Сегодня 18:37 25.04.2024

Убийство сотрудниками исправительной колонии № 1 молодого парня Дмитрия Батырева в ноябре 2015 года потрясло общественность не только в Калмыкии, но и во всей России – видео из морга избитого тела Дмитрия, которое записали родственники и выложили в интернет, до конца вряд ли кто досматривал. Я, например, не смог. Но именно на этой эмоциональной волне человеческого негодования удалось добиться огласки этого зверского убийства и ареста главных подозреваемых. В конце июня состоялся суд над бывшими уже сотрудниками-убийцами из ФСИН, на котором прокурор попросил максимального наказания для обвиняемых. Об этом деле, его неизвестных сторонах и о роли общественного мнения мы поговорили с адвокатом стороны потерпевших Сергеем Бургустиновым

- Сергей Андреевич, чьи интересы на суде вы представляли? 

- Я был представителем потерпевшей стороны – Санджиевой Надежды Олеговны, родной сестры погибшего Батырева Дмитрия Олеговича. Как ее представитель я участвовал в этом деле от начала и до конца. 

- Мы знаем, что 22 июня это уголовное дело было рассмотрено. Что там происходило в этот день?

- 22 июня стороны выступили в прениях. Выступали также прокурор, защитники обвиняемых, сами обвиняемые, потерпевшая и ее представитель. Судья ушел в совещательную комнату до 11 июля. Именно в этот день должен быть провозглашен приговор. Выступая в прениях сторон, заместитель прокурора города Элисты Наминов, как государственный обвинитель привел убедительные и бесспорные доказательства, подтверждающие виновность подсудимых. В частности, прокурор запросил следующую меру наказания для подсудимых: подсудимому Исраилову, который был на тот момент ответственным дежурным по колонии – лишение свободы на 16,5 лет с отбыванием в колонии строго режима, подсудимым Шуваеву и Насунову, которые также участвовали в избиении, было запрошено 15,5 и 14,5 лет,соответственно, замначальнику колонии Дорджиеву, который, по мнению следствия, превысил должностные полномочия – 9 лет;  врачу Убушаеву, который совершил халатность и пособничество в злоупотреблении должностными полномочиями – 8 лет. Это очень серьезные сроки и очень суровая мера наказания.

- Как вы думаете, почему прокурор запросил такие большие сроки? Может быть, это случилось потому, что это дело прогремело на всю Россию?

- Действительно, это дело имело большой общественный резонанс. В СМИ были опубликованы снимки умершего Батырева, где он был практически весь синий от полученных побоев. Кроме этого,об этом убийстве узнали во всей стране. Ведь что потрясло людей? То, что убийцами и истязателями выступили сотрудники УФСИН, которые призваны и обязаны обеспечить осужденным возможность спокойно отбыть свой срок и искупить свою вину. Именно они совершили такое тяжкое преступление. По сути – человека, которого они до этого не видели и впервые в жизни встретили, после короткого общения они начинают жестоко избивать. Втроем. 

- Как это происходило?

- С 11 и до 15 часов Батырева хладнокровно и методично избивали. В 15 часов врачи зафиксировали смерть. Смерть наступила от болевого шока. Батыреву было нанесено не менее 60 ударов руками, ногами и резиновой палкой. Человек терял сознание, падал, но ни врач Убушаев, ни начальник медчасти Баклашов, ни другие медработники вообще не оказали ему никакой помощи. Человек просто умер от боли. 

- Вы можете объяснить это зверство, этот садизм? Говорили, что Батырев сел за то, что побил бывшего уфсиновца и тот мог повлиять на своих бывших коллег и «попросить» их «отомстить». Хотелось бы услышать ваше личное мнение.

- До этого Батырев действительно был осужден за причинение телесных повреждений. В магазине, принадлежащем Сафаралиеву Бурханали, между Батыревым и Сафаралиевым началась словесная ссора, которая затем переросла в драку. За это Батырев был осужден. Однако, в ходе предварительного следствия, причинно-следственной связи между конфликтом Батырев-Сафаралиев и тем, что произошло 20 ноября 2015 года, установлено не было. То есть драка между Батыревым и Сафаралиевым не явилась, по мнению суда (не были добыты такие сведения), причиной жестокого избиения Батырева в ИК-1. Сафаралиев был допрошен в суде, однако он сказал, что не знает подсудимых, не обращался к ним ни по каким вопросам, я имею в виду сотрудников УФСИН, и не имеет никакого отношения к этому делу. Чем можно объяснить эту нечеловеческую жестокость сотрудников к Батыреву? Да ничем. Я, как человек, это зверство объяснить не могу. Для того, чтобы объяснить зверство, надо, как я понимаю, самому стать зверем. И у меня не укладывается в голове – почему? За что? Ведь в судебном заседании так и не было установлено – в чем заключалось противоправное поведение Батырева?

