Сегодня 13:16 20.04.2024

Пролог

Из Википедии: «…период полураспада это промежуток времени, в течении которого распадается половина данного количества ядер радиоактивного изотопа, которые затем превращаются в другой элемент» 

Калмыкия, год 1993-й, начало апреля месяца, впереди предстоят первые в истории нашего народа выборы президента Республики Калмыкия, тогда мы еще имели право назвать высший пост РК – президентством.

На улицах нашей степной столицы уже вовсю распустились деревья, солнце щедро согревало своим теплом землю, в то время как в воздухе едва уловимо пахло сиренью, а лица обдувал свежий весенний ветер - ветер надежд и перемен. Из проезжающей мимо машины слышались слова знаменитой песни Виктора Цоя «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза, в нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен. Перемен! Мы ждем перемен!». 

Казалось, что сама весна вместе с людьми радовалась солнцу, и их ожиданиям перемен к лучшему. Люди искренне радовались и надеялись, что предстоящие выборы привнесут в нашу маленькую республику изменения в лучшую сторону. Никогда раньше в истории нашего народа, да и, пожалуй, в истории России не было такой уникальной возможности, самим определить свою дальнейшую судьбу. Казалось, что сама судьба благоволила к нам – все что требовалось, это сделать правильный выбор, быть активными в достижении своей цели, и тогда, кто знает, может быть, история могла пойти по совершенно другому пути, но, к сожалению, история не имеет сослагательного наклонения. Перед нашим народом не имевших никакого опыта в подобных мероприятиях ранее, стояла дилемма - сделать выбор из нескольких кандидатов, которые щедро давали свои обещания в преддверии часа икс, каждый из которых уверял, что только он может привести нашу Калмыкию к процветанию. Говорят, что новое, как правило, пугает людей своей неизвестностью, но как мне вспоминается, тогда не было у людей никакого ощущения страха, большинство жило ожиданием перемен к лучшему.

Не буду напоминать имена кандидатов на пост президента Калмыкии, также как их предвыборные обещания, программы, об этом было в свое время достаточно много сказано и написано – люди среднего и пожилого возраста все это должны прекрасно помнить.

Какого кандидата выбрали, и к какому результату мы пришли в итоге, все это мы прекрасно знаем и видим сегодня. Сейчас, после стольких прожитых лет, мне на ум приходит выражение несравненного Ефима Капеляна, в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны». Перефразируя его слова, можно сказать «Пьяный воздух свободы сыграл злую шутку с нашим народом» и он в результате совершил непоправимую ошибку, поверив обещаниям молодого авантюриста. С этого рокового момента, по моему глубокому убеждению, берет начало «период полураспада» калмыцкого общества. С самого первого момента людям стали продвигать идею мессианства, то есть исключительности лидера, согласно которому только он - единственный «лидер» способен вести за собой простой народ, в массе своей глупый и не способный ни на что. С первых шагов президентства Илюмжинова нам жителям Калмыкии вдалбливалась идея его «избранности». Повсюду где только было возможно, устанавливались огромные билборды, где этот «мессия» был вместе, то с Далай-ламой, то с Папой Римским, то с главой русской православной церкви патриархом Алексием. Во все государственные организации, и не только, было «рекомендовано» иметь портрет местного национального лидера непослушание же каралось самым жестким образом. Тогда, в начале «времен», наш народ в массе своей был еще не так запуган и как следствие – было много смелых и активных людей способных оппонировать новоиспеченному лидеру. Но как любил говаривать наш новоявленный президент «Собака лает, караван идет». Как итог, после первой его «семилетки» – в республике практически не осталось лидеров способных консолидировать людей и остановить этого «безумца», что в итоге привело к экономическому краху республику. В результате всего этого, начался исход нашего народа из Калмыкии, тогда еще не так заметного как в наше время. Наступили смутные времена, была жестоко убита редактор единственной оппозиционной газеты «Советская Калмыкия сегодня» Лариса Юдина, выдавливались за пределы республики все, кто пытался оппонировать политике «национального лидера», создавалась обстановка нетерпимости  в отношении людей не поддерживавших действия властей.

