Сегодня 02:57 29.03.2024

Пятнадцать лет назад, в конце октября 2002 года, жители Калмыкии в последний раз избрали руководителя республики. Прямым голосованием, и тогда Кирсан Илюмжинов в двухэтапной борьбе опередил Баатра Шонджиева

 

ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ

Те выборы прошли после 9 лет утомительного нахождения Илюмжинова у власти. Потому и было ощущение: лёгкой жизни ему в этот раз не видать. А победных цифр 1993 и 1995 годов (65 и 85 процентов голосов избирателей соответственно) набрать не удастся даже с помощью Всевышнего.

Озабоченность вызывало и количество конкурентов на выборах-2002 – их набралось аж десять человек! Любопытно, что в итоге каждый из них что-то, да набрал. Так, занявший 4-е место Виталий Дагинов - 8,63 процента. Далее шли Герман Борликов (2,53), Санал Бадмаев (2,34), Александр Леджинов (2,22), Басан Городовиков (2,09), Наталья Манжикова (1,61), Эдуард Шорваев (0,55) и Батр Ванькаев (0,16). 

Однако финал голосования интриги не принёс: Илюмжинов одолел Шонджиева за явным преимуществом (47 процентов против 13-ти) и в третий раз стал президентом Калмыкии. Но была ли та его победа безупречной и всеми желанной? Похоже, «нет», ибо ещё больше взвинтила ситуацию в республике, вызвав кровопролитный митинг в сентябре 2004 года. 

А 4 октября 2005-го Илюмжинов напомнил о себе вновь: известил Владимира Путина о своей отставке и поставил перед ним вопрос о так называемом «доверии». В тот год, кстати, вступил в силу закон, по которому главы субъектов РФ уже не выбирались голосованием народа через урны, как раньше. Теперь их должны были утверждать местные законодательные органы по представлению главы государства. Примечательно, что калмыцкий президент завёл речь о доверии за два года до истечения срока своих полномочий.

19 октября 2005 года Путин внёс на «рассмотрение» Народного хурала РК кандидатуру Илюмжинова, а через три дня его почти «единогласно» оставили руководить Калмыкией сроком ещё на пять лет. Породившими полное и окончательное недоверие к власти.

 

ИГРА В ПОДДАВКИ

А вот Алексей Орлов пост главы вообще занял не по воле народа Калмыкии, а по прихоти Дмитрия Медведева. И по укоренившейся на тот момент схеме: как и Путин, он навязал его кандидатуру хуральским депутатам, а остальное было делом техники. 

Первый срок Орлова, кстати, истекал в 2015 году, но за год до этого состоялись досрочные выборы, принесшие ему «поддержку» почти 83 процентов избирателей. До цифр Илюмжинова в 1995-м (84 процента) он не дотянул, но надо учесть: тот, не имея альтернативы, соревновался лишь с самим собой.

А Орлов имел сразу трёх оппонентов, выставивших свои кандидатуры, в общем-то, для блезиру. Суммарно они набрали менее 15 процентов голосов, что напомнило игру в «поддавки». Побороться с действующим главой мог разве что Владимир Мацаков, однако его к выборам под надуманным предлогом не допустили. 

19 сентября 2014 года прошла инаугурация нового-старого главы РК, занявшая всего-то 23 (!) минуты. В начале её Орлов вымолвил клятву на верность землякам, состоявшую из 27 слов – на 6 меньше аналогичной, но из уст Путина. Далее сухо поблагодарил электорат, обеспечивший ему победу на выборах. А в завершение пообещал, что для него «не было, нет и никогда не будет политических и других предрассудков при решении насущных проблем и вопросов степной республики и её жителей».

«Предрассудков», очевидно, в значении «мнений, усвоенных некритически и без размышлений». Тем самым Орлов дал всем понять, что готов нелицеприятное по свою душу принимать и взвешенно анализировать. 

И обещание своё сдержал: «ЭК» не раз обсуждал многие его невнятные действия на посту главы РК, и каждый раз наши реплики он воспринимал адекватно. А может, и не воспринимал вовсе, что также есть гражданская позиция.

Недовольных работой Орлова, между тем, хватает. И все они страдают общим недостатком: в решающий момент от своих яростных принципов отступают. Но судить их за это, в общем-то, грешно. По причине прозрачной и прозаичной: никто не хочет быть злодеем. А также втянутым в то, что заведомо бесперспективно. Гораздо проще быть если не союзником главы региона, то, как минимум, ему сочувствующим. 