- Кстати, вспоминая начало этого дела, припоминаю, что сразу после обнародования «дела Батырева» в СМИ, руководство УФСИН по РК распространило заявление о том, что якобы Батырев напал на сотрудников с лезвием, которое до этого прятал во рту. Но вскоре эта «версия» ушла в небытие как несостоятельная, или, проще говоря, лживая. Что говорили на суде по этому поводу? 

- По мнению подсудимых, сотрудников колонии, он не представился, не назвал свои фамилию и имя. Так говорят Исраилов, Насунов и Шуваев. Однако, сотрудник следственного изолятора Дурдыбаев, который дежурил, рассказал, что когда он зашел, то спросил у Батырева фамилию и имя и Батырев на его вопрос спокойно ответил – меня зовут Дмитрий Батырев. У них было личное дело осужденного, в котором имелись все анкетные данные, находились фотографии, как в фас, так и в профиль, поэтому идентифицировать личность Батырева было очень легко. Трудно представить, что в следственном изоляторе вместо Батырева находился другой человек. Поэтому, то, что он отказался (по мнению подсудимых) называть себя, не должно было послужить основанием для того, чтобы зверски избить, а, в конце концов, убить человека. 

- Недавно в сети появилось видео, на котором видно, как Батырев стоит возле стены, трое сотрудников с резиновыми палками ходят вокруг. Дмитрий стоит в наручниках спиной к охранникам. Там же есть другие кадры, когда он стоит, потом падает и головой бьется об стену и пол и никто к нему не подходит. Это кадры с видеокамеры? Как они попали в интернет?

- Я не могу сказать - как они попали в интернет. Но после совершения преступления, по указанию замначальника колонии Дорджиева, данные видеорегистраторов, которые были у сотрудников, были уничтожены. Видеорегистраторы были разбиты. Находящаяся в досмотровой комнате камера видеорегистратора по указанию Дорджиева была поднята в потолок. Все было сделано для того, чтобы уничтожить следы преступления. Тем не менее, в ходе расследования уголовного дела, информация с этих видеорегистраторов усилиями специалистов была восстановлена. Частично. Не удалось восстановить голосовое сопровождение. Но и на тех кадрах, о которых вы говорили – где Батырев стоит, а затем падает, как он длительное время где сидит, где лежит на полу в полураздетом состоянии, хорошо видно, что человеку очень плохо и он находится в полубессознательном состоянии.

- Почему Батырев находился в досмотровой комнате в наручниках?

- Когда Батырева забирали из СИЗО, для отправки в колонию №1, начальник конвоя Манджиев дал указание надеть на Батырева наручники. В тот день из СИЗО перевозили двоих осужденных, ко второму осужденному наручники не применялись. Почему сковали именно Батырева? По мнению Манджиева, он якобы опасался возможного нападения со стороны Батырева. Хотя конвойные Убушаев и Доржиев говорили о том, что Батырев вел себя спокойно, не был агрессивен, и никакого неповиновения с его стороны не было. Получается, что без всяких на то оснований Батырев был скован наручниками сзади. И вот в этом почти беспомощном состоянии его избивали.  

- Чем «дело Батырева» отличается от подобных уголовных дел?

- Это, конечно, не рядовое уголовное дело, потому что оно имело сильный общественный резонанс. А он получился благодаря сестрам потерпевшего, которые с неимоверными трудами прорвались в морг, сняли на телефон Диму, уже мертвого, показали обществу доказательства побоев – а на теле его, как говорится, не было живого места. Все это было выложено в интернет и получило большой отклик – люди возмутились, и дело стало громким. Поэтому к нему было приковано пристальное внимание не только общества, но и следственных органов. Дело расследовалось тщательным образом – было допрошено около 60 свидетелей, было проведено несколько десятков экспертиз, и в ходе исследования доказательств вина подсудимых государственным обвинителем была доказана. 

- И все-таки, повторюсь – вы можете понять эту страшную жестокость к человеку, который практически был беспомощен стоя с широко расставленными ногами у стены, с руками за спиной, скованными наручниками и спиной к своим истязателям?

- Мы допрашивали людей, которые отбывали наказание в этой колонии. Несколько человек. Нам стало известно, что при приеме осужденных, впервые прибывших в колонию, их в обязательном порядке избивают. Всех. Без всяких на то причин. Как только человек появляется в этой колонии, его заводят в досмотровую комнату и потом, а это там обязательный порядок, его избивают. Это не мои слова. Это слова людей, которые сидели в этой колонии. В тот день, когда доставили Батырева, с ним был еще один осужденный, но его не избили, поскольку этот осужденный уже отбывал там наказание и его из колонии для доставки в суд и допроса временно поместили в СИЗО. Этот осужденный уже был избит при приеме и впоследствии его не били, а Батырев пришел впервые, и его избили. Но избили так, что он умер. Чтобы это понять…не знаю…нормальный человек, наверное, этого никогда не поймет.  

 

Виталий КАДАЕВ