Сегодня 18:43 25.04.2024

Месяц назад работники отдельных учреждений и ведомств Элисты, а также представители политических партий, движений и казачества (всего около 700 человек) высадили в районе Колонского пруда более 1000 саженцев деревьев

ИЛЬИЧ И БРЁВНА

Было бы несправедливым не добавить: трудовой почин Рослесхоза, помимо Минприроды РК, поддержали правительство республики и горадминистрация в лице Игоря Зотова и Окона Нохашкиева. А ещё - депутаты Народного Хурала и ЭГС. Не все полсотни человек, разумеется, а лишь малая их часть. 

Очевидно – наиболее креативная и сознательная. Алексея Орлова на этом мероприятии ждали, но он так и не появился. Отнести его, впрочем, к числу несознательных и, тем более, нетрудолюбивых, язык как-то не поворачивается. Дела государственные всё-таки поважнее каких-то там саженцев.

Хотя более планетарный Владимир Ульянов-Ленин в подобных трудовых акциях, бывало, участвовал. В одной из самых ранних, например, и состоявшейся почти сто лет тому назад. Называлась она «коммунистическим субботником», а в роли его забойщиков были московские рабочие-железнодорожники, бескорыстно починившие за ночь целых три паровоза. 

Ильич, надо отметить, был рядом, хотя гаек не крутил и помогая лишь советом. А примерно через год уже сам ворочал с пролетариями брёвна. Фотография и художественное полотно на этот счёт даже имеются. Как говорится: хотите, верьте – хотите, нет.

Важно, кстати, отметить, что субботники изначально были организованным бесплатным трудом всех слоёв населения СССР в свободное от работы время. То есть в выходные дни – в субботу или воскресенье. На заре власти Советов они возникли, что называется, на голом месте, и во многом благодаря тому, что революционно-трудового энтузиазма у простых граждан было через край. 

Другая примета субботников: были они сугубо добровольными. Как и многое другое, что затевал тогдашний коммунистический строй. С одной, правда, оговоркой – добровольной, если ты не состоял в ленинской партии или не был к ней причастен хотя бы косвенно. Ну и если не являлся комсомольцем.

ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО

Хотя, если без лукавства, «добровольность» та была показушной. Помню, как во время школьных субботников и прочих «трудовых вахт» (особенно накануне дня рождения Ленина) наша классная руководительница время от времени и втайне пересчитывала нас по головам. Чтобы затем, во время «разбора полётов», принять к самым нерадивым меры. Небезобидные, замечу.

Но главе нашей республики такое не грозит. Потому как КПСС, в рядах которой он, возможно, состоял, была, да сплыла. А в КПРФ вступать Орлов не захотел и вряд ли теперь уже захочет. Даже за самые лакомые карьерные коврижки. Между тем к субботнику на Колонском местные коммунисты-нуровцы отнеслись очень даже серьёзно. Ударно и на фоне алых стягов на ветру. Жаль, Алексей Маратович этого не видел.

Но вместе с тем «зелёный десант» в окрестностях пруда родил вопрос. Почему он не высадился, скажем, на северо-западе Элисты? Или в южных её районах? Там ведь с деревьями и кустарниками тоже не густо, если не сказать, вообще напряг. Тем более, что кампании, подобные этой, в районе памятников «Исход и Возвращение» и «Танк», жилого комплекса «Пентагон», Колонского пруда и мотодрома проводятся чуть ли не ежегодно и на протяжении последних 10 лет. Посчитаешь, сколько там саженцев было закопано в лунки, и перед глазами тут же возникает непроходимый лес. 

Но Горзеленхоз такой ироничный гротеск вряд ли смущает. Потому-то каждую очередную весну он инициирует новые посадки с благими, но всё-таки заскорузлыми целями. Сохранились бы на земле соратники Владимира Ильича – от негодования бы умом тронулись.

ЕСЛИ ПРИЖИВУТСЯ. А ЕСЛИ НЕТ?

Между тем самый первый коммунистический субботник имел конкретную направленность - улучшить работу железных дорог. Улучшили? Похоже, что да, ибо Ленин вдогонку событию написал статью «Великий почин».

По мнению вождя мирового пролетариата, инициатива столичных железнодорожников, подхваченная повсюду, стала проявлением героизма трудящихся масс, начавших строительство социализма уже не на словах, а на деле. Субботники к тому же явились выражением нового, «добровольного» подхода к труду в обстановке экономического спада и голода, царивших в России в те годы.

