Сегодня 21:09 25.04.2024

Отставка. Отставки. Прошедшие, ожидаемые, реальные, виртуальные, предположительные. Что и говорить, это слово, делящее чью-то жизнь на «до» и «после», эта самая отставка, которую одни очень сильно ждут, а другие открещиваются, стала настоящим трендом в жизни степной республики текущей осени

Здесь сто раз прав глава региона Алексей Орлов, который выделяя нечто важное из бесконечного потока событий, частенько любил это важное величать «трендом», придавая сказанному особый смысл. Прокатившиеся по одиннадцати регионам отставки губернаторов, наверное, аукнулись в каждом субъекте страны. В одних городах и весях необъятной страны их молчаливо ожидают, а в других считают излишними на данный момент. В общем, мнения по этому щекотливому вопросу, затрагивающему тонкие материи большой политики, разделяются коренным образом. 

Не исключение и вся степная Калмыкия, и наш родной город. Уже сейчас, когда прессинг разного рода горячих новостей несколько ослаб, можно подвести некоторые итоги пережитому, а кому-то и попросту выстраданному. Первое, на что обращаешь внимание и что не является секретом для определённой части населения, это, как ни крути, тема отставки главы региона. Нашего, а не какого-нибудь далёкого псковского или омского губернатора. У аналитиков будет масса времени, что более подробно рассмотреть причину большого общественного интереса в нашей республике к судьбе нынешнего руководителя Алексея Орлова. Вернее к вариантам продолжения его карьеры. Ведь с момента начала массовых увольнений губернаторов об этом, с поправкой на наши калмыцкие реалии не говорил только ленивый. 

Здесь интересны диаметрально противоположные позиции. Апологеты нынешней власти – республиканские СМИ вкупе с загадочными анонимами в интернет-пространстве – лихорадочно пытались убедить обывателей, дескать, «Алексей», как обратился к нему Путин, «всё ещё в игре». Доводы при этом приводились уж больно наивные, вызывающие у вдумчивых читателей лишь улыбки. Народ в эти «железные аргументы» почему-то слабо верил и начинал свой день с изучения новостей в поисках сенсаций. Порой осведомлённость наших земляков на счёт ротаций в губернаторском корпусе вызывала уважение, а от различных версий ближайшего будущего степной республики просто дух захватывало. Как в той песне – «с тобой и без тебя».

 

***

Недруги Орлова говорили и говорят о его отставке как уже о свершившемся факте. Типа, «мама, не горюй, уберут, вот те крест святой!». И приводили не менее «железные аргументы». Так бы и спорили две непримиримые стороны, как вдруг из центра раздалась команда «брэк!» в виде ключевой фразы, мол, отставки закончились. Но с лукавым пояснением, что теперь они не будут такими массовыми. Тут понимай, как хочешь. А это значит, что после паузы, когда стороны переведут дух, конфронтация на этом участке информационного пространства будет продолжена. 

Нам бы хотелось обратить внимание читателей на другой, местный аспект темы отставок. Имеется в виду, в какой-то мере оставшееся за кадром,  увольнение заместителя председателя правительства РК Мергена Бадма-Гаряева случившееся 6 октября. Если верить официальным источникам, то Мерген Сергеевич расстался со своей должностью по собственному желанию. Скажем сразу, что в это верится с трудом, учитывая его деятельную натуру, достаточно независимый характер и умение находить компромиссы. В разных источниках причинами увольнения Бадма-Гаряева указывались совершенно разные причины. По одной из версий, бывшему вице-премьеру, курировавшему социальный блок, вменялась задержка социальных выплат и пособий населению на сумму чуть менее миллиарда рублей. Но более вероятной кажется другая причина: заклятые друзья из «белого дома» решили сделать его крайним в «скандале с партами», вспыхнувшем после обращения элистинки Ларисы Якуповой к Владимиру Путину. Это серьёзное обвинение бегом тянуло на дисквалификацию с уголовным преследованием. Так враги намекнули, что готовы пойти на самые крайние меры. 

Если следовать первой версии, то более закономерным в качестве виновного видится председатель правительства РК Игорь Зотова, который несёт личную ответственность за срыв социального направления. А вот за «дело Якуповой» должен отвечать министр образования и науки РК Николай Горяев, которого острые стрелы последовавших разбирательств как-то обошли стороной. Хотя финансовая пирамида под лозунгом «Всё для родной школы!» была создана дельцами от образования. Но всё не так просто. Напомним, что ещё весной «ЭК» предполагал, что летом-осенью в республике ожидается новый виток клановой борьбы. Негативные перспективы были связаны с устойчивой тенденцией уменьшения денежной массы, сокращения «хлебных» должностей, и, следовательно, возможностей зарабатывать деньги. Прогноз оказался верным, так как показывает практика, между влиятельными группировками внутри «белого дома» идёт нешуточная, на грани фола борьба за каждую должность. 

***

Особенно ярко антагонизмы проявились в упомянутый нами период «уходит-не уходит», когда местная «элита» совершенно запуталась в ближайших перспективах, качавшихся как мятник. В это время уже точно можно говорить об острых противоречиях между администрацией главы РК, которую возглавляет Артур Дорджиев, и членами кабинета министров. И первый раунд противостояния благодаря увольнению Бадма-Гаряева остался за администрацией. 

Возвращаясь к этой теме, напомним, что официально бывший вице-премьер считался «человеком Орлова», но это его не спасло. К тому же группировки во власти не считали его до конца своим ввиду отсутствия родственных связей с правящей династией. Скорее всего, так и было на самом деле. Дело в том, что в региональную политику Бадма-Горяев пришёл ещё во время правления Кирсана Илюмжинова. Говорят, что медика по образованию усиленно лоббировал всесильный в те годы «Бессмертный». Сначала Бадма-Гаряев был назначен министром здравоохранения, а позднее, в 2010 году, его, как депутата горсобрания активно продвигали на диковинную тогда должность «сити-менеджера». Но здесь что-то не срослось, и продолжать карьеру уже по профилю пришлось в Москве. В 2015 году Мерген Сергеевич вновь вернулся в региональную политику уже в качестве вице-премьера. Можно сказать дважды вошёл в одну и ту же реку. Но в стенах «белого дома» его куратора уже не было. Буквально годом ранее обитатели «белого дома», на время забыв о клановых интересах, объединились и совместными усилиями отправили «Бессмертного» на покой. Но уходя, тот поклялся «со всеми расправиться и посадить». Говорят, что громкие аресты среди региональных чиновников высокого ранга его рук дело. Эксперты не без основания считают, что в этих руках есть ещё достаточно компромата на птиц высокого полёта. 

Пока кресло вице-премьера по соцполитике ещё вакантно, а это значит, что борьба за него в самом разгаре.   

 

Алекс МАНГАТОВ