Сегодня 13:04 29.03.2024

В конце минувшей недели председатель правительства РК Игорь Зотов оценил степень готовности к предстоящему осенне-зимнему сезону котельных Элисты. Побывал он, в частности, и на самой большой и мощной из них в 8-м микрорайоне. Увиденным и услышанным там глава исполнительной власти республики остался доволен

ЗОТОВ ПОБЫВАЛ НЕ ТАМ

По-другому и быть не могло, ведь «Котельная 60 Гкал» считается едва ли не показательной в городе и обслуживает ни много, ни мало целых три восточных микрорайона, а это более сотни объектов, главным образом, жилые многоэтажки и детские дошкольные и образовательные учреждения. А с 1 сентября перечень обслуживания дополнит новая гимназия в 9-м микрорайоне, которую достраивают в режиме аврала.

Уместен в связи с этим вопрос. Тривиальный, возможно, но не лишённый смысла: а что полезного почерпнул для себя Зотов во время вояжа на станции теплоснабжения в минувшую пятницу? Так ли было необходимо его личное присутствие в этом выездном мероприятии с заранее известными резюме. Не пригласят ведь премьера правительства республики на объекты с 50-процентной степенью готовности или вовсе бездыханные в силу чьей-то халатности?

Но у Зотова ведь, раз уж на то пошло, на разные случаи служебной круговерти есть целых 4 (!) зама, один из которых, правда, не смог бы котельные проверять даже при огромном желании. По причине вынужденного отсутствия в Элисте. Да и специалист он другого профиля – сельскохозяйственного. Пётр Ланцанов, о нём речь, говорят, неверно истолковал указание шефа и однокашника Алексея Орлова, в силу чего и угодил в криминальный переплёт. Да в такой, что даже глава республики ему руку помощи протянуть не в силах. Или в силах, но не рискует этого делать. Времена наступили тревожные, снаряды рвутся совсем рядом.

Помимо квартета замов, кстати, у Зотова в обойме ещё и АО «Электросервис» с креативным гендиректором Константином Шурунговым во главе? Способным в одиночку «построить» все котельные города без исключения. Есть ещё надстройка в лице министра ЖКХ и энергетики Нелли Ткачёвой и её боевого зама Сергея Рарова, знающего «откуда дым идёт» как «отче наш» и съевший на этом хлопотном фронте не один пуд соли?

Глядя на всё это, как-то трудно представить, чтобы председатели Совмина Калмыкии советских времён Лаг Бадма-Халгаев или, допустим, Батыр Михайлов разъезжали по котельным, дабы убедиться, а не будем ли мы зимой мёрзнуть?

Было бы куда интереснее, если бы Зотов наведался в ту самую гимназию в 9-м микрорайоне, что была построена в рекордные сроки и должна принять детей уже завтра. И о чём Орлов спешно доложил Владимиру Путину ещё месяц тому назад: «1 сентября мы сдаём школу XXI века, гимназию, на тысячу мест в городе Элисте».

Или, скажем, посмотрел бы, что происходит на строительстве Элистинского водохранилища, ввод которого в эксплуатацию планировался ещё на 2015 год. Пользы городу от него будет, конечно, меньше, чем от исправности котельных, но речь идёт о претворении в жизнь другой жизненно-важной отрасли услуг.

 

КЛАСТЕР: КАЛМЫЦКИЙ ВАРИАНТ

Туристско-рекреационной и рекомендованной, кстати, нам год назад вице-премьером РФ Ольгой Голодец, после чего свою точку зрения на этот счёт высказал глава республики: «У Калмыкии не только богатое прошлое, но и большое будущее. Формирование её имиджа как представителя восточно-азиатской культуры — единственной в Европе придаст импульс развитию отрасли въездного и внутреннего туризма в республике». Правильные слова, никто не спорит, акцентированные и придающие оптимизм. Особенно в части «будущего» и «импульса».

Дальше глава пообещал ещё более бодрое: «Мы запланировали формирование пространственных кластеров курортно-туристской инфраструктуры, где будут собраны многочисленные привлекательные для туристов объекты. Назову некоторые планируемые к реализации инвестпроекты в сфере туризма…» (перечислил по пунктам, вызывающим у обывателя радостный зуд).

