Сегодня 00:42 27.02.2020

Около месяца назад Алексей Орлов на заседании президиума правительства РК заявил: ремонт элистинских дорог должен быть завершён в этом году. Ещё раньше было объявлено, что на благоустройство сельских дорог (также в этом году) Калмыкия получит  36,6 млн. федеральных рублей

Подумалось тут сразу: неужто двум извечным российско-калмыцким бедам - это когда одна из них ремонтирует другую - пришёл долгожданный конец? Как минимум, в наших степях? Почему бы нет? Хотя смутили другие слова главы республики, сказанные там же и приведённые газетой «Элистинская панорама»: если начнём действовать по принципу «всем сестрам по серьгам», то толку не будет.

Закавыченное, кстати сказать, означает «поделить что-либо поровну». В данном случае, очевидно, 100 миллионов рублей из регионального дорожного фонда, рассчитанные на все, без исключения,  автомагистрали Элисты и их ответвления. Только вот почему, если отталкиваться от слов Орлова, от такой честной и потому «прозрачной» делёжки средств «толку не будет»?

Или же глава РК, блеснув знанием известного фразеологизма, подразумевал нечто другое. Точнее, совсем другого – русского поэта и прозаика Всеволода Крестовского, отметившего в «Петербургских трущобах»: «Воруют уж тут без разбора: и у своих, и у чужих, и у брата родного, и вообще у кого придётся, по пословице — всем сестрам по серьгам, потому что толпа-то уж больно густа…». 

Если в мозгу Орлова вертелось именно это, то воровство «дорожных» денег и «без разбора» он в данном случае и в этом году не исключает? С чего бы это? Ведь освоение столь немалых средств поручено им же правительству республики и горадминистрации, а не бандитам с большой дороги.

*** 

Лет пять тому назад все провластные СМИ региона пафосно сообщили: Элиста включена в партийную программу «Новые дороги». В связи с чем проезжие части и дворовые территории города приведут в порядок. Чуть позже пошёл перечень работ, что уже вовсю велись. В режиме «с места в карьер», разумеется, отчего у горожан голова вмиг пошла кругом.

Хотя чему было удивляться и умиляться – элистинские дороги чинят насколько часто, настолько и суматошно и абы как. Иначе говоря, «закатывают» казённые деньги в асфальт бесцеремонно и не особо задумываясь над тем, что это чистой воды вредительство. Полбеды, если закатывают. Чаще всего не бывает и этого. 

В 2007 году, например, по инициативе всё тех же госдумовских единороссов все столицы субъектов страны получили деньги на развитие своей улично-дорожной сети. Из весьма нехитрого, в общем-то, расчёта: 760 рублей на каждого её жителя. Которых, по мнению специалистов-дорожников, вполне хватало на пять метров добротного тротуара. 

***

Однако о нём, тротуаре этом, наша городская власть, если и думала, то, похоже, в последнюю очередь. Элиста в тот год получила из Москвы 81 млн 400 тыс. рублей, а ещё 5 млн рублей должна были поступить из бюджета республика. Деньги, по нашим меркам, серьёзные, и чтобы освоить их не на тротуарах, а, скажем, исключительно на так называемом «ямочном» ремонте дорог, их, мелких углублений, нужно было выдолбить порядка 70-80 тысяч! 

После чего засыпать песком, щебнем и асфальтобетонной смесью с последующей утрамбовкой катком. Представить такой трудовой героизм было сложно. Даже на бумаге, но неразрешимых задач, как известно, не бывает. Особенно если это связано с освоением кучи денег. И особенно на ремонте автодорог. 

В общем, покумекав, городские мудрецы-дорожники направили свои усилия именно на дороги, на улучшение, так сказать, дорожной сети Элисты. А расценки там были такие: примерно пять миллионов рублей на один километр. 81 миллион делим на пять миллионов и получаем 16 со «сдачей».

Километров, сами понимаете, выровненной или «усиленной» автодороги. А вот о 5 миллионах рублей, которые должна была дать республика, здесь речи нет. Их она, по давней традиции, выделять не собиралась. 

***

Вопрос об «ударном» освоении 81 млн 400 тыс. рублей «дорожных» денег потом был бегло рассмотрен на очередном заседании ЭГС в начале 2008 года. «Рассмотрен» - это если устами его депутатов выражаться. Кстати, большинство работ тогда, говорят, выполнил некий «Спецдорстрой» из Ставрополя. Почему так? Потому что «всем сестрам по серьгам». 

*** 

Если всё же углубиться в нюансы освоения тех самых миллионов рублей, отпущенных на развитие улично-дорожной сети Элисты, можно обнаружить много занятного. Из текста отчёта (нагромождения цифр и однотипных терминов), выданном гордепам на том самом заседании ЭГС в феврале 2008 года, можно, например, уяснить, что дороги и тротуары Элисты ремонтировались почти повсеместно, а кое-где даже с установкой бордюров. 

Однако три года спустя, ближе к концу 2011 года, калмыцкую столицу вновь стали дружно, языком наших к власти приближённых коллег говоря, «приводить в порядок». А на всё это «спецмероприятие» было выделено теперь уже 56 миллионов федеральных рублей. Почти половина из них – именно на ремонт автодорог. 

*** 

Но прошло время и стало понятно, что горожан с «приведением в порядок проезжих частей и дворовых территорий», как обычно, надули. Всё так же в выбоинах большая часть автомагистралей Элисты, а отсутствие тротуаров для её окраинных жителей становится в непогоду настоящим бедствием. Такое впечатление, что от 56 миллионов рублей, потраченных не так уж и давно, сюда не долетели даже жалкие их крохи. К чему вся эта информация? Всего лишь к тому, что история имеет свойство повторяться. И не обязательно в виде сначала трагедии, а затем фарса. И то, и другое могут ведь перемешаться, как асфальтобетонная смесь, и тогда-то уж точно «толку не будет никакого». Даже на бумаге.

 

Эренцен БАСАНОВ