Сегодня 23:02 25.04.2024

В Санкт-Петербурге прошла Глобальная министерская конференция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по туберкулёзу. На её открытии Владимир Путин отметил необходимость интенсификации научных исследований в области туберкулеза, разработки эффективных средств диагностики, вакцин и лекарств

МИНУС 66 ПРОЦЕНТОВ

Так, по оценкам ВОЗ, в 2015 году туберкулёзом заболели свыше 10 миллионов человек, около 2-х миллионов из их числа умерли. Ситуация среди детей также неутешительна: один миллион и 170 тысяч соответственно. 

Путин, кроме того, сообщил, что за 8 лет в России удалось снизить смертность от этого недуга более чем на 66 процентов, и что эта задача для государства приоритетна. Также президент отметил внедрение индивидуального подхода к лечению туберкулеза с учётом генетического анализа возбудителя, а также создание современных вакцин и тестов на основе биотехнологий.

«Вместе с тем, для того, чтобы добиться коренного перелома в борьбе с этой болезнью, необходимы, безусловно, новые подходы как на национальном, так и на международном уровне», — подчеркнул глава России, напомнив, что победа над эпидемией туберкулёза включена в число Целей устойчивого развития ООН, и к 2035 году смертность от туберкулёза в мире должна быть снижена на 95 процентов, а заболеваемость — на 90.

ВРАГ МОГУЧИЙ И ОПАСНЫЙ

Один из организаторов и воплотителей на практике массовых флюорографических обследований населения Калмыкии, а также в прошлом её главный рентгенолог Виктор Жемчуев считал, что не Всемирные Дни и не Годы борьбы с туберкулёзом нужны нашей республике, а десятилетия. Если, конечно, реанимировать саму проблему этого заболевания. 

И в качестве примера приводил динамику результативности проведённых ранее мероприятий. Так, в 60-80-х годах усилия фтизиатрической службы Калмыкии увенчались успехом, и регион из аутсайдеров поднялся во второй десяток благополучия по РСФСР. «Туберкулез - это социально обусловленное инфекционное заболевание, - отмечал Жемчуев. - Это враг, который могуч и опасен и бороться с ним нужно всем миром. Что, кстати, должна осознать и обозначить в своих планах, прежде всего, власть республики. Как главнейшее среди прочих в деле сохранения этноса». 

КУМЫС МНОГОЦЕЛЕВОЙ

Нелишне в этой связи помечтать о возрождении, например, санатория-кумысолечебницы «Лола». Когда-то, кстати, имевшего всероссийский статус и носившего имя «15 лет ВЛКСМ». Но затем, после распада СССР, комсомольская приставка улетучилась, хотя официальной информации на этот счет нигде не прозвучало. 

А ведь когда-то «Лола» была самодостаточной. В том смысле, что обеспечивала больных собственными продуктами питания за счёт подсобного хозяйства со штатным директором. Был и собственный табун кобылиц, дававший кумыс. Их доили прямо в степи (до 7 раз в сутки), а наиболее строптивых загоняли в станок, сколоченный из досок. 

Своевременно проводился и ремонт табуна. Кумыс созревал в условиях ледника, и вкусовые качества его были лучше, чем у приготовленного в холодильниках. Этот напиток очень полезен, так как является многоцелевым. Всем известно: если его пить по пол-литра в сутки, процесс выздоровления от туберкулеза ускоряется. При условии, что лечение протекает комплексно. 

Кроме того, ежедневно через склад больным поставлялась свежая баранина из санаторской отары. А также огурцы и помидоры и даже виноград, выращенные тут же. 

В начале 60-х годов, кстати, в зональном управлении спецсанаториев в Ессентуках Жемчуева, как главного врача, заверили, что заказан проект нового корпуса санатория «Лола». Увы, со временем эту тему закрыли, как и само лечебно-профилактическое учреждение, потому как содержание его республике оказалось не по карману, а Москве не нужным.

ЗНОЙ НА ПОЛЬЗУ

Кстати говоря, поначалу он затевался как Всесоюзный санаторный комплекс с бальнеологическим лечением целительными минводами источника «Аршан» и климато-лечением чистым степным воздухом (о кумысе уже сказано). Рассчитан он был на 500 человек, и со всех сторон был окружён дубовыми и сосновыми лесопосадками, а также фруктовым садом с рощей.

Стоит ещё добавить, что климатологический почечный санаторий на тот момент в СССР был всего один – в Туркмении. Поскольку Калмыкия имела примерно схожие условия (сухость и жара), то на всех уровнях идею строительства (исходила она от Б. Городовикова и министра здравоохранения республики Е. Дойниковой) поддержали.