Тут необходимо заметить: термин «кластер» (от английского «cluster» - «группа», «рой», «пачка», «скопление», «сгусток», «связка») в лексиконе Орлова - один из часто употребляемых. Применяет он его тогда, когда необходимо обозначать перспективы республики - ближние, дальние, любые. Но, как правило, не имеющие под собой реальной почвы. Хотя кластер по смыслу представляет собой нечто иное: множество объектов, функционально близких друг к другу и собранных в одну связку. У нас же ничего подобного не наблюдается. Скорее, наоборот.

Какая, хотите знать, взаимосвязь между туризмом, кластером и Элистинским водохранилищем и почему Зотову не помешало бы его проинспектировать? Если в двух словах, пилигримы, собирающиеся в наши степи на экскурсии, для полноты впечатлений должны нормально отдохнуть. Где? На воде, например, оснащённой добротным пляжем с роем (скоплением) торговых точек, торгующих прохладительными напитками и мороженным.

Где всё это можно устроить и обустроить? На побережье Элистинского водохранилища, например. Которое неотвратимо превращается в долгострой вроде Кетченеровского мясокомбината или городской детской поликлиники. Прямой вины премьера тут нет, но на то он и первый, чтобы раньше всех говорить о хорошем или бить тревогу. В идеале, сами понимаете. 

 

ОРЛОВ ПРОМОЛЧАЛ

Теперь о гимназии в 9-м микрорайоне – «школе ХХI века», получившей такое громкое название устами Орлова. Самой современной и навороченной, получается, хотя и готовой к Дню знаний с заметными огрехами. Забавно в этой связи оправдание отраслевого министра Николая Манцаева, сказавшего, что на темпах возведения объекта сказались «неблагоприятные природно-климатические условия». Что он здесь имел в виду, догадаться непросто.

Вернёмся, впрочем, к туротрасли. Как отмечалось ещё год назад в правительстве РК, определённый потенциал в развитии нескольких отраслей туризма у нас есть. Сюда можно отнести культурно-познавательное направление, экологическое и охотничье, а также паломническое и оздоровительное. 

Пока же, как показывает жизнь, среди жителей других регионов России, большей частью, соседних с нами, пользуется первое. Посмотреть на наши культовые сооружения и попутно на всё остальное к нам едут охотно, но поток этот со временем может заметно иссякнуть. Ведь даже увидеть египетские пирамиды или Венецию ежегодно никто не ездит. 

И выправить ситуацию в данный момент не смогут ни Фестивали лотосов и тюльпанов, ни этнографические стилизованные объекты, ни, тем более, прогулки на лошадях и верблюдах. Необходимо всё-таки более взвешенное решение этого вопроса, более скрупулёзное, и опора на целевую федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» панацеей здесь стать не сможет. 

Она – как в приснопамятные времена «Капитал» Карла Маркса для коммунистов. Вроде понятно написано и толково, но, попробуй, на практике осуществить! Тем более, что через год эта самая программа себя изживёт, а мы в неё, по сути, так и не втиснулись.

Кстати, по поводу проведения на территории Калмыкии Фестивалей тюльпанов и лотосов слышны голоса как «за», так и «против». Глава Калмыкии считает, что «туризм становится одной из привлекательных отраслей экономики. И мы это видим не только по событийным поводам, но и в новых налоговых поступлениях в республиканскую казну. Наша первостепенная задача − сделать всё возможное, чтобы в организационном плане был нанесен минимальный ущерб экологии. Я вижу, что из года в год эта работа становится эффективней». 

Не согласиться с такой точкой зрения сложно: если гостям не показать степные тюльпаны, цветущие только в апреле и всего неделю, значит, заметно оголить нашу турпривлекательность. Напротив, надо проводить разъяснительную работу среди туристов, да и среди местных жителей, что рвать тюльпаны нельзя, потому как это обедняет нашу степь. 

Дабы всем было известно, Элистинское водохранилище также является частью федеральной программы, рассчитанной до 2020 года. Его строительство началось ещё в 2009 году, через два года оно достигло своего пика, но потом пошло по нисходящей, а пару лет назад и вовсе встало. До «лучших» ли дней?

И о туризме напоследок. Несколько лет тому назад Калмыкия могла стать частью турмаршрута «Южное кольцо». К его созданию, помнится, подключались специалисты профильной индустрии федерального уровня, «закольцовавшие» нашу республику с Астраханской, Волгоградской и Ростовской областями. То есть, начав путешествие с наших восточных соседей, туристы, в том числе иностранцы, должны были приехать в Калмыкию, а затем двинуться на Дон. Губернаторы-соседи тогда эту инициативу одобрили и пообещали выделить денег «столько, сколько нужно». Орлов их порыву не последовал.

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