Бывший премьер правительства Виктор Черномырдин как-то сказал: «Кого на следующих выборах изберут, мы будем с тем и работать. А кто там по сердцу, кто там ниже сердца – это уже другой разговор». Но переиначить его слова хочется: не «изберут», а назначат, и «работать» с таким сердце не лежит. Ни выше, ни ниже, никак.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ К СЕМИЛЕТКЕ

Вспомнилось тут, как в 2014-м Путин, общаясь за «круглым столом» с тремя десятками вновь избранных 14 сентября губернаторов, с присущей ему иронией заметил: «…цель и смысл нашей с вами встречи в том, чтобы ещё раз понять и зафиксировать, что после победы вам не просто нужно радостно похлопывать друг друга по плечам и поздравлять, а осознать, что на этих плечах – на ваших плечах – огромная ответственность за судьбы ваших регионов. В некоторых регионах очень острые проблемы являются далеко не решёнными до сих пор, и всё это будет на ваших плечах». 

«Некоторые регионы» - это, возможно, и Калмыкия, и потому Орлов слова президента воспринял как сигнал к действиям. Потому как по прибытии на родину сказал: «Мы все устали от демагогии и пустых обещаний недавнего прошлого, непоследовательности и равнодушия к запросам и нуждам жителей республики, к истинным её интересам». Смахивало на то, что дальше глава РК никому импонировать не собирался, а время картиннохолостых шагов осталось позади.

Вместе с тем было и признание, что негативные явления со стороны власти всё же имелись. И настало время от них избавляться. По делу, таким образом, Орлов сказал и почти вовремя. Если, конечно, не фигуральничал. 

Правда и здесь его словеса половинчаты: если каждый день этих самых нерадивых чиновников пилить, но оргвыводами пренебрегать, бытие жителей республики вряд ли улучшится. А лишь приобретёт новый налёт неопределённости.

 

«В ЧЁМ СИЛА, БРАТ?»

Пока же Орлов и его команда, как и их предшественники, но за период времени в два раза меньший, результата не дают. Трудно, понятное дело, было продолжать что-то, по сути, на развалинах. Без конца что-то восстанавливая, что-то переделывая, где-то беспомощно руками разводя. 

Понимает ли руководитель республики все эти зашедшие в тупик нюансы и пути их хотя бы частичного искоренения? Понимает, наверное, ибо ещё три года назад сказал: «…убеждён, что несмотря ни на какие трудности, мы, безусловно, добьёмся поставленных целей и задач по возрождению родного края!» 

Но ведь добиваться «поставленных целей» должен не один только Орлов. В его окружении все семь лет уйма подчинённых, деловито суетящихся не только вокруг него, но и председателей правительства и Народного Хурала, что голова кругом идёт. 

Любопытно знать, какова степень сопричастности Игоря Зотова и Анатолия Козачко к упомянутым главой целям и задачам? Что они конкретно сделали за многие годы, являясь правой и левой рукой главы РК? В чём их сила, кто знает? 

По моему же мнению, Орлов, сам того не ведая, скатился к ничегонеделанию, и винить его за это трудно. Ведь согласно закона «О главе РК», он «не может замещать указанную должность более двух сроков подряд» и, стало быть, в сентябре 2019 года, а может и раньше, его зачехлят. 

А раз так, то год 2018-й может стать для него, как для главы, по сути, финишным. Есть ли смысл в таких сжатых условиях что-то планировать и, тем паче, претворять в жизнь? Сомнительно. За семилетку ничего серьёзного не сделать, а тут вдруг очнуться и проявить чудеса отношения к труду?! 

 

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

Но если Орлов перемен к лучшему хотел, но ничего геройского не предпринял из-за нерасторопности, то это плохо. Если же вообще над этим не задумывался всерьёз, значит, семилетка прошла впустую, и руководитель из него не удался. 

Другое наблюдение: достойные кадры у главы РК под рукой, возможно, есть, но неумелы в силу того, что командуют ими своеобразно или коряво. Отсюда и отдача: спецы эти работают не так, как положено, а с вывертами и никому, по сути, не подчиняясь.

А вдруг дело вовсе не в людях, Орлова окружающих. Может быть, причиной всему дом, в котором мы живём. Запущенный настолько, что для возврата его к полнокровной жизни нужны особые подходы и методы? Их Орлов, нельзя исключать, искал и не находил. Или находил, но по крупицам. А время прошло, и подводить итоги просто нечем. 

Сплошные, словом, вопросы без ответов. А нам нужно-то всего ничего. Отсутствия воровства и антагонизмов. То есть того, что будоражит и раскалывает пополам. А всё остальное лучше пока не упоминать и задвинуть куда подальше. Живя ожиданиями, которые, впрочем, тоже проблема.

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