Сегодня 19:28 25.04.2024

В прошлом номере «ЭК» обратил внимание читателей на весьма серьёзные наблюдения. Напомним, речь шла о финансовых сложностях, в которых оказалась муниципальная казна. Для многих наши заключения стали весьма неприятным сюрпризом. Ведь год вышел на финишную прямую, пора подводить положительные результаты работы, а тут приличное долговое бремя

Учитывая общественный интерес к этой теме, в этой статье мы решили остановиться на конкретных цифрах. В этом нам очень помогли параметры городского бюджета, опубликованные в открытых источниках. И мы, как простые горожане, должны многое увидеть и сравнить, чтобы выяснить уровень опасности в ситуации с муниципальными, а стало быть, нашими  деньгами.    
Напомним, что гордепы утвердили бюджет города Элисты на 2017 год в следующих параметрах: доходы – 1 миллиард 932 миллионов 857,2 тысяч  рублей, расходы – 2 млрд. 034 млн. 022,9 тыс. рублей. Дефицит составил 101 млн. 165,7 тыс. рублей. И пусть вас не вводит в заблуждение размер бюджета, вращающийся в районе двух миллиардов рублей. В этой сумме более 800 миллионов рублей составляли целевые средства, на которые была построена новая этногимназия имени Зая Пандиты. На следующий год такой статьи уже не будет и размер бюджета существенно уменьшится.
Обратимся к фактам. Проект бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предполагает, что в следующем году доходная часть составит 1 млрд. 484 млн. 740,5 тыс. рублей, расходная часть 1 миллиард 519 млн. 238,5 тыс. рублей при дефиците в 34 млн. 498 тыс. рублей. А вот здесь  пришла пора пояснить, почему мы, как жители города, считаем деньги муниципальной казны своими. Объяснение простое, но всегда вызывает раздражение чиновников разного ранга, потому как за своими деньгами нужен глаз да глаз. То есть тотальный контроль. Уж этого «слуги народа» ох как не любят, и терпеть не могут. Добавим, что на следующий год финансистам из «серого дома» в своей работе придётся учитывать и различные долговые обязательства горадминистрации. Коих, по нашим скромным расчётам, накопилось почти миллиард. Здесь мы можем  ошибиться на сотню другую миллионов, пусть чиновники нас поправят.  
Дело в том, что львиную долю городской казны по давней и непререкаемой традиции составляют поступления от налогов физических лиц. То есть наши с вами отчисления. Иных источников пополнения нет ни сегодня, и не ожидается в обозримом будущем. С 2010 года, когда в калмыцкой столице с лёгкой руки тогдашнего главы региона Кирсана Илюмжинова была введена система «сити-менеджерства», с той, да и ещё более ранней поры в городе так ни не появился серьёзный источник налогов. Миллиард рублей Давида Якобашвили здесь не в счёт, потому как это был единичный случай со всеми вытекающими последствиями, чему «ЭК» не раз уделял внимание. Хотя власти на заре этой истории, и уходивший Илюмжинов и сменявший по его же задумке Орлов, упрямо утверждали, что глава администрации – это своего рода синоним «динамичного и поступательного развития» Элисты. Но время шло, а позитивных результатов горожане так до сих пор и не увидели, скорее, наоборот.
Интересно, почему городские депутаты при принятии бюджета не спросили у муниципальных чиновников как, а главное за чей счёт они собираются «выгребать» из финансовой пропасти? Понятно, что сделать это нынешним «отцам города» будет очень и очень трудно. Гораздо сложнее, чем заглушить митинг пенсионеров или нарезать землю в центре города своим пацанам. Внятного ответа на этот вопрос в обозримом будущем городская общественность не услышит, поэтому сегодня никто толком не знает, по какому пути уже идёт калмыцкая столица.    
А как обстоят дела на республиканской орбите? Забегая вперёд, скажем, что и здесь не всё гладко. Депутаты Народного Хурала на следующий 2018 год приняли следующий бюджет: доходы – 10 млрд. 405,6 млн. рублей, расходы – 10 млрд. 561,7 млн. руб, при дефиците более 156 млн. руб. А с 2019 года республиканский бюджет резко уменьшится почти на миллиард рублей. К 2020 году станет меньше ещё на 100 млн. руб. И это при том, что половину средств составляют дотации, а другую налоги. Об этом не говорил на очередной «прямой линии», оставшейся незамеченной большинством жителей,  глава региона Алексей Орлов. От темы уменьшения бюджета самоустранился незаметный в таких случаях премьер Игорь Зотов. А ведь за этими цифрами уже сейчас можно увидеть солидное сокращение «социалки» и зарплат бюджетникам, сокращение рабочих мест. Только совсем непонятно, как при всех заверениях власти о «стабильном развитии, прагматичности и рациональности» республика неумолимо сдаёт позиции по всем ключевым позициям. До этого года в тиши кабинетов «белого дома» ещё тешили себя слабой надеждой на то, что наконец-то «выстрелит» «кетченеровский мясокомбинат» и «Мраморное мясо Калмыкии». Не вышло. Эффект получился диаметрально противоположным от ожидаемого. Какой – все прекрасно знают. Других «прорывных проектов» у нынешних «вождей» в загашнике просто не было. Не наработали, не хватило воли и сил. Всё сменила тщательно скрываемая, но выдающая зевотой апатия. Потому как время неумолимо.

Алекс МАНГАТОВ