Сегодня 12:20 23.04.2024

2017 год Владимир Путин объявил своим указом Годом экологии. Которая на территории России должна быть объектом внимания властей всегда. И не только властей. Важно привлечь к проблемам, связанным с окружающей нас природой, её загрязнению и последствиям этих загрязнений, широкую общественность

Продолжение. Начало в № 9(423)

Полгода назад в Элисте был запущен в работу комплекс по сортировке мусора. Общегородского, если такое выражение применимо, и чтобы, очевидно, встретить Год экологии во всеоружии. Одновременно и, надо полагать, также в честь грядущего памятного события спецавтохозяйство установило во всех микрорайонах столицы дополнительные контейнеры из металла. И несколько иной конфигурации - с наращенными решёткой стенами и табличками «Для пластиковых отходов». Новшество народ воспринял с пониманием, и резво принялся их наполнять бэушными бутылками-баклажками и прочими изделиями химпрома.

Далее весь этот пластмассовый хлам, наряду с «традиционным» мусором, ожидала упомянутая сортировка. Что и от чего там отделяют или пытаются отделять, понять несложно. Хотя и в общих чертах. Известно также, что уже на стартовом этапе этой важнейшей, без преувеличения, «спецоперации» хозяева комплекса (частники) ощутили нехватку самого, пожалуй, ключевого -  финансов и людей. Вследствие чего есть опасность, что благое начинание может встать, толком не начавшись. Что, впрочем, вряд ли станет ЧП местного масштаба.

***

Закавыка в другом. И предпосылка у неё другая: запуск в работу агрегата по сортировке твёрдых коммунальных отходов (ТКО) заслонит собой, пожалуй, самое главное. А именно – зловещую роль полигона мусора, что разросся вширь и вглубь к северо-западу от поста ГИБДД в сторону Яшкуля. Говорят, что он «заморожен», однако даже в таком состоянии таит угрозу для экологии нашей столицы. Как «задремавший» вулкан, способный иногда оживать.

Не секрет, что эта самая мусоросвалка на востоке Элисты требует экстренной утилизации. И на неё должны быть обращены все тревожные взоры нашей власти и природоохранных структур. Но они ничего с ней делать в обозримом будущем не собираются. Потому как не знают, с какого боку за это дело браться.

 

А тут ещё прошла информация, что все районы республики будут свозить свои ТКО в Элисту (якобы на сортировку и переработку), и что из этого получится, остаётся лишь гадать. Таким образом, основную свою профильную задачу - обеспечение экологической безопасности путём ликвидации старых свалок и предупреждения образования новых – Минприроды РК не выполняет. 

Между тем, всего полтора года назад в Калмыкии, согласно классификационного каталога РФ было образовано 160 наименований отходов, разбитых на 5 классов опасности. К первому был отнесён источник, содержавший ртуть, а также оксид хрома, асбестовую пыль и прочие – лучше не перечислять. Дабы сохранить остатки оптимизма к грядущей жизни.

К четырём другим категориям – источники, в разной степени насыщенные аккумуляторными электролитами и кислотами, растворами аммиака, металлургическими шлаками, отходами мела и абразивными материалами, а также шлаком печей переплава алюминиевого производства и так далее и тому подобное. Рот невольно раскрывается от такого диапазона разной, вредной здоровью, нечисти! Заводов и фабрик, извергающих всё это, вроде как нет, причём давно, а задохнуться есть от чего. Необходимое послесловие: отходы первых трёх классов на территории республики не обезвреживаются и не утилизируются. Почему? Потому.

***

На сортировке мусора в данный момент трудится не более 20-25 человек. Но, чаще всего, значительно меньше. Присовокупим сюда примерно три десятка спецмашин, что выгребают эти самые ТКО из контейнеров со всей Элисты. Слабоватые ресурсы, что и говорить, но ведь есть ещё и потребность в гусеничной технике, ибо тракторам и бульдозерам в этой «спецоперации» отводится вовсе не роль статистов. В идеале, конечно, контингент рабочих, а с ними и мусоровозов и иной вспомогательной техники, численно, скажем, удесятерить, но это утопия. 

