Сегодня 15:10 23.04.2024

Шли на днях с приятелем и его внуком по парку «Дружба». Напротив роддома малыш вдруг воскликнул: «На магазине возле нашего дома такими же красными буквами написано «Продуктовый рай». После добавил: «Ава, а что такое пе-ри-на-таль-ный центр? Тоже магазин?» И совсем уж забавно было слышать его игру слов: «А рай бывает перинатальным?» Пришлось объяснять, что «центр» с замысловатым названием вовсе не то, что он думает. Хотя, будь малыш поменьше своих 7 лет, можно было бы и поддакнуть. Мол, в здании с ярко-красной неоновой вывеской тоже «продают». Только не вещи, а маленьких деток. Которых аист принёс. Или, например, в капусте нашли. А вот бывает ли «перинатальный рай»? Трудно сказать, но уж лучше пусть будет он, чем не поддающиеся счёту «продуктовые центры».В общем, решив обойтись без сказок, приятель дал понять внуку, что в перинатальном центре рождаются на свет дети, там родился и он сам. Сказал честно, но без подробностей. А в душе ругнулся, что вместо привычного сочетания «родильный дом» пришлось употребить заимствованное нерусское. Зачем, кстати, оно вообще появилось в нашем и без того замученном чужими словами лексиконе? 

***

Знают ли элистинцы, что поутру на некоторых автодорогах их города образуются самые настоящие пробки. Не километровые ещё пока, а всего лишь на сотни метров, но тенденция, как говорится, налицо. Неровен час, когда автомагистралей машинам станет не хватать, и они примутся осваивать тротуары.

Тем более, что мешать им в этом некому. Ни гаишникам, которых в Элисте почти не видно. Ни общественности города, которая на борьбу с автохамами давно махнула рукой. Как, похоже, и муниципальная власть, занявшая позицию «над схваткой».

А ведь ещё недавно ставить личные авто во дворах микрорайонов считалось чуть ли не административным проступком. Теперь это пустившая корни привычка, причём ставят их не только на проезжей части, но и на тротуары, детские площадки и даже у дверей подъездов. Только ли потому, что платных стоянок поблизости нет, или же так удобнее? Деньги целее, да и просто круто: вышел из родных стен, сделал минимум шагов – и ты на колёсах.

 

***

Когда-то участок дороги от упомянутого «перинатального центра» до поворота-подъёма на улицу Джангара и обратно сопровождало ограждение из железных труб. Но затем его вдруг не стало. Говорят, денег в городской казне на его ежегодную покраску в красно-белые цвета стало не хватать, и от перил безопасности отказались. 

По другой версии, некий ловкий коммерсант взялся поменять трубы на новые, и куда-то исчез. Предварительно, правда, сдав их в металлолом и поделившись барышом с кем надо. Знающие люди посчитали, что речь могла идти не об одной сотне тысяч халявных рублей.

С внешней стороны той самой ограды был и есть тротуар, но ходят по нему горожане не часто, да и с опаской. Потому как пролетающие мимо, словно снаряды, легковушки в габариты проезжей части могут как-то не вписаться. Хорошо, если без грустных последствий для пешеходов и себя самих.

Вместе с трубами и, к радости водителей-лихачей, оттуда (кажется, навсегда) исчезли и дорожные стражи порядка. Обычно они стояли в том самом месте, где недавно соорудили вычурную развилку, ведущую через парк в сторону улицы Кирова. Забыв при этом о соседстве с Домом детского творчества, где занимаются в кружках дети, имеющие привычку пересекать дорогу там, где им заблагорассудится.

 

***

Насчёт ограждений не помешает добавить. То, что вы видите на снимке к этой публикации, относится к средней школе №3. Каждое утро, а иногда и весь учебный день, там скопление легковых машин. Возможно, родители, не считаясь со временем, ожидают своих чад. Нельзя исключать, впрочем, что отдельные старшеклассники посещают занятия таким вот «мажорным» способом.

Занятно не это. Притягивает внимание хрупкая ограда длиною 15-20 метров и примыкающая к главному входу в образовательное учреждение с двух сторон. Для того, видимо, чтобы исключить наезд на школьников незадачливыми водителями. Преодолевая бордюр, увы, ибо такая езда в Элисте стала явлением обыденным. Но почему барьер безопасности в данном случае такой короткий? Похожая картина, кстати, и с теми же заморочками и возле средней школы №4.

