Сегодня 20:40 25.04.2024

Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов на днях публично задался вопросом: почему президент меняет губернаторов? И сам же ответил: потому что мужики в курилках матерятся...

Немногим позже Владимир Путин встретился в Кремле с теми самыми, по поводу которых мужики бранно выражались во время перекуров. Речь об экс-главах Бурятии, Карелии, Пермского края, Новгородской и Рязанской областей. «Тайная вечеря», по совпадению, прошла в минувший четверг и после захода солнца, но после неё «апостолы Христа» хмурыми не выглядели никак. Ещё бы - их работа была признана хорошей, а сами регионы за время их правления «изменились в лучшую сторону». 

Зачем же их тогда заменили? Добра от добра ведь не ищут? Чтобы избежать кривотолков, Путин назвал ротацию сразу пяти губернаторов «естественным, само собой разумеющимся процессом». И дружески посоветовал ушедшим с высоких постов направить свои знания и опыт на что-либо другое. В аналогичном духе, кстати, Дмитрий Медведев успокоил прошлой осенью российских учителей. Мол, если хочется много денег, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. В бизнесе, например.

***

Но ключевой фразой Путина, касающейся развития пяти вышеназванных регионов, стало: «они изменились в лучшую сторону». В Бурятии это — авиационный завод, который после кризиса всё-таки встал на ноги и продолжил движение вперёд. А ещё там заработали новые крупные предприятия, построено более 30 школ и детских садов, а поток туристов в республику достиг 1 миллиона в год. Плохо разве? 

В Новгородскую область пришли несколько крупных сельхозинвесторов, а в Рязанской поставлен рекорд по урожаю зерна и открыты сразу несколько заводов, фабрик и промышленных комбинатов. Пермский край также может похвастать – 200 миллиардами рублей инвестиций и 400 тысячами новых рабочих мест. И это также неплохо.

И даже в Карелии (65-е место в рейтинге экономического развития регионов в 2016 году) команде отставного главы удалось не допустить закрытия крупных промышленных предприятий. Более того, 1,5 года назад, после затяжного простоя, там ожил судостроительный завод, имеющий заказы на миллиарды рублей. 

По большому счёту, эти достижения - мелочь. Тем более, за два срока полномочий. И, тем более, что за это время сами подавшие в отставку главы беднее жить не стали. Есть данные, что за последние пару лет доходы первых лиц российских регионов выросли в среднем на 20 процентов, в то время как инвестиции в их вотчины на 8 процентов снизились.

***

Примечательно, что все пять регионов по основным экономпоказателям стоят выше нашей республики (ниже только Псковская и Курганская области и Карачаево-Черкессия). Однако звуки «канонады» до слуха обитателей нашего Дома правительства и в этот раз, похоже, не докатились. Возможно, что те, кто её в Кремле устроил, «снаряды» нужного для Калмыкии калибра пока не подобрал. Иначе говоря – фактов и аргументов, подходящих под формулировку «жизнь при Алексее Орлове в Калмыкии изменилась в лучшую сторону».

Но ведь чтобы понять, что капитал извне к нам не идёт, большой ум не нужен. Хотя в своём обращении к депутатам калмыцкого парламента 26 декабря 2016 года глава РК эту важную тему озвучил как-то витиевато. Сначала дал понять, что с 2011 года по 2015-й «наблюдался рост инвестиций», сменившийся затем замедлением. Однако с 2017 года «прогнозируется положительная динамика». В силу чего - вопрос. Да к тому же прогнозы, с его же слов, «дело плохое». 

Вместе с тем, как заметил Орлов, строительство злополучного мясокомбината в Кетченерах (инвестпроекта, между прочим) без господдержки не завершить. Попробуй тут пойми: кто-то передумал вкладывать деньги в нашу экономику или же мы не готовы рассчитывать на самих себя? 

***

А вот о крупных предприятиях с тысячами рабочих мест, запущенных в эксплуатацию «с нуля» или сохранённых почти в каждом из упомянутых выше субъектов РФ, нашим землякам остаётся лишь мечтать. Как и о множестве новых школ и детских садах, мощных потоках туристов и авиазаводе, которому в калмыцких степях было бы просто комфортно.

