Сегодня 09:14 25.04.2024

Недавно НАТО на своем официальном канале опубликовала ролик «Лесные братья». Речь в нем идет о партизанах из Прибалтики. В ролике НАТО рассказывает историю из жизни 50 тысяч жителей Прибалтики - партизан, которых прозвали «лесными братьями». Во время и после окончания войны они с оружием вели борьбу с советским режимом. Это по версии создателей ролика. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова  прокомментировала этот ролик, как «историческое извращение, сознательно распространяемое НАТО с целью подрыва итогов Нюрнберга». Впрочем, каковой бы ни была позиция МИДа и других официальных лиц, каждый человек имеет право на свое собственное мнение о деятельности «лесных братьев»

Как известно, «лесные братья» появились сразу после присоединения их территорий и государств, после сговора Гитлера и Сталина, к СССР. Хотя эти лидеры двух стран к прибалтийским государствам никакого отношения не имели, то есть не имели права решать судьбу Литвы, Латвии и Эстонии. Поэтому выступавших против советской власти, за восстановление государственной независимости этих республик, утраченной в 1940 году, нельзя называть предателями. Поскольку они себя гражданами СССР не считали, а Советскую власть не признавали. Кстати, в Литве термин «лесные братья» никогда не использовался самими литовцами. Они себя официально называли «партизанами — воинами свободы». Мирные жители так же использовали термины «партизаны», «лесные» или «зеленые». Термин «лесные братья» по отношению к литовским партизанам утвердился в советской литературе и кинофильмах в период застоя (скорее всего, по аналогии с латвийскими и эстонскими партизанами). Наибольший размах это движение приобрело в Литве в 1944—1947 годах.

Борьба с советским режимом началась в Прибалтике практически сразу после присоединения Балтийских стран. Наиболее активно она велась в Литве — как по географическим причинам (лесистая местность удобна для партизанских действий), так и в связи с наличием соответствующих лидеров и организаторов. Так, в июле 1940 года лидерам литовского сопротивления удалось организовать бойкот выборов в Народный Сейм. Влияния на работу советских органов власти эта акция, конечно, не оказала, но она продемонстрировала наличие сильных антисоветских настроений в обществе. Руководство СССР это заметило и приняло меры для нейтрализации недовольных новой властью граждан Прибалтики. И провело операцию, которая позже было широко применена в годы Великой Отечественной войны в отношении мирных граждан юга СССР. 

За неделю до начала войны была проведена массовая депортация населения в отдалённые районы СССР. В ночь на 14 июня 1941 года было выселено из Литвы более 34 тысяч человек, из Латвии — более 15 тысяч и из Эстонии — более 10 тысяч жителей. Но ещё раньше, сразу же после аннексии было арестовано политическое и военное руководство разных уровней советами присоединённых к СССР прибалтийских государств. Спастись из руководства сумели немногие — большинство погибли в советских тюрьмах и лагерях. 

После этого ряды недовольных режимом значительно пополнились. Ведь активное действие всегда вызывает такое же противодействие. Под руководством выживших кадровых офицеров и политических лидеров создавались подпольные организации, преследовавшие цель сорвать «советизацию». Но единого политического и военного центра эти организации не получили. Существовало несколько независимых движений — каждое со своими лидерами и политическими программами. Наибольшее влияние получила литовская организация «Литовский фронт активистов» под руководством бывшего полковника литовской армии Казиса Шкирпы.

С началом советско-германской войны движение сопротивления в этих республиках приняло массовый характер. Уже в 6 часов дня 22 июня 1941 года по всей Литве начались вооруженные выступления и акции террора. В современной историографии прибалтийских стран говорится об освобождении «лесными братьями» ряда населённых пунктов. «Литовский фронт активистов» в первый же день войны начал заранее подготовленное восстание и ещё до прихода германских войск взял под контроль Каунас и Вильнюс. В течение всего лишь трёх дней восставшим удалось захватить власть почти на всей территории Литвы. Временное правительство, поставленное восставшими у власти, немедленно объявило о восстановлении суверенитета Литвы, после чего было немедленно разогнано немецкими оккупантами.

