Сегодня 03:31 25.04.2024

Выступая недавно на форуме «Малый бизнес – национальная идея?», организованном движением «Опора России», Владимир Путин сказал: «Два последних года были достаточно сложными для экономики. Объективные трудности затронули практически все её секторы. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял. В том числе и малый». Везде, хотелось бы знать? В Калмыкии в том числе?

БЕЗ ОРУЖИЯ И НАРКОТИКОВ

В микрорайоне, где автор этих строк обитает, почти в одно время закрылись три стационарных торговых точки. Коммерческих, добавлю, и продававших свежую и мороженую рыбу, выпечку и мясные полуфабрикаты. Закрылись не «по техническим причинам» или в связи с ремонтом и не на время, а, похоже, навсегда. 

Причина, в общем-то, банальна: предпринимательство стало невыгодным. После 3-4 лет напряжённой борьбы за выживание, кстати говоря. Выходит, и торговля, которую в России предпочитает половина частных малых предприятий, постепенно сдаёт свои позиции. 

И даже мне, непосвящённому в страдания малого и среднего бизнеса обывателю, теперь понятно, почему. Из-за резко ослабившегося потребительского спроса, в первую очередь: кризис научил людей считать деньги в своём кошельке. И непомерно высокой платы за аренду торговых помещений, во-вторых. Которую, как нетрудно догадаться, скромным предпринимателям навязывают их, такого же уровня, коллеги. 

То есть получается, что свои поедают своих же. Но продолжаться это может до поры до времени. Покуда есть арендаторы, будут живы и те, кто выдавит из них последнее. А когда первые разбегутся, кто куда, вторые неосознанно возьмутся за себя самих. Это если очень обще и примитивно рассуждать.   

Были, конечно, и другие мотивы свёртывания работы трёх павильонов в нашем микрорайоне. Среди них – визиты проверяющих инстанций. Не прежние визиты устрашающего, но официального, характера, а тихие, но коварные приходы людей из их среды. Которые «кошмарили» эти три торговые точки как бы между делом, но весьма изобретательно и «мутно». 

Странно, согласитесь, ведь в павильонах, помимо свежей рыбы, пирожных и пельменей с блинчиками, оружие с наркотиками тайком не продавались. Да и ведение бухгалтерии было на уровне.

Если всё сказанное обобщить, неминуем вывод: предпосылки к закрытию сложились в основном из совокупности административных и экономических барьеров. Что туда относится прежде всего? Не будет ошибкой сказать, это главным образом весьма сложное и объёмное законодательство, которое, ко всему прочему, крайне часто изменяется. 

Отсюда полное или близкое к тому неведение о том, что в предпринимательском мире происходит. Тут бы услуги опытного юриста пришлись кстати, но его в малом бизнесе иметь накладно. Как грустное следствие, предприниматели «малой и средней руки», сами того не желая, грешат ошибками и нарушают законы, что оборачивается санкциями.

 

МИНУС 8 МИЛЛИОНОВ

Таким образом, тенденция, согласно которой в России предприятий-горемык, подобных трём, упомянутым выше, умирает явно больше, чем рождается новых, получила новое подтверждение. И как тут не напомнить, что на долю малого и среднего бизнеса в объеме внутреннего валового продукта в России приходится всего 20 процентов. В то время как за рубежом, только по первой позиции эта цифра в 2,5 раза больше. 

К тому же в развитых странах поддержка некрупных предприятий считается для развития экономики стратегически важной. Чтобы статистика была более весомой, стоит знать, что лишь 3,4 процента малых предприятий в нашей стране живёт более 3-х лет, а остальные закрываются раньше.

Да и темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) у нас остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4 процента, в то время как их же количество, но, увы, прекративших свою работу, чуть ли не втрое больше. По данным российских налоговиков, на апрель 2015 года в Едином госреестре числилось 3500 тысяч ИП, а закончили с этим видом деятельности за всё время около 8 миллионов человек.

 

ЧТО ТАКОЕ «ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА»?

А что у нас, в Элисте? Да ничего особенного. Кажется, что малый бизнес здесь, если и жив, то почему-то лишь в отдельных местах. Поблизости от Центрального рынка, к примеру. И представлен, разумеется, только торговлей, которая притягивает многих горожан и приезжих. 

Отсюда – хаос и антагонизмы. Между работниками прилавка и покупателями, с одной стороны, и теми, кого эта их торговля раздражает, с другой. Имеются в виду жильцы многоэтажек, стоящих рядом.

Глава горадминистрации Элисты Окон Нохашкиев выход из тупика недавно нашёл. Предложил, недовольным жильцам и «палаточникам» не ссориться и найти некую «золотую середину». Что это такое, не сразу-то, да и не каждый, сообразит. 

«Середину», надо полагать, компромиссную и потому желанную для обеих сторон. В силу своей равноудалённости от «точки кипения» и позволяющую избежать крайних и рискованных шагов. Кстати людей, предпочитающих конфронтации эту самую «золотую середину», чаще всего называют осторожными. Нерешительными даже и не склонными к конкретике, и этот булыжник в «огород» Нохашкиева.

 

«КАЛМЫЦКАЯ РУЛЕТКА» 

Нельзя, впрочем, исключать, что градоначальник этим самым подразумевает удаление, как в хоккее, половины палаток, методом, скажем, «тыка»? Или же путём проведения среди их владельцев чего-то вроде «русской рулетки»? Крутанул коряво барабан «револьвера» – сворачивайся и торгуй где-нибудь в другом месте?

А может быть сити-менеджер намекает на другое? На работу предпринимателей-палаточников по очереди? По чётным дням недели стоят те, чьи торговые места ближе к офисам Сбер- и Нацбанков, а по нечётным - их собратья по продажам напротив?

Есть ещё один вариант этой самой «золотой середины». Затратный, правда, и тягомотный, но обречённый на успех без всяких компромиссов. Для этого нужно близлежащие к «палаточникам» жилые дома объявить ветхими или аварийными, а их обитателей переселить. 

Вполне возможно, что это спровоцирует у них волну протестов. Всё-таки жизнь в самом центре Элисты, даже в контрах с упомянутыми коммерсантами, это, пардон, многолетняя привычка. Состояние души. Ни с чем не сравнимое, и менять его на прозябание где-нибудь возле Колонского пруда смутит кого угодно. И тогда «центровые» жильцы многоэтажек переключатся на противоборство с властью. 

Разумной, наверное, будет и передислокация соседнего офиса отделения Сбербанка. Куда-либо на северо-запад Элисты или в южную её часть. Там ведь тоже живут люди. Такие же, как и по улице Горького, и являющиеся клиентами этого финансового учреждения. 

Тем паче, что в нашей столице это устоявшаяся и давно затеянная властью дурная традиция. Поясню: наиболее важные для горожан учреждения удалять «к чёрту на кулички». Примеры? ЗАГС и БТИ, горсуд и ФСС, центральный офис всё того же Сбербанка и горгаз и многое другое. Как туда добраться простому смертному без нервотрёпки и, особенно, пешком? Вот где помогло бы вмешательство Нохашкиева с его «золотой серединой». 

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