В то же время, все кто был послушен и принимал правила «мессии» вознаграждались за это. Так председателем Национального Банка РК  стал некто В. Дарбаков - строитель по образованию, главным критерием избрания которого, с его слов, была «слепая вера» в мессианство своего благодетеля. Подобная практика становилось нормой, и чтобы занять место «под солнцем», многие люди охотно принимали эти правила. Так специально под «верного» человека - журналиста Капканова была создана газета двойник «Советская Калмыкия », а место главы администрации занял «друг юности» также строитель по образованию Х. Шалхаков. На глазах всего народа, происходила обратная селекция, когда все отрицательные человеческие качества - такие как лизоблюдство, пресмыкание перед начальством, отсутствие своего мнения - возводились в ранг добродетели. Все это не могло не сказаться на нашем народе, который следуя «общепринятым» нормам шаг за шагом становился все более маргинальным. Уже во многих калмыцких семьях происходило понимание новых реалий и многие просто подстраивались под них, объясняя свое «разумное поведение» способом выживания.  К ярким примерам маргинализации можно отнести события, произошедшие после печально известного митинга 2004 года. Когда лидеры протестного движения, после массового избиения людей на площади «Ленина» поняли и приняли «условия» местного царька. Прошло некоторое время и за это «понимание» они были вознаграждены властью, кто-то получил очень хорошо оплачиваемую должность, кому-то достался министерский портфель, кто-то пропихнул своего родственника на работу в министерство или еще куда-то. Последствия всего этого, это полнейшее разочарование народом в «элите» оппозиции и практически массовый исход людей за пределы республики, в том числе и идеологов этой концепции. Так сын бывшего президента РК Илюмжинова давно обосновался в Америке, а сынок «несменяемого» главы администрации РК также покинул родные пенаты и по слухам обосновался в Великобритании, попутно развивая семейный бизнес в одной из стран Европы. Бывший мэр Бурулов, ныне живущий в Болгарии и имеющий там бизнес, тоже значится в этом списке подобных «патриотов», который можно было бы продолжить. 

Тем временем неспешным шагом приближался 2010 год, год, который на короткое время породил в умах людей маленькую надежду на перемены. Президент Медведев вдруг милостиво разрешил «уйти в отставку» главе РК Илюмжинову и предложил внести кандидатов на должность главы РК. Какие обстоятельства подвинули Путина-Медведева совершить подобное «действо» - история об этом умалчивает. Вскоре ошалевшие от такой возможности, остатки былой оппозиции «выдвинули» своих кандидатов: А.Дорждеев экс-председатель правительства РК, работающий на тот момент в правительстве соседней Волгоградской области, Б.Хулхачиев экс-депутат ГД  первого созыва, до этого занимавший пост председателя городского суда и работающий в то время замминистра по ценным бумагам в правительстве РФ. Со стороны же растерявшейся местной власти был выдвинут, скорее всего, чисто формально, депутат местного Хурала господин Козачко. Казалось, что «дракон» побежден, и луч надежды забрезжил в глазах людей. Но не тут то было. Последовал ход конем президента  ФИДЕ Илюмжинова и в число кандидатов была внесена «темная лошадка» Орлов.А.М, последние пятнадцать лет работавший в «печально известном» калмыцком постпредстве в Москве в качестве постоянного представителя. Республика замерла в тревожном ожидании. По всем существующим параметрам, на пост главы РК могли серьезно претендовать только две реальные фигуры это А.Дорджеев и Б.Хулхачиев. Но, как известно - «Россия – родина слонов» и вопреки всем прогнозам Путин выбрал «мажордома» к вещей радости Илюмжинова, чьими неимоверными стараниями этот герой был представлен самому «ему» надо полагать с такими аргументами, после предъявления которых Путин не смог отказать в этом назначении. Но это, как оказалось потом, была пиррова победа – «ученик» оказался достойным своего «учителя» и вскоре после назначения, Орлов дал понять Илюмжинову, что роли теперь поменялись. Все вернулось на круги своя – есть «лидер» с неограниченными возможностями в виде федеральных инструментов «влияния»: как то прокуратура, полиция, ФСБ, налоговая и пожарные инспекции и много чего другого, а по другую сторону все остальные «поданные». История сыграла злую шутку с Илюмжиновым, возомнившим себя небожителем – ему было указано, что он теперь такой же, как и все смертные и должен следовать воле лидера беспрекословно. 