Нечто подобное наша страна переживает и сейчас. Хроническому недоеданию, правда, подвержены немногие, но оптимизма это не прибавляет. Как и comment РИА «Калмыкия»: «Если высаженные сегодня саженцы благополучно приживутся, то вокруг пруда появится замечательная зелёная зона». 

Закавыченное, как несложно понять, относится к итогам субботника, во время которого более 1000 саженцев были опущены в благодатную почву. Только вот сомнения в том, что через год лишь единицы из них «приживутся», достаточно велики. И для этого достаточно перефразировать слова хуральского  депутата Константина Кирпилёва, что в Элисте всё меньше остаётся не только старых зелёных насаждений, но тех, что были только посажены.   

***

Посадить деревцо в наших степных условиях, безусловно, поступок. Достойный самых лестных слов. Хотя и мало чем, по сути, подкреплённый. То есть после «зелёных» субботников полная неясность. Нужен ведь уход за «замечательной» (в далёкой перспективе) «зелёной зоной» в форме хотя бы периодического полива. Ибо без него всё дружно посаженное так же дружно умрёт. 

Ввиду этого молодым насаждениям, как воздух, необходимы другие субботники – по поливу того, что в грядущем должно будет радовать глаз. Ещё лучше – если кто-то займётся обрезанием веток. Про внесение удобрений и охрану от бродячих коров речи пока нет. Для данного случая это Галактика.

На прошлой неделе в Элисте прошло очередное заседание оргкомитета «Победа». О чём там говорили, понятно и без лишних слов.

О том, например, что стартуют мероприятия, посвящённые 9 Мая, митингом на мемориале 28-й армии возле посёлка Хулхута Яшкульского района. Традиционного и потому одного из самых значимых в жизни нашей республики.

Менее года тому мне довелось там побывать проездом из Астрахани. Покидая монумент павшим героям, поймал себя на мысли: память о них, оказывается, очень легко превращается в беспамятство. И зарастает таким диким бурьяном, что трудно разглядеть, кому вообще посвящена величественная стела средь голой степи. Буйный сорняк, слава Всевышнему, до её верхней точки ещё не дорос, но это, похоже, вопрос недалёкого будущего. 

Одновременно со мной у памятного места остановилась легковушка с жителями соседнего с Калмыкией региона, однако, в отличие от меня, подойти поближе к Мемориалу путники не захотели. Насторожила, видимо, реплика одного из их компаньонов. Дескать, в зарослях по пояс могут быть ядовитые кусающие твари. В общем, интереса к святому для нас месту географические соседи не проявили. Ограничившись созерцанием издалека, и это меня покоробило. 

 

*** 

Но ведь таким запущенным хулхутинский Мемориал быть не должен. Даже, невзирая на то, что находится в голой степи, а ближайший населённый пункт (Хулхута) - в нескольких километрах от него. Почти рядом, в принципе, но впечатление складывается обратное. Кстати, на лицевой стороне сооружения из железа и бетона, выбиты строки на русском и калмыцком языках: «Асхрсн цуснь заляр мёнкрж,//Алтн булгар теегтян падрна» - «За Отчизну пролитая кровь//Навеки в памяти священна». А Алексей Орлов, например, во время митинга два года назад у его подножия, высказался не менее пафосно: «Здесь каждая пядь земли покрыта кровью наших солдат, и они достойны того, чтобы быть упокоенными в могилах воинской славы». 

*** 

«Упокоены»-то упокоены, но больно уж как-то формально, если не сказать, бездушно. Ибо за звонкими словами на стеле и не менее высокопарными в Дни Победы, ничего не разглядеть. А если и разглядеть, то сквозь пелену. Оголяется при этом главный вопрос: кто всё-таки должен и есть ли вообще такая обязанность - благоустраивать памятник воинам 28-й армии?

Если таковых нет, что неудивительно, как и денег в казне республики или Яшкульского района, то нужно прибегнуть к испытанному приёму. Почему бы, например, тех же 700 человек, что высаживали деревца вблизи Колонского пруда, не командировать на субботник к хулхутинскому Мемориалу? Сорняк убрать, побелить, покрасить. 

Во внеурочное, желательно, время и хотя бы пару раз в год. Дешевле, кстати, обойдётся, чем назначать на этот участок ответственных чиновников со сметой расходов, штатным расписанием и прочими лазейками для увода финансов. Такие субботники значимы ещё и тем, что показывают результаты сделанного работы. А самое, пожалуй, ценное – память о героях войны будет храниться вечно.

 

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