 

***

При всём притом затея с мини-оградами, сама по себе, неплохая. Полезная, прежде всего, хотя и внедрена кое-где в жизнь больно уж коряво. Вблизи полицейского поста, что между двумя корпусами гостиницы «Элиста», например. Ради чего она там торчит, не ответит никто. Потому что находится на отшибе, не принося ни вреда, ни пользы. Потому предлагаю её оттуда убрать и приспособить возле одной из школ города. 

Ну а если рассуждать более широко, ограждения, подобно тому, что на снимке, необходимы всем микрорайонам Элисты. Чтобы опоясать ими там все, без исключения, внутридомовые территории. И если эту архисложную задачу удастся решить, надо создать на огороженных пространствах уголки комфорта для тамошних жильцов. Установить скамейки для отдыха, например, и сушилки для белья, оборудовать детские площадки, покушаться на которые автовладельцы уже не смогут.

Предвижу ярость тех, кто паркуется сейчас там, где им вздумается. Претензия будет примерно такой: а где мы должны ставить машины, если личные гаражи не по карману, а платные стоянки, словно по чьей-то злой воле, дружно закрылись? Ситуация, безусловно, щекотливая, и ответ тут должен исходить от властей города. Раз денежных средств хронически не хватает, значит, их надо зарабатывать.

 

***

Открытием, точнее, реанимацией платных автостоянок в том числе. Они ведь могут реально пополнять казну, причём сверхусилий для этого не потребуется. Но вместо этого горадминистрация идёт путём попроще: продолжает направо-налево выделять (продавать?) земли под торговые точки, ошибочно считая это «локомотивом» прогресса, и конца этому балагану не видно.

Алексей Орлов, помнится, пару лет тому назад предложил властям Элисты проблему автостоянок закрыть. Немедленно и бесповоротно. Речь в частности шла о возведении сразу 3-х (!) многоуровневых парковках, притом, что имевшиеся на тот момент в центре города «одноуровневые» задумывалось даже расширить.

Назывались, кстати, места будущих автоновостроек - напротив магазина «Старый гастроном» и у здания калмыцкого офиса Сбербанка РФ (ул. Ленина), а также у центрального казачьего рынка.

Чтобы придать своей задумке решительность и напор, Орлов в компании городского головы Сергея Рарова наведался в места предполагаемого строительства. 

Рабочая кутерьма, ясное дело, проходила под пристальным вниманием местных журналистов, конспектировавших каждое слово двух патронов. Раров, правда, в основном угрюмо молчал, изредка кивая или поддакивая главе республики. Который отдувался за двоих и в пылу традиционной риторики слегка переборщил – дал команду начать строительство «уже в этом (2015-м. – прим.автора.) году», так как Элиста не справляется с увеличившимся за последние годы количеством личного автотранспорта.

 

***

Дать-то сигнал к действию дал, но сроки его окончания не обозначил. Забыл или сделал это умышленно? Дабы интригу сохранить, ибо «пообещать – не значит жениться»? Самое примечательное – Раров со своей администрацией ценную идею Орлова, похоже, не подхватили. Поэтому заводить снова старую пластинку - строятся ли в нашей столице «многоуровневые автостоянки» или нет, лишено смысла. 

Равно как и иронизировать в адрес главы, указывая на то, что он держит на столе капли для носа и «дерево богатства». Об этом часть жителей Калмыкии узнала, подержав в руках настенный календарь-плакат на 2017 год с фотопортретом Алексея Маратовича. Всё в этом глянцевом полиграфиздании вроде как добротно, только вот Путин совсем уж какой-то «ранний» - худенький и строго смотрящий в спину. Да ещё это средство от насморка и символическая побрякушка… Зачем руководителю республики вера в магический талисман, если он богат и счастлив и без него. Своей высокой миссией, прежде всего. Продиктованной волею земляков и их добрыми помыслами.  

А «многоуровневые стоянки» где-то тайно, возможно, и сооружаются. Просто мы их не замечаем. Как, например, строительство Кетченеровского мясокомплекса и водовода из Левокумки… 

 

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