Сегодня 15:53 16.04.2024

В середине прошлой недели Владимир Путин во время встречи в Кремле потребовал от губернатора Забайкальского края Натальи Ждановой отчёта (в письменной форме) о причинах недофинансирования программы строительства новых детсадов в регионе. Поводом для нелицеприятного разговора послужили жалобы в его адрес на то, что «в Чите вообще не строят новых детсадов и попасть туда очень сложно»

ПУТИНА – В НАЧАЛЬНИКИ ОТДЕЛА?

А предыстория случившегося такова. На условиях софинансирования (это когда оплата расходов производится совместно с кем-либо, в данном случае с субъектом РФ)  Забайкальскому краю из казны государства было выделено 2,5 млрд рублей. На эти деньги, со слов Ждановой, было создано восемь тысяч дополнительных мест, но на данный момент очередь всё ещё составляет 1700 детей. По причине того, что местный бюджет дальше «детсадовскую тему» не потянул. Из-за нехватки средств - не нашлось каких-то 200 млн рублей, в чём губернатор жалостливо призналась Президенту. Дескать, деньги были, но я их истратила, сама не пойму на что. 

Поскольку губернаторов-женщин в России, вместе со Ждановой, всего четыре, гневиться Путин не стал. Потребовав лишь письменного объяснения произошедшего. На сердце у хозяйки Забайкалья тут же отлегло и она благодарно промолвила: «Хорошо, Владимир Владимирович». 

А вот Алексей Орлов во время недавней встречи в Ново-Огарёве с Президентом сыграл на опережение, отметив, что: «Ваше поручение о предоставлении бесплатных мест (в детских садах) без очередей для детишек от трёх до семи лет выполнили. Сегодня мы уже идём дальше: ясельных детишек уже практически в районах на 70 процентов обеспечиваем такими местами».  

Месяцем раньше, кстати, глава государства получил жалобу от жителей Екатеринбурга, которых местные власти обязали отремонтировать за свой счёт фасады домов, где они проживают, в связи с тем, что в городе будут играться матчи чемпионата мира по футболу-2018. 

Вспоминается тут сразу Всемирная шахматная олимпиада в Элисте, 20-летие которой грянет через год. Тогда ведь вся Калмыкия, забыв о сне и отдыхе, встречала и привечала её участников. Частично за свой счёт, и никому в голову не пришло пожаловаться по этому поводу Борису Ельцину. Сейчас же к Путину обращаются все, кому не лень, и это становится дурной привычкой. 

Потому как не барское это дело – разбираться с детсадами, ремонтом домов или, что вопиюще, поборами в школах на приобретение столов? И при этом, что удивляет, просить «написать ему отдельное письмо» о сделанном или несделанном, как в случае со Ждановой. 

Ставшая знаменитой наша землячка Лариса Якупова, оказывается, упражнялась с Путиным (или его администрацией?) в эпистолярном жанре почти три года и своего, в конце-концов, добилась. Предлагаю по такому случаю назначить Президента начальником отдела по работе с обращениями граждан по совместительству.

Можно ли считать, что Якупова добилась справедливости? С одной стороны, да. Если же взглянуть на ситуацию изнутри, проблема поборов жива и будет жить долго. Невзирая на популистские протесты Алексея Орлова и его чиновников. Потому как по-другому они жить уже не смогут. Ни они, ни те, кто придёт им очень скоро на смену. 

А что если жалобы и заявления Путину начнёт строчить вся страна? У него ведь совсем не останется времени на Трампа, Сирию, Донбасс и Крым, из-за которых, собственно, и вспыхнул сыр-бор в России и мире. От этого круговорота у Президента вдруг закружилась голова, и он переключился на «недетские разговоры», «Прямые линии», а также общение с ларисами якуповыми.   

 

ПРАКТИЧЕСКИ – ЭТО КАК?

Теперь о том, что у нас под носом. 

Во время недавнего online-общения с жителями республики Орлова спросили о питьевой воде в Приютненском районе. Которая вроде как есть, но вместе с тем её и нет. Или не хватает. Глава РК ответил в своей излюбленно-витиеватой манере: артезианская скважина в райцентре – самый оптимальный надёжный вариант обеспечения его водой, сказал он (но почему только села Приютного – не очень понятно). Примечательны такие слова Алексея Маратовича: «Практически проблема решена». Практически – это как? Можно понять, что скважина даёт воду в нужном объёме, черпайте её, пейте и не морочьте мне голову?!

