Сегодня 11:13 24.04.2024

В конце ноября прошлого года, находясь в соседнем Троицком, увидел нечто: на стенде «Их разыскивает полиция», возле тамошнего райотдела, красовалось фото Ларисы Васильевой. Той самой, что была министром образования и науки республики. А по совместительству ещё и вице-премьером правительства

ДОЛЖНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ
Информация к «Ориентировке-заданию» была такой: «ОУР по МВД Республики Калмыкия по уголовному делу №502003, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ разыскивается обвиняемая Васильева Лариса Борисовна, 06. 06. 1966 г. р., ур. Калмыцкой АССР, Каспийского района, г. Каспийский, зарегистрированная по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Бабакина, д. 4 кв. 155, ранее проживала по адресу: г. Элиста, ул. Эвтя, 31. Розыскное дело №01289 от 03. 10. 2017. Мера пресечения – заключение под стражу.
На установление местонахождения и задержание Васильевой Л. Б. прошу ориентировать личный состав, проверить по учётам доставленных в ОВД, в т. ч. медицинским учреждениям. Ответ, независимо от результатов, направить в ОУР МВД по РК». Документ подписан начальником калмыцких сыщиков, полковником полиции Д. Лиджи-Горяевым и разослан во все райотделы республики.
В качестве пояснения: статья 285 УК РФ, упомянутая в розыскной листовке, есть ничто иное как «злоупотребление должностными полномочиями». Которое нынче сплошь и рядом, но никому за него и ничего не бывает. Или почти не бывает. Потому как должностные посты эти, с размытыми полномочиями впридачу, достаются, кому ни попадя, и процессу этому нет конца.
Васильева (на снимке – слева), например, «злоупотребила» своим положением 27 декабря 2011 года. Когда, будучи министром образования и науки РК, заключила госконтракт на сумму 22 миллиона 774 тысячи 074 рубля 03 копейки с ООО «Росфинанс» (г. Тюмень) со сроком исполнения до 31 декабря того же года.

ПОДМАХНУЛА, НЕ ГЛЯДЯ?
Деньги по данному договору за поставку товаров калмыцкая сторона в указанном объёме должна была перечислить и получить взамен, так называемые, мобильные кабинеты (специализированные программно-технические комплексы) для образовательных школ республики. Схема, как видим, простая, проще не бывает. Но лишь на первый взгляд. На практике же, после изучения обвинительного заключения по уголовному делу №301016, получилось куда заковыристее.
Во-первых, почему в качестве делового партнёра был выбран город «за тридевять земель»? Во-вторых, деньги «Росфинансу» были перечислены лишь частично - 17 миллионов 26 тысяч 788 рублей. А вот мобильные кабинеты в адрес Минобра РК поступили в ещё более куцем размере - лишь на треть предоплаты (6 миллионов 50 тысяч 96 рублей). Часть поступившего товара, как образец, Васильева, говорят, увидела вооочию и на том свою миссию, возможно, посчитала законченной. Никак не подозревая, что на этом поставки технических новинок для калмыцких школяров оборвутся.
Какова судьба остальных программно-технических комплексов из Тюмени стоимостью 10 миллионов 280 тысяч 052 рубля 87 копеек и в распоряжение нашего Минобра так и не прибывших, осталось тайной. На кого в этой тёмной истории грешить? На нечистые силы – больше не на кого.
При том, что имелась товарная накладная, полученная и подписанная одним из ближайших подчинённых Васильевой, по которой мобильные кабинеты (что примечательно, на все 22 774 074 рублей), Минобру РК всё-таки были поставлены. Имелся также акт приёма-сдачи товара за подписью самой Ларисы Борисовны, но о деталях его подписания она, как ни странно, поведать следователям не смогла. Ну что ж, бывает, хотя сделки такого масштаба наши министерства заключают, скажем так, нечасто.

БЫЛА УВОЛЕНА. НО НЕ СРАЗУ
Можно, конечно, допустить, что в процессе выполнения своих должностных обязанностей, в частности, по укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений республики, Васильева, допустила халатность.
Передоверилась одному из своих замов, а тот, в свою очередь, своему. Такое в нашей жизни, как уже сказано, случается на каждом шагу, и беззакония в этом никто не видит. Ну, подумаешь, 10 миллионов куда-то испарились! В сравнении с хищениями с участием чиновников «всея Руси» это сущие копейки.
И поначалу на этот счёт бродила версия, что ноги калмыцким минобровским миллионам приделали не Васильева и её окружение, а жулики со стороны. То есть тюменцы, поставлявшие товар для наших школьников, и не верить такому предположению было трудно. Тут бы прощупать и тех, и других более тщательно, желательно на «детекторе лжи», но органы правопорядка, видимо, посчитали это мероприятие хлопотным и накладным. Или же в их умах творилось что-то другое.
Уголовное дело по данному факту не сразу, но возбудили. После такой же заметной паузы Алексей Орлов своим указом от 16 февраля 2015 года освободил Васильеву от должности зампреда правительства РК. С формулировкой «в связи с сокращением должности», но вот, что удивительно, пост главы Минобра и науки за ней сохранился.
Чувствуя, что тучи над головой сгущаются очень мрачные, Васильева наняла сразу двух адвокатов из Москвы. Что вызывало противоречивые чувства: раз уж она не считала себя в хоть в чём-то виноватой, зачем было занимать круговую оборону? Получается, что было зачем.

СЕМЬ ЛЕТ – ЭТО НЕ ШУТКА
Поскольку противозаконное деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность субъекта РФ, то наказания ей светят нешуточные. Штраф, например, в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Ну и, наконец, лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Этот пункт, скорее всего, напугал Васильеву основательно, и она пошла ва-банк. В смысле затеяла контрдействия, во многом нестандартные и возбудившие следственные органы особо.
Контрдействия - это её якобы помещение в одну из московских психбольниц с целью избежать уголовного наказания в связи с всё теми же мобильными кабинетами. Но почему тогда её разыскивают в Калмыкии? Она что, из психушки сбежала? Поняв, что шансы отвертеться начали таять?
Занятно, что листовка-ориентировка на Васильеву отсутствует на аналогичном стенде возле входа в горотдел полиции Элисты. Опять сыграло роль кумовство или же невесть откуда взявшаяся уверенность, что в столице республики опальный министр скрываться не станет?
Вляпалась, одним словом, Васильева в сквернейшую историю. Если, не сказать, в позорную. А вот её легендарная однофамилица, фигурантка по делу «Оборонсервиса», из криминальной круговерти вывернулась. А ведь обвинения ей были предъявлены сразу по 12 эпизодам, среди которых мошенничество, превышение полномочий и легализация средств, похищенных преступным путем.

***
Суд, впрочем, оказался здесь бессилен, а сама Васильева, которая не Лариса Борисовна, а Евгения Николаевна, хамски улыбаясь, твердила, что ничего о хищениях, ей инкриминированных, не знает, и знать не хочет. Можно, оказывается, избежать уголовного наказания и таким вот простейшим способом. Не всем, правда, и наша экс-министр, судя по всему, в эту когорту не входит.

Эренцен БАСАНОВ