А вот сам процесс возведения лечебных корпусов растянулся на десятилетия (начался в 1968 году, а зашёл в тупик в 1988-м). Виной тому стало отсутствие очистных сооружений, а подключаться к городу означало удорожание проекта в разы. Да и горбачёвская перестройка помешала. 

ОБСЛЕДОВАТЬ НУЖНО КАЖДОГО. БЕСПЛАТНО 

Так с чего надо начать работу по выявлению больных туберкулезом в республике? По мнению Жемчуева, которого нет с нами уже пять лет, с массовых флюорообследований. Которые могут открыть глаза на многое и по части онкозаболеваний. 

Но для начала желательно иметь в составе рентгенслужб каждой районной больницы стационарную флюороустановку. Накладно? Да. При том, что они не гарантируют своевременной (один раз в год!) явки каждого сельчанина на профосмотр. 

Поэтому для устранения этого оргнедостатка необходимы «спецпередвижки» - флюорографические бригады в составе врача, рентген-лаборанта и водителя с квалификацией электрика. Они могли бы безвылазно колесить по степи, обеспечивая максимальный охват населения обследованием. В частности, на животноводческих стоянках, которые работающие там люди покидают крайне неохотно. 

Безусловно, это потребует финансовых затрат, но ведь цель того стоит, причём одним-двумя наскоками проблемы не решить. При этом Жемчуев обращал внимание на один важный аспект: все услуги по обследованию, лечению и санаторной реабилитации пациентов должны быть бесплатными. В противном случае всё встанет.

ВОСТОК ХУЖЕ, ЧЕМ ЗАПАД?

Надо также помнить: даже один нелеченный нищий (малоимущий) знаменует собой стойкий и очень опасный очаг инфекции и делает бессмысленной вообще борьбу за здоровье окружающих. 

Что касается выделения вне очереди дополнительной жилплощади (комнаты) больным с «открытой» формой заболевания через бывший ВТЭК, то это полная утопия. В хорошие времена это было не под силу, сейчас - тем более.

Показатели тубзаболеваемости по стране, как отметил Путин, между тем улучшаются, а у нас, в Калмыкии, напротив. По причине низкого уровня жизни, вызывающей стрессы безработицы, утраты населением мотивации к нормальной жизнедеятельности. Ходить за примерами далеко не надо: по ЮФО Калмыкия худшая по всем показателям, а по уровню смертности от туберкулеза (включая СКФО) хуже нас лишь Астраханская область. 

И закавыка вовсе не в том, что представители жёлтой расы якобы подвержены туберкулёзу сильнее, чем кто-либо. Это догма. Любопытно, например, что там, где калмыцкое население примерно пропорционально некалмыцкому, уровень тубзаболеваемости не превышает среднероссийский. Речь идёт о западных районах Калмыкии. А, скажем, в Яшкульском, Черноземельском или Кетченеровском районах аналогичный показатель зашкаливает. То же самое и в Бурятии, Тыве, Якутии. В чём тут дело?

БОЛЕЗНЬ НА ДНЕ ТАРЕЛКИ

Возможно, в том, что у нашего народа нет гена, который бы создавал иммунитет. Не исключено также, что на нас пагубно отразилась сибирская депортация. Медики, кстати, говорят: туберкулёз – это болезнь на дне тарелки. То есть от того, как ты питаешься, зависят защитные свойства организма. Это не открытие Америки, но 100 процентов населения впитывает туберкулез в первые годы своей жизни. Увы, никто не придумал такой препарат, который можно было бы ввести грудному ребенку, и навсегда защитить его от туберкулезной опасности. 

Главврач республиканского тубдиспансера, также, к сожалению, ушедший в мир иной Владимир Наминов удивил всех тем, что принял на работу психолога. С медицинским, если это слово применимо, уклоном. Своё решение он объяснял так: больному туберкулёзом крайне важно психологическое сопровождение. 

Гораздо более важнее, чем, скажем, спортсмену, космонавту или депутату Госдумы. Долг психолога - внушить больному, что он с недугом рано или поздно справится. «Раны быстрее заживают у победителя», - любил цитировать Наминов личного хирурга Наполеона Доминика Жана Ларрея по прозвищу «отец «скорой помощи». 

***

Туберкулёз в республике всё ещё проблема проблем. По статистике больных стало в 1,5-2 раза больше, чем 30-40 лет назад. Такая картина, как сейчас, была, говорят, после возвращения из Сибири. Разве можно всем нам с такой бедой мириться? 

 

Лев БУРГУКОВ