Сегодня 15:05 25.04.2024

Жизнь не перестаёт доказывать нам, что на нашу долю выпало интересное время. И интересно оно тем, что, практически, ежедневно подкидывает нам различные события или на первый взгляд не заслуживающую внимания информацию. Это изобилие фактов нужно тщательно просеять, а наиболее привлекательное подвергнуть анализу и переоценке. В итоге получится более-менее объективная картина

«Недовес» по умолчанию

Например, на прошлой неделе внимание привлекла передовица из муниципальной газеты, которая в очередной раз неожиданно сменила «шапку». Кстати, к этому ещё обратимся в следующих публикациях. Так вот в указанной статье городские власти устами автора добросовестно отрапортовали о намерении принять предстоящий транш для Калмыкии в размере 56,6 миллионов рублей. Деньги эти пойдут на реализацию проектов по благоустройству городской среды. Что ж, дело это весьма полезное во всех отношениях. И помощь федерального центра придётся как нельзя кстати. По словам руководителя Минстроя и ЖКХ РФ Михаила Меня, средства направят на благоустройство дворовых территорий, парков, скверов, ремонт тротуаров, озеленение и уличное освещение. То есть на те участки городского хозяйства, с которыми в Элисте просто беда.  

Самое интересное, что в статье ещё никто из чиновников регионального или городского уровня пока не присвоил себе заслугу в получении этих денег из Москвы. А ведь помнится, как это бывало, очень давно, высокопоставленные калмыцкие «ходоки» возвращались из столицы и устало, с чувством исполненного долга, рассказывали, как «выбивали» деньги на то да на сё. Получается, что в нашем случае конкретного «вышибалы» нет. Значит, деньги для Калмыкии распределили без её участия. А чтобы в этом разобраться, используем другие, более глубокие по содержанию источники. 

Итак, мы узнали, что на общефедеральный проект Минстроя РФ предусмотрено финансирование в размере 20 миллиардов рублей. Деньги предполагалось разделить между столицами субъектов. Необходимо уточнить, что из числа потенциальных получателей были исключены Москва, Санкт-Петербург и ещё несколько самодостаточных, «крепких» во всех отношениях городов. Это обстоятельство, в чём-то схожее на фейр-плей, безусловно, повышало шансы аутсайдеров, к числу которых относится и калмыцкая столица. А теперь внимание – по замыслам федералов, минимальный транш должен был составить 100 миллионов рублей! Это как-то мало вяжется с жизнеутверждающим тоном публикации в муниципальной газете. А на фоне сообщений о том, что Майкоп получит 300 миллионов рублей, а Ставрополь в два раза больше, наша бодрая «новость» блекнет и наводит на удручающие мысли. Может быть, это и есть отгадка по поводу авторства, как оказалось существенного «недовеса»? Минус в 43 миллиона рублей. Так кто в итоге плохо сработал и не «выбил», практически,  дармовые средства? Или жизнь в очередной раз напомнила старую мудрость о том, что деньги идут к деньгам? Не хотелось бы в это верить, но случилось то, что случилось. 

 

«Симпатии-антипатии»

Но на всё есть объяснения, причём из разных источников. Возьмём, к примеру, увесистые, иного слова и не подберёшь, майкопские и ставропольские  результаты. Это были действительно результаты командной работы представителей тамошних властей. Их добились толковые правительственные и муниципальные чиновники, свои напористые депутаты Госдумы. Плюс к этому авторитет, репутация и связи на высоком уровне. Чего не скажешь о представителях степной республики. Постоянные непредсказуемые ротации муниципалов привели к обратному результату. А правительственных чиновников, похоже, в федеральном центре совсем не знают или всерьёз, за отсутствие работы и результатов, не воспринимают. Да и наш думский «дуэт» ничем себя в этой истории не проявил и ранее выданных авансов со стороны региональных властей и официальных СМИ не оправдал. Хотя ключевые вопросы при дележе «пирога» решались в кулуарах Госдумы. Но наши «народные избранники», как любят повторять республиканские газеты, в этом важном для своих избирателей деле замечены не были. Кстати, в эти дни Марина Мукабенова и Батор Адучиев находятся в родной республике, участвуя в так называемой региональной неделе. И очень хочется, чтобы на приёмах граждан им был задан затронутый нами вопрос. 

