Сегодня 18:44 28.03.2024

Недавно Алексей Орлов, отвечая на вопросы репортёра информагентства «ФедералПресс», сказал: «Экономика Калмыкии на подъеме. На уровне госуправления – у нас тоже ощутимые успехи». Чуть позже эта фраза стала заголовком всего интервью, не дошедшего, правда, до массового читателя

КОГДА ВЛАСТЬ СЛАБЕЕТ
Но у тех, кто его всё-таки читал, наверняка возник вопрос: зачем главе Калмыкии беседы на подножке уходящего, по сути, поезда? На какую аудиторию они могут быть рассчитаны и какой цели подчинены? Неужто ради банального, в общем-то, пиара и, как следствие, усиления своей общественной значимости?
Но ведь затея эта, по всем признакам, пустая. Даже при том, что самой общественности, точнее, тесной якобы связи власти с ней, он отвёл в этот раз место заметное. Назвав, в частности, «действенным инструментом, который себя оправдывает» (здесь и далее выделена прямая речь Орлова. – Прим. А. Е.). С чего бы это вдруг?
Да кто его знает. Хотя, может, так оно и есть. Только вот фокусировать на этом внимание населения Калмыкии, значит, лукавить. Потому как не в состоянии оно, население это, заменить «старые традиционные методы и инструменты», которые не работают, на новые, которые вдруг волшебным образом заработают. И никогда на себя эту роль не примеривало.
Но глава РК думает иначе. И пытается свалить часть ноши государственной (читай – своей, как главы) на плечи негосударственных (по сути, добровольных) сообществ граждан на основе совместных интересов и целей. Что примечательно, значение этих самых общественных организаций, а также мера их влияния на всё, что творится (именно так!) рядом, крепнет по мере того, как власть становится более инертной и менее сильной.
Допускаю, что Орлов об этом неприятном парадоксе говорить не собирался. Но вмешался корреспондент «ФП». Спросивший, почему-то, в самом начале интервью о контактах власти Калмыкии с общественниками и бизнесом. Неужели другой темы не нашлось в качестве «разогрева» читателей?

КОГДА ВСЁ «РАСТЁТ»
Неясно ответив на вопрос о будто бы растущем авторитете «третьего сектора», глава РК изящно затронул сферу туризма в республике. Имевшую «несколько неплохих проектов» - каких именно и почему в жизнь не претворённых, он, увы, не объяснил. Но они, по его убеждению, работали, хотя «… видели их только узкие сегменты бизнеса, широкая общественность не была вовлечена». Невзирая даже на активное стремление власти «сделать систему максимально публичной, чтобы никто не решил, будто у власти есть любимчики».
И вот тут-то снова полный шиворот-навыворот. Почему, например, разговор о туризме, который у нас если и развивается, но очень уж допотопно, опередил вопрос о состоянии дел в экономике и финансах? Которые, раз уж на то пошло, существуют незримо и обособленно. Может, козырнуть особо нечем?
Орлов, впрочем, как и в оценке роли общественников, так не думает. Считая, что ситуация в хозяйстве республики «удовлетворительная, но с плюсом. Причем, «плюс» это не прогноз, это уже результат». А ещё Калмыкия «…один их немногих регионов страны, где социальная ситуация, в частности связанная с рынком труда, с выполнением майских указов, весьма благополучная».
Но и это ещё не всё. Далеко не всё. «Собираемость собственных доходов увеличилась, - просвещает глава РК несведущего корреспондента, - в Калмыкии растёт бюджет и уровень валового регионального продукта. Но самое главное – у нас растет  реальный доход на душу населения (это данные Росстата).

КОГДА ЦИФРЫ В РАДОСТЬ
«Реальный доход на душу населения» - и в самом деле критерий важный. Главный из главных. Только вот растёт ли он у нас, наряду с бюджетом и валовым продуктом, осмыслить, докопавшись до истины, дано не каждому. В отчётах правительства РК, например, где можно скомпоновать любой ряд цифр, такое «реально» более чем.
Но Орлов (для пущей весомости, что-ли?) сослался на данные Росстата. Как-то не верится, что данные аналогичной службы местного масштаба могли бы чем-то отличаться в худшую, например, сторону.
А вот хороший это фактор (рост реального дохода на душу населения) или так себе, население вряд ли поймёт. Как и прогноз на будущее, которое, со слов главы, также «будет оптимистичным». Ибо уменьшение госдолга и долга коммерческого, а ещё и бездефицитный бюджет, для простого смертного -  «китайская грамота». Которую, со слов Орлова, удастся «постичь» в ближайшие полтора года.
То есть к сентябрю-2019, когда срок его 9-летнего правления истечёт. Ну как в этом месте не вспомнить слова премьера правительства РФ, их сказавшего: «И не надо: Черномырдин то, Черномырдин сё. Черномырдин никогда и нигде, а всегда и везде… И всем. И когда надо было, пять лет бессменно, между прочим, а не то что…». Но будет ли подвохом произнесённое Виктором Степановичем вложить в уста Алексея Маратовича?
Самое же грустное: жителям республики давно уже неинтересно, какой конфигурации у нас бюджет, и почему на перевод его на новые рельсы уходящий глава отвёл себе самому рекордные 18 месяцев. И тем более по барабану - кто эту задачу перед ним очертил – Путин, Медведев или Папа Римский.

