Сегодня 15:38 20.04.2024

Ровно через три дня, 31 декабря, мы перелистнём последний день календаря уходящего года. Какими были для нас минувшие 365 дней? Если верить официальным СМИ, то республика «стабильно и поступательно развивалась». Но если вспомнить самые резонансные события 2017 года, то вывод будет совершенно иным. По традиции последних лет начало года было относительно спокойным. Народ и власть неторопливо отходили от спячки новогодних каникул, степной регион постепенно «вкатывался в сезон», который, благодаря прорицателям и астрологам, не обещал ничего аномального. Так что январь ничем хорошим или плохим особенно не запомнился. Но вот наступил следующий месяц с морозами, оттепелями и слякотью, присущим этому времени года. И первое серьёзная напасть в буквальном смысле свалилась на столицу республики с небес

Февраль. Горожане надолго запомнят День защитника Отечества этого года. Ведь 23 февраля в течение суток в Элисте шёл самый настоящий ливень. Его можно было бы назвать тропическим, если бы не время года и другие широты. Осадков было так аномально много, что потоки воды залили улицы Кирова, Байдукова, Чернышевского и Канукова. От стихии пострадало 23 подворья жителей столицы. Сразу по горячим следам пострадавшие обвинили в потопе коммерсантов, построивших объекты в береговой зоне речки Элистинки. Власть версию не поддержала, сославшись на другие причины. Чиновники из «белого» и «серого» домов дружно что-то поговорили о каких-то программах по поводу речки, но на том дело и закончилось. С тех пор жители этих улиц с опаской глядят в небо. И не зря.  

Апрель. Поздним вечером 18 апреля в самом центре калмыцкой столицу сошлись в жестокой драке не на жизнь, а на смерть, что подтвердили дальнейшие события, две молодёжные группировки. Юные «гангстеры» основательно готовились к разборке, прихватив самопальные «коктейли Молотова» и лопаты. Именно этим сугубо мирным орудием труда был забит до потери сознания один из участников, 21-летний парень. Позже он скончался в реанимации, так и не придя в сознание. Буквально на следующий день в сети появилось любительское видео инцидента. Общественность была потрясена увиденным. А власти и правоохранители хранили молчание. В полицейских сводках за 18-19 апреля не было упоминания о происшествии. Официальная реакция правоохранителей появилась только спустя неделю, 26 апреля. Говорят, что драке предшествовало «толковище», на котором активно «рамсил» действующий чиновник горадминистрации. С того момента прошло восемь месяцев, но до сих пор убийцы не понесли заслуженного наказания.
Май. На головы элистинцев и местных властей обрушилось ещё одно испытание стихией. В течение 14-15 мая Элисту снова залили ливневые потоки. Природная аномалия по своей силе была гораздо мощнее февральской, поэтому ущерб был более масштабным. Снова пострадали жители улиц Байдукова и Кирова. Также вода залила улицы Рокчинского, Хейчиева, Канукова, Сельгикова, Осипенко, Клыкова, переулок Волгоградский. Всего 64 домовладения. Для властей февральский урок не пошёл впрок, никаких превентивных действий с её стороны за прошедшие два с лишним месяца предпринято не было. Вопрос эффективных мер против паводка в береговой зоне реки Элистинки до сих пор остаётся открытым.

Июнь. Во время подготовки к «прямой линии» президента России Владимира Путина, намеченной на 15 июня, на его имя поступило обращение жительницы Элисты Ларисы Якуповой. Она доложила президенту, что в школе, где учатся её дети, требуют в обязательном порядке приобрести парты. Так под калмыцкие власти была заложена бомба с надписью «Партовый скандал», которая рванёт месяц спустя. Но в тот момент обитатели «белого дома» об этом ещё не подозревали и беззаботно предавались маленьким радостям жизни в виде законных летних отпусков.
Июль. Этот месяц стал фатальным для калмыцкого истеблишмента. В пятницу, 7 июля, сотрудники окружного ФСБ арестовали в собственном рабочем кабинете первого заместителя председателя РК Петра Ланцанова. Ему инкриминировали превышение должностных полномочий и мошенничество, проявленными во время создания холдинга «Ассоциация мраморное мясо Калмыкии». Напомним, что Ланцанов является одноклассником главы региона Алексея Орлова, человеком его ближнего круга. Практически синхронно с Ланцановым под стражу был взят замминистра сельского хозяйства РК Эрдни Кектышев. Экс-чиновники до сих пор находятся в следственном изоляторе Ростова. О ходе следствия ничего не известно, кроме того, что Ланцанов просил изменить меру пресечения на домашний арест. Но его заявление не удовлетворили. Информационный вакуум о «деле Ланцанова-Кектышева» порождает серьёзные опасения у нынешних обитателей «белого дома».
А 31 июля разразился «партовый скандал». В этот день Путин встретился с Орловым и поручил разобраться в этом деле, смахивающим на сборы «общака». За этим последовало отстранение от работы директора одной из элистинских школ и возбуждение уголовного дела. Поборы в школах продолжаются, но в более цивилизованных формах, включая добровольно-принудительное создание попечительских советов.