В период немецкой оккупации среди местного населения произошёл раскол. Многие из тех, кто участвовал в борьбе с советской властью, продолжили войну на стороне Германии. Однако большинство жителей Литвы, Латвии и Эстонии не оказывали активного содействия германским властям. Это было, в том числе, связано с тем, что Гитлер объявил о своих намерениях не предоставлять прибалтийским республикам самостоятельности - они должны были стать новыми территориями Рейха. Не добавило популярности немцам в Литве и то, что, согласно нацистской теории, литовцы, в отличие от эстонцев и латышей, являлись «неполноценным», не «арийским народом». Им «в вину» ставилась близость с поляками. Также литовцы, в отличие от лютеран эстонцев, латышей и половины немцев, были католиками. Ответом стало массовое уклонение литовцев от службы в немецкой армии.

Германское командование, напротив, неохотно шло на создание национальных вооружённых формирований, предпочитая призывать прибалтов в немецкую армию. После того, как Германия отказалась признать восстановленную независимость Литвы и её Временное правительство, литовские военные части, а это свыше 100 000 солдат и офицеров, сами распустились и отказались вступать в германскую армию. Тут у литовцев было отличие от эстонцев и латышей, которые вступали и в войска СС, и в германскую армию. Литовцы, аналогично примеру Финляндии, согласились воевать с красными и польскими партизанами и диверсантами только в составе литовских национальных батальонов самообороны, с опознавательными знаками и нашивками Литовской армии, и только в Литве (в границах Договора о границах с Россией от 12 июля 1920 г.).

В 1944 году немцы дали согласие на создание Литовской Армии, и только за первые 3 дня сюда вступили свыше 20 000 добровольцев-литовцев. Литовскую Армию возглавил генерал Повилас Плехавичюс. Однако, когда немцы попытались насильно включить эту армию в состав германских вооружённых сил, все уже созданные литовские батальоны организованно ушли в леса. Именно они составили костяк Литовской Армии Свободы. А генерал Плехавичюс был арестован немецкими властями за отказ направить своё подразделение за пределы Литвы, сопротивление мобилизации литовского населения в немецкие вооруженные силы и на работы в Германию. Он был помещен в лагерь Саласпилс.

Но, прежде чем уйти, части Литовской Армии оказали вооружённое сопротивление. И три дня в Вильнюсе они держали оборону. И только тогда, когда им стало ясно, что воевать с превосходящими силами не имеет смысла, они ушли в леса и прихватили с собой оружие, с которыми они сражались против частей Красной армии и долго сопротивлялись после окончания Великой Отечественной войны, но уже как партизаны. Методы борьбы применялись те же, которыми действовали советские партизаны: выводили коммуникации из строя, проводили диверсионные операции, выявляли и уничтожали сторонников нового режима, невзирая на национальность. Страдали, конечно, и мирные жители. Казнили боевики не только милиционеров, коммунистов, комсомольцев, председателей колхозов, врачей и учителей, но и их семьи. Достоверно известно о смерти более 1000 детей, вызванных как расстрелами, так и поджогами домов вместе с их обитателями.  

В 1952 г. командир литовской партизанской армии солдат свободы Южного округа Литвы Раманаускас-Ванагас издал приказ о прекращении активных вооружённых операций как основного вида борьбы и переходу к подпольной деятельности. Амнистия 1955 года стала последней точкой в массовом вооружённом сопротивлении. Однако в разных местах немногочисленные группы литовских партизан продержались до 1960 года, а отдельные партизаны продолжали вооружённую борьбу ещё много лет. А депортации литовских, эстонских и латышских семей продолжались до 1954 года. За это время было высланы десятки тысяч семей за Уральские горы и Сибирь. Поэтому, сейчас трудно со всей определенностью сказать, кто это были эти люди, не признавшие сталинский режим, - борцы за свободу и независимость своей Родины или предатели. Решать вам. Однако стоит напомнить, что страны Балтии после пятидесяти лет вынужденного пребывания в составе СССР вернули себе свою государственность. И живут, судя по всему, неплохо, в отличие от России. 

 

Утнасн САНДЖИЕВ