Сегодня 23:02 24.04.2024

В этом году исполнилось 25 лет, как прошёл съезд народа Калмыкии. Его основной целью была консолидация сил всех народов, проживающих на калмыцкой земле, на решение социальных, культурных, экономических, национальных проблем и межнациональных отношений

Участников столь необычного для тех времён форума представляли делегаты 31 национальности: 251 калмык, 183 русских, 22 казаха, 18 даргинцев. Ещё восемь посланцев были от чеченцев, украинцев и татар, по три – от белоруссов и евреев, по два – от эстонцев и лезгин. Турки, кумыки, греки, нанайцы, грузины, азербайджанцы, лакцы, хахарцы, кабардинцы, карачаевцы, удмурты, осетины, табасаранцы, черкесы, поляки, корейцы, марийцы и якуты получили по одному представительскому месту. 

Среди присутствовавших было 235 работников материальной сферы производства: 110 рабочих, 91 руководитель хозяйства, 34 главы администрации различного уровня. 33 делегата были в возрасте до 30 лет, 328 – до 50 лет, ещё старше – 182 человека. Представлены были, что важно отметить, все районы республики. 

Автор этих строк проник на мероприятие как журналист, с интересом фиксировал многое из там сказанного. Сейчас, по прошествии лет, трудно всё вспомнить дословно, но кое-что в памяти задержалось. Очень многие делегаты говорили, например, о массированном наступлении на всё чистое и патриотическое. Досталось молодёжи, занятой чем угодно, но только не изучением культурного наследия своего народа и своей истории. С горечью говорилось о незнании калмыцкого языка и твёрдом нежелании посещать юбилеи национальных поэтов и писателей. К сожалению, четверть века спустя эта тема стала ещё более актуальной и болезненной.

Другую, ещё более важную, тему затронул делегат, кажется, от Сарпинского района: он выразил нескрываемое недовольство проводимой правительством республики кадровой политикой. Она, на его взгляд, проводится с явными перекосами. Иначе говоря, к власти приходят люди неопытные и к тому же напичканные нехорошими амбициями. Что удивительно, день сегодняшний яркое тому подтверждение. В связи с этим прозвучало даже требование отставки правительства. Тогда это было громом средь ясного неба, и зал даже притих. Жизнь с тех пор вряд ли упорядочилась, но в наши дни никто отставки Алексея Орлова или Игоря почему-то Зотова не требует. Всех всё устраивает, и это говорит о том, что мы всё ещё живём началом 90-х годов. 

Зашла, помнится, даже речь о немедленном придании калмыцкому языку статуса государственного. Как в 60-е годы, но тут же нашлись противники, считавшие, что в деле его возрождения нужен естественный путь развития. Уничтожить язык невозможно, считали они. Язык жив в народе, несмотря ни на что. Утрачена лишь разговорная функция, а это восполнимо. Изменилось ли что-либо с тех пор? Нисколько. 

Звучали и более прогрессивные, но всё же утопические предложения. Необходимо обеспечить самофинансирование и самоокупаемость Калмыкии, обрести подлинно экономический и политический суверенитет, заявил один пожилой элистинец. Золотые слова, и сказаны были 25 лет тому назад. «Раскрестьянить» труженика села легко, а «закрестьянить» потом будет трудно, - спрогнозировал один сельский делегат. Тоже умные слова. Потому как жизнь подтвердила их правоту.

Кто ответит, сколько сейчас на калмыцкой земле настоящих крестьян, любящих землю и желающих, чтобы она служила народу? Единицы. В основном на наших полях и пастбищах орудуют так называемые фермеры, продающие выращенное на нашей общей земле вдали от Калмыкии. Разве это не так?

Решения съезда народа Калмыкии из-за известных событий в стране и республике не были претворены в жизнь даже частично. Но прошедшие годы показали, что высказывания отдельных делегатов были пророческими. Выступления большинства из них актуальны и сейчас. Прислушается ли кто-либо к народному мнению – вопрос. Наверное, вспомнят о нём, как это часто бывает, через много лет. И, видимо, сделают вывод, что проходил тот съезд на историческом изломе. А экономика, социальная, кадровая политика и межнациональные отношения будут рассматриваться уже в другой плоскости.

 

***

Совсем недавно в Казани состоялся съезд Всемирного конгресса татарского народа (ВКТН), зарегистрированного Минюстом РФ ещё в 1998 году. Но вот фактически он берёт своё начало с июня 1992 года (как и у нас), когда состоялся его первый съезд. В его работе, кстати, приняли участие татары, проживавшие за рубежом, что придало мероприятию особый статус.

К чему призвал съезд ВКТН? В первую очередь к объединению татарского народа. Не в том понимании, что все татары должны были вернуться на родину и проживать бок о бок, а всего-навсего консолидироваться духовно. И помогать республике в социально-экономическом, национально-культурном, а также политическом и духовном развитии. Плюс к этому участвовать в исследовательской и миротворческой деятельности, осуществлении связей с международными гуманитарными организациями, сотрудничать с государственными органами, культурно-просветительскими учреждениями, национально-культурными объединениями, религиозными организациями и так далее.

Раз в пять лет ВКТН проводит свои съезды, и на каждом из них звучит, словно набат, напоминание: татарская молодёжь теряет связь со своей культурой, историей, богатыми многовековыми традициями, постепенно забывая, утрачивая свой язык. А потеря языка ведёт к снижению уровня духовности, ведь, не зная родного языка, невозможно познать тот глубокий мир любимой во всем мире татарской поэзии и прозы, окунуться в уникальный мир татарского богословского наследия, сохранить и передать свою культуру грядущему поколению.

Слушая информацию об этом событии, ей-богу, обзавидовался. Калмыки, конечно, уступают братьям-татарам по своей численности, меньше наших собратьев и за границей РФ, но ведь калмыцкий народ имеет не менее богатую культуру, литературу, мы свято чтим наше духовное богатство, однако дальше одного съезда 25-летней давности дело не пошло. 

А не помешало бы - встретиться широким кругом и поговорить о том, что мы из себя сейчас представляем, какой жизнью живём, куда движемся и кто нас двигает в неизвестном никому направлении. Кто должен тут проявить инициативу? Наверное, не в последнюю очередь наша верховная власть, но она давно уже отгородилась от «народа Калмыкии» таким забором, что не докричишься. Что остаётся делать? Тихо завидовать татарам и не только им…

 

Эренцен БАСАНОВ