж ничего исправить будет нельзя.
Приятель сказал, что в конце прошлого года парк «Дружба» подвергся коренной реконструкции, и на эти цели было потрачено более 20 миллионов рублей. Как мне показалось, на тротуар с плиточным покрытием, несколько десятков невзрачных скамеек, асфальтовое покрытие из б/у материала. Ну ещё на концертную площадку со сценой. И всё.
Не хочется верить, что деньги кончились, но и не верится, что работы будут продолжены. А я бы все эти миллионы рублей бросил на прокладку системы водоснабжения парка. Чтобы деревья не умирали в такой зной от жары. Они ведь как люди и терпят наравне с нами.


Записал Лев БУРГУКОВ

 

05.07.2018