Но далее из уст главы региона звучит ещё более победоносное: «На сегодняшний день речь идёт о том, чтобы включить район в федеральную программу устойчивого развития сельских территорий и за государственный счёт провести реконструкцию существующих водопроводов, а также строительство новых. Проблема будет решена в ближайшее время». 

Во как! Жаль вот только, что временные рамки не очерчены, и следует понимать: перелом в республике наступит в 2018 году, ибо на него намечено большинство подобного рода мероприятий, так что потерпим. 

Мой приятель из Приютного, слушавший Орлова, в этом месте почесал затылок. Его смутили слова «проблема практически решена». Недоумевал: если бы это было так, стали бы его земляки участвовать в online-эфире, вместо того, чтобы тихо заниматься своими колхозными делами. А вот возможное включение района в некую федеральную программу он посчитал полным бредом. Таким же, как и полёт всех приютян на Марс.

То же самое и с лекарственным обеспечением ветеранов войны и труда Приютненского района. Их Орлов пообещал поддержать за счёт резервного бюджета республики. А всё потому, что, как отметил сам глава республики, такое поручение дал Путин, который, хотите верьте, хотите нет, знает, чем живёт Калмыкия, с какими трудностями сталкивается, а вот мы, её обитатели, этого не ценим и постоянно что-то просим.

Если внимательно послушать все публичные речи Орлова – короткие и не очень – можно без труда заметить его регулярные кивки на Путина или Дмитрия Медведева (как верующего на икону). Которые ему всё время что-то советуют и, как правило, в точку. Вот, например, глава республики говорит, что в ходе недавней встречи с Путиным он доложил, что 1 сентября 2017 года степной регион «практически» (это наречие в его лексиконе вроде палочки-выручалочки, и он применяет его без устали) завершает программу по реализации переселения граждан из аварийного и ветхого жилья и даже ведётся свой, республиканский, реестр подобного фонда. Но всё тут, получается, будет опять-таки зависеть от Путина, которому наши закидоны могут просто надоесть.

 

МЫ ВЕЗДЕ ВТОРЫЕ!

Кстати, в ходе недавнего рандеву с главой государства в Ново-Огарёве Орлов не упустил возможности сказать и о делах Калмыкии в целом. Доклад получился, как обычно, без сучка и задоринки, ибо состоял из сплошного позитива. Ключевые его положения: уровень жизни его земляков, невзирая на кризис, никак не упал, а, напротив, вырос, причём «с небольшим опережением». За счёт чего? Догадаться трудно, но, очевидно, благодаря прогрессу в некоторых отраслях экономики. В здравоохранении, например. 

Там, как отметил глава РК, значительно обновился автопарк, а вот о том, что врачей и специалистов среднего звена, как не хватало, так и не хватает, он деликатно умолчал. Зато завёл речь о неких инвестпроектах и борьбе с безработицей, которая «высокая» (правильнее было бы сказать, «немыслимо высокая», из-за чего треть работоспособного населения республики вынуждена трудиться вдали от дома). По некоторым данным, их порядка 50-60 тысяч человек.

Бороться с этим негативом Орлов намерен за счёт Лукойла и КТК-Р, но ведь устроиться на его будущие предприятия также сложно, как и занять кабинет на одном из этажей Дома местного правительства. Но при этом уровень безработицы в республике её глава характеризует как «среднероссийский», что, конечно же, явное лукавство. От такого позитива неплохо бы избавиться, негатив переосмыслить и в будущем не допустить. Но уверенность в способности нашего руководства извлекать уроки как-то не вырабатывается. 

Вызывает сомнение и информация Орлова будто Калмыкия занимает лидирующие позиции (вторые места) по поголовью скота и овцы, а также настригу шерсти. Если это так, то почему который уже год является долгостроем Кетченеровский мясокомбинат. Раз мы вторые по численности мясных животных в России, то почему нам не уделяют адекватное внимание на уровне правительства страны?

А вот где мы вторые реально (правда, снизу), так это в рейтинге строительной отрасли государства. Об этом было сказано во время тематической передачи по одному из российских телеканалов на прошлой неделе. То есть строят, особенно в Элисте и особенно поближе к центру города, с удвоенной энергией, но всё это градостроительство не более, чем «мышиная возня». Кстати, о строительстве некоммерческого жилья для населения республики Орлов во время беседы с Путиным не обмолвился ни словом.

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