КОГДА «ЧЁРТ НОГУ СЛОМИТ»
Но вернёмся к тому, с чего начали. К степени влияния общественных активистов на властную поступь Орлова и его «команды». В части положения дел в сфере ЖКХ, к примеру. Там, всем известно, беспорядок и хаос такой, что «чёрт ногу сломит».
Так, у Алексея Толстого в повести «Хлеб», написанной ещё в 30-е годы прошлого века, есть такие строки: «Не хватало сапог, пушек, сёдел, упряжки. Всё это лежало где-то по военным складам, но чёрт их найдёт — эти склады, а и найдёшь — такая начнётся переписка, что уж сам чёрт сломит ногу».
В нашем, однако, случае речь может идти о нехватке труб, рубероида, красок, побелки для ремонта домов, которые проще снести и на их месте построить новые. Всё это коммунальное добро либо где-то спрятано на складах, либо его нет вовсе. Общественники типа «домкомов» и старших по подъездам пытаются эти самые склады найти, пишут гневные заявки, обращения, протесты в прокуратуру, но в ответ… В общем, «чёрт ногу сломит».
Главе РК об этом бардаке известно, но вместо того, чтобы наказать профильного министра и «жуков» из управляющих компаний, «занимающимся рутинной (не приносящей должных результатов) работой», больше по душе «подключить общественность», которая, на его взгляд, «не просто высказывает мнение», но и «предлагает решения».
Поскольку «Таких примеров много по всем отраслям», ленинским призывам «Землю - крестьянам, фабрики - рабочим, власть - Советам!» на калмыцкой земле жить, и об этом впору заявлять не какому-то там «ФедералПресс», а CNN и BBC.

КОГДА «ОПОРА» НЕ ОПОРА
Не хочу быть заподозренным в экстремизме, но раз уж органы госуправления, со слов калмыцкого главы, работают с «ощутимым успехом», но, чаще всего, «не приносят должных результатов», то не разумнее ли их, как бы помягче сказать, удалить? Чтобы не мешали трудиться тем органам, что имеют «ощутимые успехи».
О роли общественных организаций в жизни населения Калмыкии кое-что ещё. На экономическом форуме в Сочи правительство республики подписало соглашение с одной из них - «Опорой России». Что, по прогнозам Орлова, «позволит превратить её роль здесь из формальной в реальную».
Но ведь «Опора» была создана 15 лет назад и всё это время охраняла интересы малого и среднего бизнеса страны, но до нас, почему-то, добралась с такой задержкой. Допустив, тем самым, сползание этого вида калмыцкого предпринимательства до низшей точки. Не находите, что глава РК вновь занялся толкотнёй мыслей?
Разгадка тут проста: за 15 лет наша республика к опоре на «Опору», ввиду своей вялости, по сути, не обращалась. Вся страна на неё активно опиралась, а мы нет. Но вот теперь, словно следуя поговорке из родного языка «унтад-серяд», Орлов встряхнулся. Выставив крайними в этом вопиющем ничегонеделании не себя самого и своё правительство, а бедолаг-коммерсантов, которые «О возможностях этих …раньше зачастую просто не знали». Но ведь это совсем не так. Или так, но не совсем.
И, будто бы извиняясь за очевидный ляп, руководитель республики протягивает «руку помощи»: «…бизнес будет предъявлять требования и к нам. Но мы готовы, ключевой навык – это открытость. И мы уже её сделали принципом». Хотя взаимосвязать между собой бизнес, требовательность и открытость – задача ещё та. Даже устами Черномырдина: «Будем отстаивать это, чтобы этого не допустить!». Теперь понятно?

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ

(окончание следует)

14\03\18