Сегодня 02:32 25.04.2024

Уже год как более ста участников долевого строительства в Элисте не могут вселиться в свой новый дом. В наши дни проблема обманутых дольщиков в России - вроде как на особом контроле у руководителей страны, но что делать, если на пути к «квартирному счастью» стоит не застройщик, а… сама власть?

Для участников долевого строительства 91-квартирного дома №77 на улице Клыкова поначалу все складывалось весьма успешно. Возведение пятиэтажного здания проходило довольно-таки оперативно, и уже в конце октября прошлого года застройщик (ООО «СтройИндустрия») получил заключение о соответствии дома всем нормам и правилам технического регламента. Первого декабря того же года администрация Элисты выдала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, после чего квартиры и помещения были переданы дольщикам.
Казалось бы – живи и радуйся новому дому, тем более, что все обязательства были выполнены до срока (согласно договорам, зарегистрированным в калмыцком отделении Росреестра, строительство должно было закончиться только в марте 2017 года). Но не тут-то было. Сначала администрация города почему-то не обратилась в Росреестр за постановкой на государственный кадастровый учет, как того требует российское законодательство. В этой ситуации соответствующее заявление пришлось направить самому застройщику, на что, он, собственно говоря, даже не имел право. Затем, именно эти несоответствия послужили поводом для приостановления процесса государственного кадастрового учета нового дома.
Кроме этого, у Управления Росреестра по РК в лице государственного регистратора Кермен Багальджиновой возникли и другие претензии к документации и объекту. В частности, в управлении сочли, что построенное здание нарушает правила землепользования и застройки города. Дело в том, что вся Элиста разделена на несколько подзон, для каждой из которых градостроительными регламентами закреплены требования к возводимым объектам. Возведенное здание находится во второй подзоне, и там у объектов не должно быть больше пяти этажей, а высота их не должна превышать 25 метров. При этом в предоставленном для Росреестра техническом плане было отмечено, что здание состоит из семи этажей. Это несоответствие и послужило основной причиной, которой государственный регистратор обосновывает свой отказ.
Примерно полгода длилось перебрасывание документами. Представители застройщика при этом пытались доказать, что обозначенные в техническом плане семь этажей – это все тот же пятиэтажный дом с мансардой и цокольным этажами, просто в соответствии с приказом Министерства экономразвития РФ №953 в текстовую часть данного документа необходимо было включить информацию о всех, в том числе и подземных этажах, и мансарду. Кроме того, есть ключевой момент - высотность здания не превышает 25 метров. Но дело так и не сдвинулось, поэтому в июне 2017 года, застройщик обратился в арбитражный суд Калмыкии, чтобы Фемида, наконец, поставила точку в спорном деле.
Здесь нужно сделать небольшое отступление, чтобы пояснить, почему на улице Клыкова нельзя строить здания выше 25 метров. Еще в 2014 году Элистинское городское собрание утвердило изменения в градостроительный регламент города. С тех пор в ряде районов столицы республики высотность здания была ограничена пятью этажами и 25-ю метрами. И на самом деле это довольно распространенная практика, более того, зачастую речь идет о конституционных правах человека.
Подобные ограничения не направлены на то, чтобы усложнить жизнь строительному бизнесу, но для того, чтобы сохранить облик города, чтобы новые объекты органично вписывались в уже существующую схему. А главное, не портить вид. В случае Элисты это касается культурной значимости для жителей и гостей столицы хурульного комплекса «Золотая обитель Будды Шакьямуни», нельзя же было допустить, чтобы бездумная застройка полностью скрыла от глаз данное религиозное сооружение, которое с самого начала позиционировалось как едва ли не главный символ города. Между тем, в российской Конституции каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду и доступ к культурным ценностям. И в этом контексте испорченная панорама столицы региона вполне могла бы рассматриваться как нарушение конституционных прав человека.
Вот так, по своей сути здравое и нужное начинание довело стороны до разбирательства в зале Фемиды. И после еще нескольких месяцев, уже в ноябре этого года, арбитражный суд РК встал на сторону застройщика и участников долевого строительства. В частности, было определено, что сама трактовка правил градостроительного регламента не совсем верна и дает слишком широкие полномочия для исполнительного органа власти, а также создает возможность по-разному истолковывать требования к застройке города. Суд счел, что любые ограничения прав собственников должны быть соразмерны конституционно значимым целям. А в данном конкретном случае, поскольку высота здания не превышает 25 метров, да и в документах, предоставленных застройщиком, нет противоречий необходимым нормам, то и решение должно быть в пользу истца – ООО «СтройИндустрия».
Так что арбитражный суд постановил, что решение управления Росстата по РК об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – незаконно, и обязал провести необходимую регистрацию. Это было озвучено на заключительном заседании еще в конце ноября.
Однако до сих пор решение суда так и не было выполнено. Измученные ожиданием участники долевого строительства опасаются, что ведомство решило обжаловать вынесенное решение. Поэтому из числа дольщиков уже была создана инициативная группа, которая написала письмо на имя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России В. Абрамченко с просьбой уделить внимание сложившейся ситуации вокруг насущного для них вопроса.
В письме, в частности, отмечено, что многие из вложившихся в проект «взяли ипотечные кредиты в различных финансовых организациях, продали свое жилье и съехали на арендованные квартиры до окончания строительства нового дома». Авторы возмущаются: «В связи с тем, что территориальный орган Росреестра всячески препятствует постановке на государственный кадастровый учет объекта, мы не имеем возможности использовать свои права на имущество в полном объеме, чем нарушаются наши конституционные права как жителей Российской Федерации».
По мнению составителей письма, в Элисте вокруг нового дома на улице Клыкова сложилась парадоксальная для российских реалий ситуация. В то время, как вопросам обманутых дольщиков в стране уделяется пристальное внимание со стороны властей, и эта тема в 2017 году заняла особое место в политической повестке, а за последние несколько месяцев президент В. Путин многократно говорил об этой проблеме, давал распоряжения кабинету министров и лично общался с пострадавшими, в столице Калмыкии участникам долевого строительства приходится бороться против Управления Росреестра по РК: «Мы считаем себя обманутыми дольщиками, но обманутыми не застройщиком, так как он в полном объеме выполнил свои обязательства, а обманутыми государством, так как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ», - отмечено в письме.
Там же отчаявшиеся дольщики делают неутешительный вывод: «Считаем, что затягивание государственного кадастрового учета дома является надуманным и устроенным по чьей-то прихоти, чтобы «насолить» застройщику, либо участникам долевого строительства». И они предполагают, что подобные действия сотрудников территориального органа власти если не напрямую свидетельствовуют о коррупционной составляющей, то, как минимум, должны стать поводом для пристального внимания со стороны федерального руководства.
Сегодня единственное, чего боятся будущие жители дома на улице Клыкова – того, что Управление Росреестра по РК решит обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции. Но боятся они не потому, что считают, что могут проиграть, в правоте застройщика, да и своей собственной, они как раз уверены. Просто если события будут развиваться по этому сценарию, томительное ожидание возможности вселиться в собственные квартиры, и без того затянувшееся на год, может продлиться еще на многие месяцы. А на это у дольщиков не хватит ни душевных сил, ни денег.

Георгий САНДЖИ-ГОРЯЕВ