Сегодня 01:08 13.12.2019

Более века назад калмыцкая труппа  гастролировала  по всей Европе! Звучит фантастично, тем не менее, это факт неоспоримый!  Всё началось со старой немецкой почтовой открытки, обнаруженной на просторах интернета. На ней были изображены кибитки, всадницы в национальных костюмах. Текст на открытке гласил: «Калмыцкий караван». Франкфурт-на-Майне»

Заинтересовавшись, обнаружил довольно большое количество печатной продукции со всей Европы:  газетные статьи, открытки, афиши, даже входные билеты, приглашающие посмотреть захватывающее представление из жизни кочевников-калмыков. Если судить по открыткам география гастролей довольно обширная: Базель, Лейпциг, Франкфурт, Берлин, Дрезден, Париж, Лондон! Наши современные артисты могут по-доброму позавидовать своим далёким предшественникам!
К сожалению, ни в общедоступной краеведческой литературе, ни  на просторах русскоязычной части всемирной паутины не нашёл каких либо достоверных сведений или хотя бы воспоминаний об этой довольно интересной странице истории нашего народа. Но память наша всё-таки не хуже компьютера обладает какими-то неизвестными нам опциями. И если есть мысленный посыл, то нужно только  составить запрос с правильными ключевыми словами, и она выдаст нам из своих глубин всё, что в неё было заложено когда-то.
Таким толчком послужил спор в интернете о происхождении Владимира Ильича Ленина, в котором защитники версии о калмыцкой бабушке, основателя Советского государства всегда приводят книгу Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых» Так вот там, в качестве косвенного подтверждения основной версии, приводится рассказ о посещении отцом Ленина Ильёй Николаевичем Ульяновым в 1872 году Политехнической выставки в Москве, где он со знанием дела (подсолил напиток и положил в пиалу кусочек масла),  с удовольствием пил калмыцкий чай в кибитке. Когда то я в студенческие годы читал это произведение, но тогда не обратил внимания на интересующий меня ныне факт. Сейчас же картинка сложилась и собственная память, получив поддержку, тут же выдала давно требуемую информацию! На Политехнической выставке Илья Николаевич Ульянов пил чай в перерыве между первой и второй частями выступления калмыцких артистов.  В первой части показывалось  богослужение, религиозные обряды и духовная процессия,  а во второй «… выпустили лошадей. Быстрые, как огонь, они стрелой промчались на волю, взмахивая длинными. чёрными хвостами. Калмыцкие юноши ловко догоняли их, закидывали сёдла, взнуздывали.
Началась бешеная джигитовка, какой не то, что казачество, даже на Кавказе не знают. Всадники вертелись, стоя во весь рост на скачущих лошадях, скользили вниз головой, неизвестно как держась на крупе, ловили на всём скаку подброшенный хлыст, мгновенно поднимали с земли брошенный головной убор и тут же, мягко взлетая, словно по воздуху, опять держались стоя, словно летели над лошадью, не опираясь на сёдла, пританцовывали, на всём ходу взлетали на круп чужой лошади и через миг опять на свою, - ни один знаменитый циркач-акробат не сделал бы точнее и  лучше. Лица у зрителей разгорались. Потом вдруг наступила относительная тишина. Появились по две, по три нарядные, совсем молоденькие, едва ли старше пятнадцати-шестнадцати лет калмыцкие девушки, - круглые розовые лица, чёрные родинки на щечках возле рта, словно в преддверии улыбки, быстрые чёрные глазки, удивительная грация тонкого стана… но потом заметно выделились двое. Красивый калмык с круглым китайским лицом и такой же красоты девушка-цветок, грациозней всех своих подруг в движеньях. Парень не показывает виду, что отметил её, одну из всех; она не показывает виду, что поняла это. Игра продолжалась, грациозная, слаженная, несколько минут, видимая каждому зрителю. Но вот юноши из чужого становья ускакали, словно и не было этой игры. Двое статистов выносят на длинной палке вызолоченный серп месяца и водружают палку на ристалище, - это значит, наступил вечер…»  Чувствуете, чем не рецензия на театральную постановку.  Желающие могут прочитать более подробное описание представления, взяв книгу Мариэтты Шагинян в библиотеке.
Успех был настолько велик, что организаторы решили, что представление может быть интересно зрителям в Европе. Организация таких гастролей, скорей всего, стоила недёшево: артисты (буду их всё-таки так называть), лошади, верблюды, коровы, овцы, кибитки, походный хурул, реквизит. Чтобы оправдать вложенные средства, представление должно быть ярким, интересным, отложиться в памяти зрителей! Да и самих зрителей должно прийти немалое число. И хорошо, если они придут завтра, послезавтра и так до конца гастролей труппы в городе, иначе не выгодно давать в одном месте только одно представление. Современные продюсеры народных коллективов, наверное, лучше поймут, так как знают, что продать выступление фольклорного коллектива в одном городе несколько раз практически невозможно. Но, видимо, зрелище было настолько хорошим, что труппа гастролировала по Европе не один год и не по культурному обмену, а зарабатывая деньги на своё существование!
А предыстория этой калмыцкой труппы такова. В 1871 году царю Александру II калмыцким князем Тюменем «…был широко показаны быт, религиозные обряды, свадьбы, конские состязания, перекочёвки калмыцкого народа, и всё это – драгоценные уборы, множество золотых и серебряных божков, пестрота и яркость обрядов – очень понравились царю, и царь милостиво заметил, что следовало бы всё это показать в будущем году на Политехнической выставке, посвященной 200-летию Петра I в Москве…» Кто-то из предприимчивых людей, вертевшихся рядом с власть имущими, их и в те времена хватало, пользуясь желанием царя, развил бурную деятельность.  В Москве, на Ходынке был построено здание на 2000 посадочных мест и 36 отдельных лож. В центре павильона арена 200 метров в длину и 100 метров в ширину Интересно, даже и в те времена власти оправдывались, что всё это было построено на частные капиталы, а не на бюджетные средства. Из Калмыцкой степи прибыли артисты, реквизит. И в 1872 году, как уже ранее писалось было дано первое представление! Москва проявила интерес ко Дню Калмыцкого народа на Политехнической выставке, было много статей, рецензий, а главное зрителей.
Первые гастроли в Москве в 1872 году, далее Германия, Швейцария, Франция! Последнее известное нам выступление в 1909 году на  Императорской Международной выставке в Лондоне! Коллектив выступал на протяжении 37 лет, как минимум!                                                                       Может когда-нибудь один из нынешних студентов исторического факультета  нашего  Калмыцкого Университета напишет историю Калмыцкого театра и начнется она с неизвестных нам ныне фамилий первых калмыцких артистов, которые таковыми себя, скорей всего, и не считали!  И исчислять историю нашего театра мы начнем с 1872 года, а это значит, что первое представление калмыцкие профессиональные артисты дали 145 лет назад! А может никто и не напишет, и останутся только их лица на старых открытках!  
Поэтому надо восстановить историческую справедливость и перенести дату создания национального театра с 1936 года на 1872 год. Так, я считаю, будет правильнее.

Валерий Кутушов