Также в контексте нашего вопроса нет никаких сведений об участие в его решении другого нашего «дуэта». «ЭК» имеет ввиду молодых да ранних назначенцев – министра экономики Зою Санджиеву и «сити-менеджера» Окона Нохашкиева. Их немногочисленные «болельщики и фанаты» могут посетовать на полное отсутствие у «ребят» опыта в таких важных делах. Но, как известно, Москва слезам не верит и просто так денег не даёт. Здесь нужны более весомые, вернее «весовые», если использовать популярную в нынешнем «Сером доме» терминологию, аргументы. А так разговора по «теме» не получилось. Да и нельзя требовать и ждать от новеньких чего-то особенного. Дело по большому счёту совсем не в них. 

Фиаско с траншем в очередной раз показало отношение федерального центра к представителям степной республики. И причина кроется не в лежащей на поверхности формуле «симпатии-антипатии». Отсутствие доверия и авторитета – это следствие развития региональных процессов. Ведь в центре в курсе того, что происходило в столице субъекта за последние шесть лет. Очень маловразумительное действо, с ощутимой коррупционной составляющей.

 

«По собственному желанию»?

Теперь обратимся к другому событию, вызвавшему определённый резонанс в региональной политике. В понедельник, 30 января, глава республики Алексей Орлов своим указом отправил в отставку министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Николая Очирова. С формулировкой «по собственному желанию». Как обычно, скупые строки официального документа максимально завуалировали истинные причины увольнения члена кабинета министров. Напомним, что Н. Очиров в должности работал с ноября 2012 года. Здесь необходимо отметить, что в отличие от большинства чиновников «орловского» призыва, Очиров к моменту назначения имел большой, и что немаловажно, позитивный политический опыт. В своё время он баллотировался в депутаты Госдумы и известен в республике тем, что ещё со второй половины 90-х противостоял режиму действующего на тот момент главы республики Кирсана Илюмжинова. 

Его назначение в 2012 году большинство экспертов оценило как попытку А. Орлова в условиях разрастающегося конфликта с экс-главой региона К. Илюмжиновым сформировать органы власти на коалиционной основе. Но скоро этой затее пришёл конец и сегодня Орлов старается удерживать баланс между господствующими кланами и претендующими на своё место под солнцем группировками. Такая линия поведения очень опасна в политике. Если нет надёжной страховки, то «канатоходец» может запросто упасть с большой высоты под куполом цирка.    

Дело в том, что Н. Очиров имеет связи в общественном движении «Родной край». Как известно, «илюмжиновцы» старались по мере возможности демонизировать общественников, среди которых тон задавали выходцы из посёлка Аршань-Зельмень. Одновременно с назначением Очирова лидеры движения попытались создать плацдарм влияния на городском уровне, используя депутатов ЭГС. Говорят, в кулуарах речь шла о формировании «аршань-зельменского лобби». Это вызвало раздражение в среде городских кланов, которые не захотели делиться куском муниципального пирога с нахрапистыми «колхозниками». Последних постепенно от городской «темы» оттеснили. В итоге «Родной край» в ЭГС может рассчитывать только на своего земляка Александра Каманджаева.

Что же касается Н. Очирова, то по сведениям нашего источника в «Белом доме» главной причиной его отставки стал давний конфликт с председателем правительства Игорем Зотовым. И это один из показателей глубокого кризиса правительственных структур. Очиров в своей работе концентрировался на важных для республики проектах. Таких как борьба с опустыниванием, решение ключевых экологических проблем. В отличие от коллег по кабинету министров, он работал на перспективу, а не в угоду сиюминутной выгоде сомнительных прожектов. Это вызывало недовольство премьера-варяга, который периодически «стучал» на строптивого министра в первую приёмную. К тому же к «плану ликвидации» присоединились и другие обитатели «Белого дома», которым грезилось доминирование «Родного края». 

Будем надеяться, что Николай Лиджиевич ещё скажет своё веское слово в местной политике. С какой позиции – это совсем другой вопрос. Напомним, что через год, в 2018 году в республике пройдут выборы депутатов Народного Хурала. А Очиров, если у него появится желание баллотироваться, способен положить на лопатки любого оппонента в одномандатном округе. Благо за ним стоит проверенный годами электорат. Такой расклад наши местные «аналитики» как-то не учли. Да и нет у них желания работать на такую далёкую перспективу. Все прекрасно понимают, что обратный отсчёт уже пошёл, а в чемоданах ещё остались пустые места.  

 

Сергей ЗОРХНАЕВ