Сегодня 03:50 25.04.2024

Власти Москвы планируют в течение 2-х лет снести все «хрущёвки». Об этом мэр Сергей Собянин заявил на встрече с Владимиром Путиным. Глава государства назвал грядущее расселение «правильным решением»

«Хрущёвки» - это, если кто не в курсе, кирпичные или панельные дома с очень тесными квартирами и от двух до пяти этажей в небо. Массово их начали строить при управлении СССР Никитой Хрущёвым и, строили, по инерции, ещё три десятка лет после него. Такое жильё давали в порядке общей очереди и бесплатно, а рассчитано оно было на 25 лет. А затем, если по-хорошему, его должны были снести. Но по-хорошему везде получилось по-разному, да и с не сразу. 

Во всяком случае в Элисте всё идёт со страшным скрипом. Пока, например, ещё не до конца разобрались с двухэтажками. По многим признакам, местная власть благую затею власти федеральной не понимает. Или понимает, но не до конца. Или, что хуже, понимать не хочет. 

В отличие, скажем, от тех, кто в этих самых «хрущёвках» мучается. По 40-50 лет, пережив несколько вождей и исторических эпох. Мой сват, к примеру, стал жить в двухкомнатной хибарке с удобствами на улице по милости своих деда с бабкой. А теперь у него у самого внуки, и когда кончится эта «преемственность поколений» он, кажется, думать перестал.

***

Между тем реновация Элисте нужна как воздух. И не только в формате переселения из допотопного жилья в новое, более современное. Ведь, если копнуть глубже и разуть глаза, всё, что держится «на честном слове», у нас на каждом шагу. И с ними дальнейшая жизнь, в лучшем случае, бесперспективна. В худшем – мрачна и небезопасна.

Многие ли элистинцы знают, что 76 процентов жилого фонда их города было возведено в период 1946-1995 годов? Почти что «до эпохи исторического материализма» - это если словами Остапа Бендера выражаться, уточнявшего в «12 стульях» возраст старушек, живущих в доме престарелых. 

Второй аргумент, он же и неоспоримый факт, такой же дремучий и безрадостный – около 84 процентов водопроводных труб (общей протяжённостью 300 километров), были проложены в земле в 1963-1980 годах и давно исчерпали свой ресурс. То есть не соответствуют, если деликатно выражаться, «требованиям времени». Кстати, степень их изношенности, как и «хрущёвского жилья», шокирует не меньше - почти 73 процента.

Копаем дальше и натыкаемся на канализацию. Её строительство, как и коллекторов, было начато ровно 60 лет назад и усиленными темпами продолжается по сей день. Продолжается, замечу, в самой уродливой форме и без оглядки назад. На то, что уже давным-давно наворочено. А оглянуться бы не мешало. Чтобы осмыслить, к каким последствиям такая вот «гонка по вертикали» может привести.

Что ещё забыли упомянуть? Котельные. Те самые, что тихо себе испускают пар, но исправно дают нам тепло зимой и горячую воду круглый год. К ним у горожан претензий почти нет, хотя мало кому известно, что оснащены они котлами, морально устаревшими, и размещаются в зданиях, введённых в эксплуатацию опять-таки очень давно - более 30 лет назад.

А разве можно оставить без внимания наши электрические сети, запущенные в работу в 60-70 годах прошлого столетия и на текущий момент едва справляющиеся с нагрузками. В тесной связке с ними наружное освещение Элисты, капитальный ремонт которых, по достоверной информации, не проводился с момента их установки.

***

А теперь, не особо напрягаясь, представим, что в один несчастный день вся эта, на ладан дышащая, инфраструктура возьмёт, да и заартачится. В смысле «встанет в позу» и не захочет дальше функционировать в режиме, к которому привыкли её незадачливые эксплуататоры. 

Не они даже, а их ни о чём не думающее начальство. В частности о том, что всему бывает свой предел. Отпущенный, как нетрудно понять, природой, а не потусторонними силами. Которые, чаще всего, слепы и коварны. И приносят разрушения.

Не подразумеваю тем самым одни только элистинские «хрущёвки». С их вечно протекающими крышами и забытыми богом и чёртом подвалами. А вдруг начнут рваться, словно мины замедленного действия, причём, по закону подлости, почти одновременно, трубы в траншеях. Полбеды, если водопроводные. А затем вздыбятся котлы в котельных. На них «посмотрят» и начнут свои фортели электросети, что вмиг превратит ночную Элисту в ночное Чикаго.

***

Не хочется, ей-богу, быть мрачным пророком, но такой коллапс калмыцкой столице очень даже грозит. И его тревожные звонки слышны всё более отчётливо. Минувшей зимой, например, город несколько раз оставался без электричества. Сначала якобы из-за сильного снегопада, сменившегося трескучими, по местным меркам, морозами. Потом – якобы из-за затяжного дождя. 

От его последствий больше всех пострадали пешеходы: тротуары и прочие участки для ходьбы настолько залило влагой, что хоть вплавь передвигайся. Но коммунальные службы и в этот раз себя никак не обозначили. Оружие на все случаи жизни - песок с солью - в такой ситуации в ход ведь не пустишь, а других приёмов борьбы с природной стихией в их арсенале нет. И никогда не будет.

«ЭК» в этой связи готов поделиться советом. Суть его проста. После очередного ливня или обильного таяния снега специалистам того же Горзеленхоза нужно проехать по улицам Элисты и зафиксировать места наибольшего скопления воды. Разумеется, общественного пользования, и с наступлением лета их как-то локализовать. Подсыпать грунт, например, или соорудить водостоки. Это и станет самой трогательной заботой о родном городе и его жителях, о которой так любят говорить чиновники из мэрии.

***

А вот снос «хрущёвок» в Элисте малореален. Утопия это. Где ресурсы, чтобы их жильцов в равноценные дома переселить? И не просто в равноценные, а поближе к тем, откуда их стронут с места. Из центра города, например. 

Хотя при нынешней жизни понятия «центр города» или его «окраина» носят условный характер. Магазинов, торгующих чем угодно и в какое угодно время, сейчас полно везде. Да и транспорт, способный доставить вас в любую точку Элисты, нынче «в шаговой доступности» - что на «северо-западе», что в 8-ом микрорайоне, что в 4-ом. Плюс ко всему службы такси, которые с радостью вас «эх, прокатят», словно Адам Козлевич из «Золотого телёнка», из одного конца города в другой почти за «спасибо» - за 80-100 рублей.   

Но сносить «хрущёвки» в Элисте ещё и грех. Этический. Ведь своим названием они обязаны человеку, который вернул калмыцкий народ из жуткой высылки в Сибирь. Не предавать забвению, а созидать надо нашей республике в память о Никите Сергеевиче. 

Почему бы не возвести ему памятник возле кинотеатра «Родина», откуда наших предков увозили 28 декабря 1943 года? К 50-летию со дня его ухода из жизни (2021 г.), допустим. Или в честь 60-летия восстановления автономии Калмыкии после Сибири (2018 г.). Да и проспекту Хрущева в Элисте давно пора придать более значимый статус. Многие из горожан до сих пор не знают, где он находится, а надо бы…

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