Ученые считают, что человек ставший «царем» природы – стал таковым благодаря своему разуму, жизненному опыту, умению извлекать уроки из своих ошибок, что позволило в итоге  стать ему «Homo sapiens» то есть человеком разумным. События последних десятилетий в России (и в Калмыкии в частности) свидетельствуют, что большинство людей живущих в ней - дезориентированы, не учитывают ошибок прошлого и  своими действиями пытаются повернуть ход истории вспять. В качестве примера в Госдуме законодательном органе РФ, раздаются взаимоисключающие призывы - «возрождения» колхозов, восстановление памятников Сталину и Союза в целом, также как и призыв «реинкарнации» российской монархии и тому подобные вещи. Пример истории современной цивилизации доказывает, что наиболее развитыми и как следствие богатыми, становятся страны, которые берут на «вооружение» западную модель развития. Современная «западная модель» возникла в процессе исторической эволюции, и одной из базовых черт этой модели, является формирование гражданского общества как основы демократического развития. Страны, взявшие за основу эту модель - добились впечатляющих успехов за короткий исторический срок. Примеров более чем достаточно - Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и даже коммунистический Китай делает определенные шаги в этом направлении.

Предвосхищая реплику-вопрос среднестатистического читателя «мы и без вас все это знаем и видим», что вы-то предлагаете? Отвечаю. В далеком тринадцатом году я написал статью «Быть или не быть нашей Калмыкии?», которая была опубликована  в газете «Современная Калмыкия», где, как мне представляется, можно найти ответ на подобный вопрос. Пользуясь случаем я приведу несколько строк оттуда: «Главная проблема для нас калмыков, на мой взгляд – является вера в некоего лидера, который придет и решит за нас все наши проблемы»; «Мне представляется также, что нам следует создать некий неправительственный национальный институт основанный на демократических принципах, позволяющий выбирать достойных представителей нашего народа, которые смогут отстаивать наши национальные интересы».

 

Эпилог

А теперь, что касается реалий сегодняшнего дня. Должен отметить, что это мое субъективное мнение, к которому я пришел по просшествии последних трех лет, большую часть времени которых я провел в Калмыкии. Я полагаю, что в современных условиях сложившихся в Калмыкии и в России в целом, любая попытка изменить положение вещей к лучшему обречена на провал. У нас в республике отсутствует гражданское общество как таковое, равно как и возможность построить это самое общество. Плюс ко всему этому власть, как местная, так и федеральная, как правило, против каких-либо изменений – поскольку это означает их политическую смерть. Кроме этого я вынужден также констатировать, что огромная, и к слову сказать, наиболее активная часть нашего народа покинула республику, в силу вышеприведенных обстоятельств. Мы все с вами прекрасно понимаем, что большинство из этих людей,  в обозримом будущем, вряд ли вернутся на родину. Это - констатация факта, без ненужного здесь патриотического оптимизма.

С учетом всего этого, картина сегодняшнего дня выглядит, довольно мрачной и бесперспективной. Но за последние три десятка лет, произошло столько событий, начиная с внезапного развала страны, изменения общественного строя, коллапса финансовой системы и заканчивая чередой локальных войн, что какое-нибудь непрогнозируемое «очередное событие» не выглядит таким уж и мрачным.

 

Павел Мацаков, общественный деятель