Август. Командированные силовики продолжили охоту за калмыцкими чиновниками. По обвинению в коррупции 10 августа в своём рабочем кабинете был арестован замминистра земельных и имущественных отношений РК Виталий Окунов.  
Во второй половине месяца глава республики Алексей Орлов неожиданно выпал из информационного поля. Возможно, навалился пресс неприятных дел и обстоятельств. В течение недели с небольшим о его судьбе ничего не было известно, что породило массу слухов и домыслов. Официальные власти молчали. Этим воспользовались оппоненты, разместившие на подконтрольном интернет-ресурсе информацию о добровольной отставке Орлова. Обыватели, изнывавшие от жары и дрёмы, враз озаботились будущим республики. Спустя некоторое время власти пригрозили уголовным преследованием распространителям ложной информации, но дела как обычно не дошло.
В последних числах, 26 августа, в столице республики произошло ДТП. Средь бела дня автомобиль «Хендай Солярис» сбил двух девочек 11 и 12 лет, проезжавших на велосипедах через пешеходный переход на зелёный сигнал светофора. Водитель попытался скрыться, но был пойман прохожими. Гражданин похожий на одного из депутатов Народного хурала, был пьян, управляя служебным автомобилем. Дело по какой-то причине застряло на стадии процессуальной проверки.

Сентябрь. В Единый день голосования, который пришёлся на 2 сентября, в Элисте местные чиновники вкупе с партийными функционерами сорвали выборы в Горсобрание по одномандатному округу № 7. А всё из-за того, что у кандидата от горадминистрации Очира Давинова, который по совместительству возглавляет «Городское зелёное хозяйство», всплыли нелады с законом и он не смог довести задуманное до конца. В знак солидарности с предвыборной гонки сошли Анна Очкаева (КПРФ) и Александр Баяев («Патриоты России»). Выборы, в которых реальным фаворитом была Елена Городничая («Справедливая Россия»), были успешно перенесены на ноябрь. А горожане усилиями дельцов от власти были лишены своего конституционного права избирать. В ноябре вместо не фартового Давинова место в ЭГС было подарено другому выходцу из недр горадминистрации Саналу Годжурову.

Октябрь-декабрь. В первых числах месяца неизвестный в очередной раз начал уродовать центр города. Между двумя корпусами гостиницы «Элиста» аноним заложил фундамент капитальной постройки. Как оказалось сборно-щитового сарая, можно сказать смахивающего на уменьшенную копию циклопического ангара в окрестностях Кетченер, выдаваемого властями за «мясокомбинат». Ответственность за вызывающую выходку до сих пор никто на себя не взял. Куцый плакат, в котором аноним извиняется «за предоставленные неудобства», ничего не говорит об инициаторе разгрома располагавшейся на этом месте аллеи. Кстати, в том же плакате окончание стройки было намечено на 15 декабря. Но срок прошёл, а стройке не видно конца. Тем более, что в последние дни на объекте не видно никакой активности. Говорят, что хозяева применили к наёмным рабочими так называемый «калмыцкий вариант».

Такими, на взгляд «ЭК» были самые знаковые события уходящего года. Они остались за кадром официальных СМИ, о них не говорили на зачастивших, но незамеченных общественностью «прямых линиях». А жаль, ведь отвечать на поставленные вопросы отвечать всё равно придётся. Либо в добровольном, либо в протокольном порядке.

Евгений БЕМБЕЕВ

 

"ЭК", № 51, 28.12.2017г.