Сегодня 02:09 29.03.2024

Термин из мира автоспорта совсем не случайно вынесен в заголовок этой статьи. Так называется то мгновение, когда пилот болида, верно рассчитав траекторию на крутом повороте, резким броском обгоняет соперника. Что интересно, такая терминология применима и в региональной политике, если иметь в виду попытки довести до ума сложный маневр.

В конце минувшего месяца официальные республиканские СМИ синхронно разразились материалами об участии делегации калмыцких чиновников во главе с руководителем республики Алексеем Орловым в Петербургском международном экономическом форуме. Страницы газет, новости на официальных сайтах, выпуски ТВ-новостей пестрели названиями «известных российских компаний», с которыми представители степной республики заключили ряд «важных» соглашений. Региональная власть в очередной раз постаралась убедить обывателей в добротности и качестве своей работы, цитируем, «по ключевым направлениям развития нашей республики».
Не будем пересказывать содержание питерской эпопеи, но остановимся на некоторых интересных моментах. Сразу бросается в глаза декларативный характер подписанных документов в форме соглашения. В его рамках стороны заявляют о некоторых намерениях и желаниях в перспективе сделать некие шаги. Самая важная составляющая в таких случаях – финансовая – отсутствует. Участникам процесса подписания остается лишь широко улыбаться и деловито позировать на камеры, а то и просто на телефоны кого-то из свиты.
А теперь просто перечислим те «известные российские компании», с помощью которых Калмыкия совершит очередной рывок в светлое будущее. Или поймает свой импульс. Интересно, подозревали наши читатели о существовании Агентства стратегических инициатив по внедрению практик, размещенных в единой информационной системе Агентства («Магазин верных решений»), АО «Деловая среда» или ООО «Швабе»? Нам фирмы с такими названиями на глаза точно не попадались. Будет ли прок от дружбы с ними толком пока не известно. Но если судить о бодреньких заверениях наших властей, обязательно будет. Особняком в совсем негустом списке «прорывных достижений» стоит соглашение о сотрудничестве между Калмыкией и Ингушетией.  
Каким образом будут сотрудничать два дотационных региона-аутсайдера, республиканские СМИ, да и наши чиновники до сих пор хранят молчание. Ясно, что здесь полностью исключается вопрос об инвестициях от любой из сторон. Скорее всего, дело ограничится обоюдными гастролями национальных творческих коллективов.
А вот история с развитием солнечной генерации в степной республики на наших глазах уверенно перешла в сериальный формат. Очередной вариацией на эту тему стало подписание соглашения, внимание, с ООО «Авелар солар технолоджи». Это дочерняя фирма компании «Хевел». Напомним, что ранее на площадке сочинского экономического форума аналогичный документ уже был подписан. Калмыцкие власти тогда с упоением выдали эго за реальный «прорыв», в развитии энергетики. В Питере тема обрела новое дыхание. Но, входивший в состав делегации столичный «сити-менеджер» Окон Нохашкиев, как-то не удосужился подсказать Алексею Орлову и министру экономики Зое Санджиевой, что городские власти подружились с «Хевел» еще в 2015 году. В тот год как-то без лишнего шума был подписан договор об аренде земли под будущую электростанцию. Выходит, что если подробности этой истории в очередной раз забудут, то республику ждет еще одно грандиозное подписание.             
Вот в чем можно твердо заподозрить наши власти, так это в забывчивости. События последних лет показывают, что они многое не помнят или стараются забыть по каким-то причинам. Хотя страницы истории были не менее «грандиозными», чем нынешние достижения в рамках ПМЭФ. Даже стараются не вспоминать. К примеру, чиновники сейчас уверенно толкуют о перспективах солнечной энергетики, а о ветряной, имевшей не мене «блестящее будущее», хранят молчание.       
Или подзабытая история 2010 года. Обратимся к страницам официальных СМИ, которые на полном серьезе заявляли, что в рамках федеральной программы по развитию птицеводства в Калмыкии будет построена птицефабрика. В городе Городовиковске с участием якутского бизнесмена Ивана Слепцова, назначенного генеральным директором нового объекта - ООО «Калмыцкий бройлер». В роли одного из инициаторов «проекта века» отметилась депутат Госдумы Марина Мукабенова.  
Объём инвестиций должен был составить почти миллиард рублей. В 2011 году «городовиковская птицефабрика» должна была заработать на полную силу. В 47-ми корпусах должны были трудиться три сотни местных жителей с зарплатой «не мене 15-ти тысяч рублей».  Предвосхищая грандиозный успех предприятия, власти громогласно объявляли о проведении конкурса среди узких специалистов. Авторы проекта не раз заявляли, что «объём производства мяса птицы составит до десяти тысяч тонн в год с учётом дальнейшего расширения до двадцати тысяч. Предприятие будет оснащено новейшим оборудованием из Германии и Канады. Уже проведена топография территории, сделаны анализы санитарного состояния земель, то есть, соблюдены все природоохранные нормы». Войдя в раж, договорились даже об открытии сети фирменных магазинов по продаже мяса не только в Городовиковском, но и во всех других районах Калмыкии.
Но дело дальше торжественной закладки первого камня в фундамент очередной калмыцкой «стройки века». Даже, несмотря на золотые слова М. Мукабеновой о том, что она «чувствует большую личную ответственность за проведение работ на объекте», а потому будет и впредь курировать этот вопрос. Свои «50 копеек» по поводу «городовиковского чуда» вставил и тогдашний министр сельского хозяйства РК Петр Ланцанов: «После ознакомления с условиями района, с продукцией, которую производят труженики района, было принято решение: именно в Городовиковском районе построить птицефабрику». Много и веско о проекте говорил и глава района Сергей Манжиков, позднее осужденный за коррупционное преступление.
Но дальше красивых, дельных и одновременно многочисленных слов дело так и не пошло. Как и с «кетченеровским мясокомбинатом». Территория «птицефабрик» в трех километрах от райцентра заросла бурьяном. Чиновники на свободе, в заключении или отбывающие наказание, а также народная избранница Марина Мукабенова об этой песне стараются не вспоминать. Потому как свой импульс до сих пор не поймали.

Евгений БЕМБЕЕВ  

07\06\18