Сегодня 16:47 23.09.2018

Минувшая неделя, на которую выпала половина праздничных выходных дней, выдалась на редкость «урожайной» на всякого рода чрезвычайные ситуации. Чего здесь было больше – объективного или субъективного – попытаемся разобраться

Роковой день

Даже если навскидку перечислить все обрушившиеся невзгоды, заставшие горожан врасплох, то общая негативная картина впечатляет своим масштабом. Начнём с того, что именно после ливня пришедшегося на 23 февраля свою конечную форму и конфигурацию приобрело разрушение дорожного покрытия в столице республики. Но потоки воды с небес в этот злополучный день стали причиной ещё и других чрезвычайных ситуаций. По злой иронии судьбы 23 февраля в зоне подтопления в Южном районе столицы оказались 23 подворья горожан, которым был нанесён значительный ущерб. А недалеко от Элисты, на территории Целинного района посёлок Ленинский на двое суток остался без газа. По словам очевидцев, магистраль была смыта стихией. Но к чести всех задействованных ведомств и служб снабжение голубым топливом было оперативно восстановлено. 

Но вернёмся к дорожной теме, которая с окончанием зимы стала самой обсуждаемой горожанами на популярных интернет-ресурсах, наивысший накал страстей пришёлся именно на прошлую неделю. Автомобилисты, терпению которых пришёл конец, дали волю чувствам. А ведь до прошлой недели они с пониманием относились к препятствиям на дорогах, считая их неизбежным злом. Но когда размеры разрушений дорог зашкалили и, как эпидемия обрушились на главные магистрали города, стало понятно – таких масштабов в новейшей истории ещё не было. Мы даже не будем повторять названия улиц, пусть этим занимаются функционеры из ОНФ. На вопрос в чём причина попытались ответить автомобилисты и представители власти.    Последние провели «консилиум» в форме выездного совещания с участием «сити-менеджера» Окона Нохашкиева, его первого зама Дениса Ишкеева, начальника управления городского хозяйства и административно-технического контроля, многоопытной Валентины Малиёвой, новоиспечённого директор МБУ «ДУ «Элиста-Автодор» Виталия Шунгаева и представителей ГИБДД. Вердикт высокого собрания был прост. Цитируем дословно «сити-менеджера»: «На состояние проезжих частей негативно отразились зимние перепады температур. Резкие оттепели, дожди и похолодания способствовали появлению значительных локальных разрушений. Из-за неблагоприятных метеоусловий ямочный ремонт пока отложен, но как только погода позволит, дорожники приступят к работе». Тут напрашивается вопрос – а в прошедшие годы зимы были другими, более мягкими? Не было морозов, оттепелей и осадков? 

 

Ключ к тайне

Ответ властей, растиражированный официальными СМИ, большинство горожан не устроил и они высказали собственную точку зрения. Вот характерное для этих дней мнение анонимного автора: 

«Подскажите, пожалуйста! Кто в курсе куда смотрят органы и службы, обеспечивающие безопасность и законность? Доказательства лежат прямо на дороге, самое простое для раскрытия дело! Население (автовладельцы – прим. ред.) платит транспортный налог на ремонт дорог, но дорог нет. Объезжая эти ямы и кратеры мы вынуждены выезжать на «встречку» или вылетаем в кювет. Подвергаем себя и наших детей опасности. Где доблестная прокуратура, неукротимый следственный комитет? Где орган, занимающийся нашей безопасностью? Точки в комментариях над подобными постами кто ставит? Украдешь тушенку – сядешь, распилишь бюджет – это нормально? Есть люди под законом, есть люди над законом?». 

Надо сказать, что мы привели ещё довольно сдержанное мнение, так как большинство пользователей в выражении эмоций и слов совершенно не стеснялись, прибегая к довольно радикальным выводам. Не верите, загляните на ресурсы, название которых знает каждый пользователь. Интересно, что в заключение своих выводов О. Нохашкиев добавил, что «к ликвидации выбоин, помимо столичного дорожного предприятия, будет привлечено и МБУ «Городское зеленое хозяйство». Всего на автомагистралях Элисты одновременно  будут задействованы четыре бригады. На эти цели предусмотрены средства, как муниципальной казны, так и дорожного фонда». Нам кажется, что упоминание «Горзеленхоза» косвенно раскрывает тайну столь бедственного нынешнего состояния городских дорог. 

Дело в том, что ещё в октябре прошлого года горадминистрация избавилась от предыдущего руководителя учреждения, депутата ЭГС Валерия Будаева. Его заменил не обладающий опытом и знаниями премудростей ведения городского хозяйства Очир Давинов. Новый назначенец в свою очередь избавился от старых кадров среднего звена, роковая ошибка была совершена. Говорят, сразу после этого, в рамках подготовки к зимнему сезону был проведён конкурс на поставку песка и соли для дорог. В результате сменился поставщик, а улицы города при первом снегопаде были густо засыпаны похожей на обычную грязь субстанцией. Забегая вперёд, отметим, что смесь доставила много неприятностей как водителям, так и пешеходам. Интересно, что даже при пяти-шести градусах мороза реагент не замерзал, основательно пропитывая асфальт.  

Здесь за помощью «ЭК» обратился к независимым экспертам, проработавшим в столичной дорожной отрасли не один десяток лет. По их словам, вся причина разрушения асфальтного покрытия целиком и полностью является прямым следствием применения нового реагента. До этой зимы в городе традиционно использовали смесь соли и песка, которая к таким фатальным последствиям никогда не приводила. Выходит, что в этот сезон городские власти решили поэкспериментировать, а результат известен всем. Может быть, как раз и здесь собака зарыта. Но это лишь частная точка зрения. Добавим в тему мнение одного автолюбителя из другого региона, высказанного им федеральному телеканалу: «В результате мутных схем, конкурсов муниципальные власти приобретают дешёвый некачественный продукт. В итоге разрушаются дороги. За их ремонт заплатят из кармана налогоплательщиков, а кто-то попросту обогатится». Очень хочется надеяться, что эти слова к нашему городу не относятся. Так, простое совпадение. 

А теперь обратимся к чрезвычайной ситуации сложившейся вечером, 23 февраля, в южном районе Элисты. Здесь на улицах Кирова, Байдукова, Чернышевского и Канукова в результате подтопления пострадало 23 подворья, в которых проживает, согласно официальной регистрации, около 60 граждан. Если прислушаться к голосам пострадавших жителей и экспертов, то случившееся можно назвать следствием чей-то, пока не идентифицированной, мягко говоря, недоработки. Получается, что раньше, одни, закрыв глаза, выдавали разрешение на строительство в рискованной зоне, а другие возводили здесь объекты. В результате строительным мусором были засорены водоотводы и русло реки Элистинки, которое нужно каждый год чистить и углублять. Вдобавок к этому зимой не были выкошены заросли камыша, который при обилие осадков превращается в затор. Оттепель и ливень прошедшей недели превратили расположенный в низине этот район города в зону стихийного бедствия. В результате пострадали горожане, а истинных виновных как всегда не найдут.   

Слабым утешением подтопленцам может служить поднятый республиканскими и городскими властями вопрос о компенсациях пострадавшим. Пока лишь в форме намёка. Откуда взять деньги при дефиците бюджета никто не знает. 

 

Алексей МАНГАТОВ