В обрез, кстати говоря, и контейнеров, куда горожане высыпают пищевые, бытовые и прочие отходы своей жизнедеятельности. Во многом из-за того, что их прибирают к рукам, как предмет металлолома. Не школьники, конечно, а лица известного рода занятий. Один такой железный ящик, говорят, тянет на 6000 рублей. Потому, наверное, с наших улиц и общественных мест давно исчезли и обычные урны для мусора, а с ними чистота и порядок? 

***

Третья по значимости задача (после чистоты питьевой воды и уборки мусора), которую рано или поздно придётся решать нашим местным властям связана с состоянием канализации нашего города. Она - составная часть системы водоснабжения и водоотведения. И прямая её функция - удаление твёрдых и жидких продуктов жизнедеятельности человека. 

Ко всему прочему, без чётко налаженной работы системы канализации дальнейшее строительство Элисты, по сути, невозможно. Иначе говоря, времена «удобств во дворе» уже прошли, и их давно сменили удобства «в шаговой доступности».

И чтобы понять, как обстоит дело на этом фронте, полезно знать немного цифр. Например, то, что протяжённость канализационных труб в Элисте нынче составляет 112 км, что немало. А их укладка и возведение коллекторов началось ровно 60 лет назад и не утихает ни на день сейчас.

В весьма уродливой форме, увы. Это когда на старые, измученные долгой эксплуатацией стальные или чугунные трубы сваливается нагрузка, по всем параметрам, излишняя и губительная. Почему такое допускается? Потому что новые застройщики, как правило, люди не из простой среды, в целях экономии и получения максимального барыша, от строительства новых канализационных путей под разными предлогами увиливают. 

***

Коллекторы, это, если кто не знает, - очистные сооружения, предназначенные для биологической очистки сточных вод города. Они также вниманием тех, кто их нещадно эксплуатирует, не обделены. Хотя функция у них не меньшая, чем подземных труб для спуска нечистот.

Но есть коллекторы и иного поля деятельности. Тоже, правда, очищающие. Например, общества от должников. Или занимающиеся улаживанием спорных вопросов из этой же плоскости. Не всегда, к сожалению, законными способами. Может, потому, что «фишка» эта пришла из Соединённых Штатов, которые по части «двойных стандартов» спецы известные. 

Остаётся добавить, что элистинская канализация запускалась в 1957 году по экспериментальному госпроекту москвичей. И опыт тот, как показала жизнь, на выживаемость, по всем признакам, продолжается и по сей день. Как унылый факт: ввиду своей полной изношенности, в городе она работает лишь на 50 процентов пропускной способности. И по этой причине требует полной реконструкции. 

***

Зима по календарю завершилась. Заметно потеплело, высохла земля, но для части горожан приход весны обернулся сюрпризом. Со знаком «минус», по вине опять же городских властей и в контексте того, о чём было сказано выше.

Затронем теперь проблемы с городским транспортом и чистотой воздуха, которым дышим. Какая между ними взаимосвязь? Самая прямая, если не сказать, очень тесная. От машин идёт выхлоп газов, попадающих в наши лёгкие. Но помимо того, машины своим, не по правилам лихим, перемещением поднимают пыль, которую также приходится вдыхать.

Почти всю, на редкость снежную, зиму усердные коммунальщики Элисты щедро посыпали песком с солью дороги и тротуары города. Главным образом невпопад, ибо погода того не требовала: было совсем не скользко, но работа со стороны бездарных муниципалов в режиме «шиворот-навыворот» упрямо продолжалась. Назло, получается, горожанам, которые жижу на тротуарах попросту избегали.

Теперь, с приходом весны, задули привычные ветры, и сотни тонн песка, бездумно высыпанного на улицы нашей столицы, напомнили о себе вновь. Более заметно это с наступлением сумерек и особенно на фоне горящих фар автомашин. Пройдитесь, интереса ради, по улицам Клыкова или Ленина в темноте и будете шокированы, каким воздухом мы дышим. Во многом по вине тех, кто следы своей зимней беспечности с проезжей части и тротуаров убирать не намерен.

(окончание следует)

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