К чему все эти сравнения? К тому, наверное, что заблагорассудится вдруг Путину нашего Орлова передвинуть на другую работу, где пригодятся его неоценимые опыт и знания, аргументы в пользу такого перевода не сразу-то и найдёт.

Ну не станет же президент, оправдывая невразумительную работу главы РК, отмечать феерические проценты «Единой России» на всех, без исключения, сентябрьских выборах в Калмыкии, начиная с 2011 года? 

Или, например, тот факт, что по итогам проведённых командой Орлова мероприятий ежегодно, оказывается, происходил примерно 9-процентный рост собственных доходов бюджета республики. Кто, кстати, их на себе ощутил, и какие эмоции при этом пережил? 

А может Путину подскажут, как Минфин России, высоко оценив качество управления региональными финансами (снова, оказывается), включил  Калмыкию во 2-ю группу субъектов страны с надлежащим качеством управления? Раньше, помнится, за такого рода достижения давали дополнительные дотации или сказочные кредиты, от которых наш регион, если не ошибаюсь, гордо отказался. 

Есть, кстати, ещё и шанс, что президенту доложат, что товарный знак «Калмыцкое мясо» официально был зарегистрирован Роспатентом, что (опять-таки, оказывается) даёт республике исключительное право на использование этого бренда. Но ведь бравада подобного рода нашей властью ведётся уже давно, но преференций всё никак не видно.

***

Но вернёмся к Зюганову. Который предположил: смена глав регионов означает, что Кремль начинает предвыборную кампанию 2017-2018. А в регионах всё жёстче дыхание недовольных граждан. Это о том, что женщины и мужчины всё громче матюкаются. Первые - на кухне, хлопая дверью пустого холодильника, вторые – с папиросой во рту и не имея возможности лишний раз попить пива.

А чтобы «ЕР» снова была на коне, власти позарез нужно «подтянуть провинцию». И руководителям на местах здесь отводится особая роль. Ведь они будут расставлять людей, которые затем «нарисуют» нужные проценты в свою и Путина пользу. Но для начала, за год до выборов президента, новым хозяевам республик, краёв и областей нужно самим укорениться. Чтобы народ их не то, чтобы полюбил, просто привык и не испытывал той неприязни, что была к его предшественнику. Трудно этого добиться? Трудно. Но иного пути нет.

Предводитель КПРФ, кстати, выразил своё мнение относительно прихода во власть 30-40-летних. «Когда говорят, вот он пришёл в 30 лет, и завтра всё решит, - это наивность, точнее, это глупость, - сказал Зюганов. - Потому как никто до 30 лет пройти управленческую школу не в состоянии». И далее: «Раньше была «карьерная лестница» - начальник цеха, руководитель производства, директор предприятия, председатель райисполкома, - в этом случае руководитель знал коммуналку, людей, управление, обстановку».

***

Золотые слова, хотя и до Зюганова были сказаны. Но суть их и актуальность было бы не лишним довести до Орлова и его соратников. Чтобы не внедряли они во власть так активно и чаще всего бездумно своих 30-40-летних родных и близких и приближённых к ним фигур. Дожились до того, что считай повсюду, у руля вовсе даже не пустячных процессов воцаряются люди, что называется, с улицы. Что из этого выходит, догадаться несложно.

В начале этой зимы, заставшей городские власти, как всегда, врасплох, «ЭК» писал о том, какой коллапс сильные снегопады вызвали. Самое вопиющее – тротуары с перепугу были посыпаны (точнее, засыпаны) песком с солью, да так обильно, что по ним было противно ходить.

Случилось это, напомню, в начале декабря, но с тех пор такой кошмар повторялся трижды. Причём каждый раз тогда, когда нужды в таком бестолковом «внимании» к пешеходам не было вовсе. Можно также не сомневаться, что в отчётах о проделанной работе эти самые коммунальные «спецы», скорее всего, указали «очистку тротуаров» от снега.

Говорить, впрочем, о том, что во всём виноваты «люди с улицы», не очень справедливо. Граждане такой категории, напротив, многое из этой жизни понимают. И в морозную погоду песком с реагентами тротуар никогда не завалят. В отличие от некоторых наших 40-летних вундеркиндов, начинающих движение по «карьерной лестнице» с полного незнания прописных истин.

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